ТУТЫР

Тутыр,на по осетинской  определяется как  - оберегание овец от волков-хищников. Таким образом, Тутыр оказался не пастырем овец (им является Фалвара), а хозяином, повелителем волков. Поэтому волки, как полагали горцы, без ведома своего владыки, не истребляли овец. Отсюда осетины-скотоводы старались быть с Тутыром в самых добрых отношениях - они платили ему "хъалон" (подать) принесением ему в жертву козла (Т у т ы р ы ц ж у), устройством особого праздника - "Т у т ы р т ж", исполнением обряда "Т у т ы р ы к о м д а р ж н" (Пост тутыра) и тд.

Южная Осетия. Религия. Секты

Вопрос религии уже не одно тысячелетие будоражит людей. Сегодня в современном мире радикальных притеснений в области религии не наблюдается, однако вопросы и негодование будут всегда.
В последнее время население Южной Осетии встревожено информацией о том, что есть идея построить на территории 4-ой Российской военной базы Южной Осетии для военнослужащих-мусульман мечеть. Для разъяснения данной ситуации корреспондент ИА ОСинформ обратился к уполномоченной по делам религии при Президенте РЮО Соне Хубаевой.
Хубаева рассказала, что подобные просьбы поступают не впервые.
«Прошения поступали к нам и после августовских событий 2008 года, на что руководством Республики дан был четкий ответ в соответствии с законодательством Южной Осетии, - сказала Хубаева. - Были проведены разъяснительные работы с обращающимися, и мы объяснили, что есть основной закон «О свободе совести и религиозных организациях в РЮО», который гласит, что православие и национальные религиозные верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа».

ДОНЫСКЪÆФÆН

В.Абаев «Историко-этимологический словарь осетинского языка»
Donysk’æfæn ‘праздник крещения’. Буквально «(праздник) быстрого ношения воды» (после обряда все нарасхват кидались унести «освященной» воды).
Ногбонæй æхсæз боны фæстæ æрбалæууы æндæр бæрæгбон — Доныскъæфæн. Адæмы уырнынадмæ гæсгæ, уыцы æхсæв суæрттæм æмæ цæугæдæттæм вæййы алæмæты удæгасгæнæн тых, уды йæ тæригъæдтæй сыгъдæггæнæн миниуджытæ.

Наступивший 2015 год. Краткий обзор национальных праздников осетинского народа

Наступивший 2015 год. Краткий обзор национальных праздников осетинского народаНаступил Новый 2015 год и вместе с тем в Осетии начинается очередной цикл религиозных праздников. По традиции и народным верованиям собственно Новый год наступил по старому стилю в ночь с 13 на 14 января. А значит именно эта ночь и является главной в наступившем году и для осетин.

В году нынешнем новогодняя ночь совпала с еще одним традиционным празднованием – «Бынатыхсæв» (букв. Ночь места). Считается, что у каждого дома есть свой покровитель – «Бынаты хицау» (букв. хозяин места или домовой), которого необходимо задобрить. В ночь со вторника на среду режут петуха, желательно темной окраски. Так как праздник широко отмечается в Осетии и поныне, накануне этого дня на городском рынке петухи были в большом дефиците. Кроме того, выпекаются пироги, нарезается сыр, готовятся сладости, достаются соленья, все приготовленное выставляется на стол. Старший мужчина в семье произносит молитву, обращаясь к «Бынаты хицау» с просьбой оказать покровительство семье. После него слово берет старшая хозяйка, именно ее молитва более всего по душе патрону дома. По окончании первого круга тостов гасится свет, и все выходят из дома. Полагают, что «Бынаты хицау», оставшись дома один, сможет спокойно отведать приготовленные в его честь яства. Через короткий промежуток времени домочадцы возвращаются в дом, и начинается основная часть пиршества.

ЦЫППУРС

В.Абаев «Историко-этимологический словарь осетинского языка»
Cyppῡrs: в христианской среде приурочено к рождеству. Праздник назван числительным «сорок», вероятно, потому, что ему предшествовал сорокадневный пост.
cypporsej bærægbon — «праздник сорока», в дальнейшем bærægbon отпала.
Этимологически cyppῡrs возводится к иран. čatvᾱr(in)sat ‘сорок’.
čatvᾱr ->čætbar -> čæppar -> cyppar | cuppar;

Ирон адæммæ бæрæгбонты зымæгон хай райдайы Цыппурсæй (дыгуронау Цæппорс). Ацы бæрæгбон кодтой зымæгон хурхæтæны бонты, Ног азы æрбалæудæй иу къуыри раздæр. Цыппурсы агъоммæ ирæттæ дардтой мархо. Мархо дарыны æгъдау йæ равзæрдмæ гæсгæ у тынг рагон, уый сæвзæрдис, адæмыл-иу цы æнамонд хабæрттæ æрцыд, уыдон домæнты бындурыл, аразгæ та йæ кодтой уыцы æнамонддзинæдты фæдыл хъынцъым равдисыны нысанæн.

Сохранить наследие предков

Известно, что свои особенности имели у осетин зримые воплощения присутствия божественной сути – святилища (ку-вæндон/ковæндонæ). Кувæндон (букв. «место для моления») в Осетии были представлены несколькими типами. Это могли быть добротные сооружения из неотесанного камня на растворе или без него, другие представляли нагромождения камней, оставшихся от более древних построек... Небожитель мог «обитать» в кронах деревьев или же в пещере. Иногда святилища обретались в развалинах башен или сами были построены в виде маленьких монолитных башенок. Часть святилищ имела ограждения, за которые могли заходить только жрецы. Иногда в качестве мест отправления традиционного культа использовались и заброшенные православные храмы, которые, в свою очередь, обычно строились на священных для местных жителей местах.

Святилища располагались как в населенных пунктах или рядом с ними, так и на возвышенностях. В последнем случае, если доступ к святому месту был затруднителен, со временем обустраивался «филиал» у его подножия. Святилища были общеущельными, общесельскими и фамильными. Если жители переселялись в другое место, то они обустраивали там и святое место. Для этого было необходимо забрать из прежнего святилища один камень и уложить его в основание нового.

Осетинский святой или православный мученик

В неделю празднования Джеоргуыба в соцсетях развернулась споры, является ли этот праздник традиционно осетинским или имеет христианскую основу. Свое мнение на этот счет высказали респонденты «15-го Региона».

Учредитель религиозной организации традиционных верований осетин Марат Цагараев убежден, что издревле это был праздник изобилия и окончания полевых работ, и отмечается он по завершению сельскохозяйственных работ, когда заготовлено сено, убрано зерно, фрукты и овощи приготовлены к хранению. По-осетински этот праздник называется «хоры барагбон» или «баркады барагбон». Сегодня за столом в молитвах старших эти эпитеты, но уже приуроченные к Джеоргуыба, все еще звучат, хоть и не осмысленно. Этот праздник, по мнению Цагараева, и получил название «Джеоргуыба». В то же время грузинская православная церковь отмечает один из почитаемых для дней поминовения — колесование Святого Георгия. 23 ноября официально именуется в грузинском церковном календаре как Георгоба. Это же название, считает Цагараев, грузинские миссионеры перенесли и на осетинский осенний праздник изобилия.

Святилище Мыкалгабырта

Святилище Мыкалгабырта Мыкалгабырта − одно из древнейших святилищ.
Находится святилище в Уалладжыры коме (Алагирском ущелье). Согласно легенде, одному человеку Высшими силами было доверено быть в нём жрецом − дзуары лæг. Жил он недалеко от святилища вместе со своей семьей. А около святилища был медный котёл для варки пива, пиво в котором никогда не кончалось. Этим пивом и возносились молитвы Мыкалгабыртан.

ХОХЫ ДЗУАР

Фæлтæр: Фæззыгон бæрæгбонтæ

Ацы бæрæгбон уыдис нæлгоймæгты стырбон. Моймæцыд сылгоймæгтæ дзы архайдтой. Бæрæгбон арæзтой Хохы дзуары номыл цалдæргай хъæутæй иумæ, йæ кувæндон уыдис бæрзонд хохыл. Хохы дзуары тыххæй ацы зонæнтæ сбæрæг кодта Д. Я. Лавров, фæлæ бæрæгбон чи арæзта, кæнæ йæ кæд арæзтой,

Хохы дзуар у хæххон адæмы стырбон. Йæ кувæндон ис Нары кæмттæй иуы, Гуыркъуымты комы, тæккæ рæбинаг хъæу Тъæпæнхъæуы сæрмæ Тъеплейы цъуппы бын. Дзуары агъуыст у Нузалы аргъуаны хуызæн, ис фидар æмбонды мидæгæй. Йæ сисы гайлайы ис дзæнгæрæг, дзуары ныв, саджы сыкъатæ æмæ мысайнæгты къопп. Ацы бæрзонд кувæндонмæ куывды цыдысты Нары кæмтты æппæт цæрджытæ, Туалгомы бирæ хъæуты куывддонтæ. Алы хæдзар дæр йæ кусарты æвдасарм, арахъ, бæгæны æмæ физонæг хаста дзуары бынмæ. Сылгоймæгтæн дзуары бынмæ ссæуын нæ фæтчыдис æмæ-иу баззадысты бынæй комы, Майрæмы кувæндоны бын. Скувыны фæстæ-иу фæсивæды зард, хъазты æмдзæгъд æмæ фæндыры зæлтæ уадысты комы цæрджыты хъустыл. Тъæпæнхъæуы, Бырнацты æхгæд мусы къухбакæнæн нæ уыдис кафтмондаг фæсивæдæй. Цалдæр боны нарон хæдзæрттæ нæ цух кодтой уазæгæй. Алы хъæуæй дæр хъуыстис зард æмæ хъазты хъæр.

Возрождение древних традиции празднования Дзуары бон (фото)

Ежегодно 18 октября в родовом селении фамилии Бетеевых - Борджнис - отмечают Горийы Дзуарыбон. Горий дзуару произносят молитвы и просят блага и особенно те у кого нету детей. Сюда приезжают представители фамилии Бетеевых и их родственники - жены, невесты, зятя, племянники со всех концов Осетии и России.
Селение Борджнис расположено в 5 километрах от поселка Дзау. Здесь словно забытая человеческим вмешательством девственная природа производит на впервые попавшего сюда некое магическое действие, словно окунаешься в параллельную реальность и весь ежедневный быт кажется таким мелким и пустым на фоне этого совершенства природы.
Вот и в в этом году две семьи Бетеевых - Роланда и Юрия, организовали куывд для представителей своей фамилии. Дзуарыбон был организован в стиле народных традиций наших предков. Трое из старейших представителей фамилии Бетеевых произносили молитвы , восседая на оригинально высеченных из стволов деревьев стульях, больше напоминающих трон и круглым столом, напоминающим "Тымбыл фынг" на трёх ножках, как и во времена наших предков. Под крышей навеса был представлен некий музей под открытым небом - изображения богов из Нартского эпоса - Уастырджи (покровитель воинов и путников ), Уацилла (плодородия ), Тутыр (зверей), Фалвара (покровитель домашнего скота) и т. п. Это все непроизвольно обогащало всех присутствующих, вызывая в них гордость за нашу историю. После того, как каждая семья помолилась Дзуару , произнесли куывд со стаканом осетинского домашнего пива и зажгли свечи, люди сели за стол.

Тылаттатæ Чермены зараг

Тылаттатæ нын байуæрстой
Muzhskoj_hor_Severo-Osetinskoj_Gosfilarmonii_pod_upravleniem_O._Dzhanaevoj_-_Tylattaty_CHermeny_zar_g_iPlayer.fm.mp3 [6,11 Mb] (cкачиваний: 918)
Ой, уæрæйдæ, уæй!
Æрнæджытæ, гæмæхтæ.
Черменæн дзы хай равзæрстой:
Ой, уæрæйдæ, уæй!
Цъыфдзæстытæ, къæдзæхтæ.

Бадти йæ мад æнкъардæй,
Ой, уæрæйдæ, уæй!
Арты фарсмæ къонайыл:
«Сайдзысты дæ мæнгардæй,
Ой, уæрæйдæ, уæй!
Ма-иу баууæнд Хъобаныл».

Куы фæтæрсон æз мe знæгтæй,
Ой, уæрæйдæ, уæй!
Мæ хъару ’мæ мæхæдæг,
{Уæд фæхъæуон æз мe ’мгæрттæй,
Ой, уæрæйдæ, уæй!
Хæрам мын уæд дæ фæдæг!} x2

ИЧЪЫНА

Фосдардимæ баст фæззыгон бæрæгбонтæм хауы Ичъына дæр. Кодтой йæ, фос-иу сæрдыгон хизæнтæй фæззæджы хæдзармæ куы скъæрдтой, уыцы афон, æмæ-иу уыд Фæззæджы Тутыры стырбоны хæдфæстæ. Йæ аразæн бон уыдис къуырисæр, стæмдæр хатт та — цыппæрæм кæнæ хуыцаубон. Раджы заманты Ичъына уыдис иумæйаг ирон стырбон, кодтой йæ Ирыстоны алы ран дæр, фæлæ йæ уæддæр иууыл парахатдæрæй кодтой Чеселтгомы, Æрыдоны, Æрæфы алыварс хъæуты. Ичъына вæййы рагвæззæгæй æрæгвæззæгмæ рахизыны рæстæджы, фосæлвынæн афон. Уый у фосдарыны культимæ баст стырбон.

В Южной Осетии 21 сентября празднуют Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября весь православный мир отмечает Рождество Пресвятой Богородицы.  Пресвятая Богородица особо почитается в Южной Осетии. На территории республики очень много Храмов построено именно в честь Рождества Богородицы. 

Этот праздник известен с IV века. Все древнейшие памятники духовной письменности Востока и Запада свидетельствуют о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, святая равноапостольная царица Елена построила храм в честь и память Рождества Пресвятой Богородицы. Указания на этот праздник находятся в писаниях святителя Иоанна Златоуста. Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский (V век), написал некоторые песнопения на богослужение в праздник Рождества Богородицы, которые мы можем слышать в храмах и в наши дни.

Видео репортаж с празднования в святилище "Реком"

[media=https://www.youtube.com/watch?v=y0niAvd1F54]
Реком (осет. Реком) — персонаж нартского эпоса и осетинской мифологии, божество плодородия, а также одно из трёх, кроме Мыкалгабырта и Таранджелоз, осетинских святилищ.

К Реком обращались с просьбой послать богатый урожай, удачный сенокос и охоту. Реком являлся многофункциональным божеством, кроме просьб, связанных с сельским хозяйством, к нему обращались для исцеления от болезней и защиты от злых сил. Культ почитания Реком был широко распространен в Алагирском ущелье и праздник, посвящённый Реком, отмечался в июне. Во время этого праздника, который длился целую неделю, совершалось жертвоприношение Реком многочисленного скота. При жертвоприношении могли присутствовать только мужчины, потому что святилище Рекома являлось центром культа Уастырджи, являвшегося покровителем мужчин.

Празднование Дауджытæ как отголосок глубокой старины

В Южной Осетии в самом разгаре череда религиозных праздников. На этой неделе отмечался один из основных - Дауджытæ. Это празднество известно как в горной полосе, так и в ряде равнинных сел Осетии.
Дауæг, дауджытæ (дух, покровитель) - в религиозном воззрении осетин общее наименование всякого рода небесных сил. Под Дауджытæ обычно подразумевается не какое-то определенное божество, а весь сонм покровителей природного мира. В числе других древних святых они постоянно упоминаются в осетинской мифологии, нартовских сказаниях и молитвах как небесные духи низшей категории, в отличие от духов высшей категории (Уацилла, Фæлвæра).
Праздник в честь Дауджытæ отмечается и сегодня, он обычно приходится на субботу или воскресенье июня. Но бывают и исключения. Например, в селении Ерцо Кударского ущелья празднество справляется во вторник.

Колонка редактора газеты "Южная Осетия"

После окончания Пасхи в Южной Осетии традиционно начинается новый период - период религиозных празднеств. Практически каждое воскресение в том или ином ущелье Праздник. Именно с большой буквы.
Собственно говоря, раньше период празднования начинался уже в воскресение, предшествовавшее началу Великого поста. В этот день сельское общество закалывало откормленного быка, чтобы вдоволь полакомиться мясом перед длительным воздержанием. Но полный запрет не наступал сразу. В начальный период Великого поста еще можно было есть рыбу и пироги, что также было учтено. Тогда отмечалось празднование «Тутырта». Интересно оно проходило в селении Уанел (Ванел) Дзауского района. Селение это расположено на Транскаме, да и раньше эта дорога была оживленным трактом, соединяющим горные села с Цхинвалом. Так вот, с воскресенья по пятницу любой путник, проезжающий через село, становился пленником хлебосольных хозяев. Но если вы ненароком проезжали через Уанел в пятницу - то быть вам битым. Такая уж была традиция.

 

хлеб

 

 

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
ЮОГУ

Цитаты

Иногда хватает мгновения, чтобы забыть жизнь, а иногда не хватает жизни, чтобы забыть мгновение. Джим Моррисон
***
Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам. Дориан Грей
***
Сильные люди не любят свидетелей своей слабости. Маргарет Митчелл
***
У людей теперь нет времени друг для друга. Кларисса Маклеллан
***
Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь. Марк Твен

Все комментарии

 

Энергоресур

Объявления

Из Цхинвала в Москву отправляться грузовой авто транспорт. Выезд 15-го в Москву, 18-19 в Москве, и 20-го обратно в Цхинвал. Тел 8 929 804 55 31 Тел в Москве 8 928 857 55 50. Вова
***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!