22 декабря в северной части Алании отметили Новый год по солнечному календарю.


В селении Ирыхъаеу, а также еще в 4 населенных пунктах в Северной Осетии отметили Новый год по солнечному календарю.

Сегодня в 7.20 утра в южной часть Алании отметили Новый Год по солнечному календарю.

Бытует множество мнений, как же все-таки и когда появился праздник "Новый год". Точного ответа нет до сих пор, разные народы и культуры по-своему трактовали и символизировали начало нового года, поэтому время и формат празднования кардинально отличались. Однако почему теперь началом нового года считается 1 января?
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».
Со времени издания указа Петра Великого прошло уже несколько веков, однако в Осетии сохранилась и возрождается первоначальная форма празднования этого события.
В осетинском традиционном календаре начало Нового года приходилось ранее на день зимнего солнцестояния «Цыппурс» и отмечалось 22 декабря. Декабрь даже называется по имени празднества «Цыппурсы мæй» (букв. месяц Цыпппурс) отмечаемый в этот же день. В христианскую эпоху этот праздник сместился к православному Рождеству и потерял прежние функции. День зимнего солнцестояния отмечался, как начало нового года не только у осетин, но и у славян, китайцев и др.
Жители Южной Осетии решили возродить празднование традиционного Нового года.
Вот уже четвертый год в день зимнего солнцестояния в северной окраине города Цхинвал в Аланской крепости собираются люди, чтобы встретить на рассвете солнце, которое знаменует себе начало жизни для нового года.
Ниже приведен репортаж с места празднования.

УАСТЫРДЖИЙЫ ФÆДЗÆХСÆН БОН

УАСТЫРДЖИЙЫ ФÆДЗÆХСÆН БОН — хуыцаубон алы ирон бинонты æфсин дæр кодта æртæ кæрдзыны æртæ зæды номыл — Бынатыхицауы, Уастырджийы æмæ Хъæуызæды номыл. Ахæм уагыл куывтой Æрвитæны дыццæджы дæр.

Уастырджи - как дух инициаций

К вопросу о первоначальной символике образа Уастырджи

На протяжении тысячелетий религиозные верования стремились удовлетворить духовные потребности как целого общества, так и отдельных его представителей. 

В то же время верования и обычаи несут в себе интегрирующую функцию, являясь фактором, укрепляющим и поддерживающим существующую систему социальных отношений, способствуют сохранению традиций и обычаев этноса. Религиозные идеи обеспечивают стабильность общей психологической жизни как целого этноса, так и отдельных его представителей. Связанный общностью религиозных идей и обычаев, этнос становится более устойчивым и во внутреннем отношении, и во внешнем плане.

Праздник с тысячелетней историей

20 ноября, отмечается главный религиозный праздник осетинского народного пантеона - Джиуаргуыба. Посвящен он небожителю, покровителю Осетии Уастырджы/Уасгерги. Это традиционное празднество, имеющее тысячелетнюю традицию, отмечается, впрочем, осетинами вне зависимости от места текущего проживания. С одинаковым восторгом в этот день за стол сядут в Москве, Нью-Йорке, Париже или Оттаве. Празднование Джиуаргуыба не только объединяет всех осетин, но и дает им возможность вспомнить о своих национальных корнях.

Если человек, приехавший в Осетию или общающийся с осетинами за пределами их родины, хочет получить их признательность, достаточно сказать одну фразу: «Да поможет вам Уастырджи!». Отношение к вам мгновенно изменится в лучшую сторону.

«Сакральная архаика осетинского Кувда в контексте системы древних техник религиозного экстаза»

В СОИГСИ состоялся научный семинар кандидата исторических наук, научного сотрудника отдела источниковедения Алексея Людвиговича Чибирова на тему: «Сакральная архаика осетинского Кувда в контексте системы древних техник религиозного экстаза».

А.Л. Чибиров представил коллегам новую интерпретацию значения осетинской обрядовой церемонии Кувд в контексте системы древних техник религиозного экстаза. Со ссылкой на известных осетинских ученых-этнографов В.И. Абаев, В.С. Уарзиати исследователь проанализировал сакральное значение церемонии Кувда и рассмотрел возможные параллели в других религиях и культурах, в частности в Зороастризме.

По мнению А.Л. Чибирова, чисто внешне современное осетинское обрядовое пиршество Кувд – это отражение древнего мистического действа, один из важнейших элементов осетинской космогонии. Кувд – молитва, составляющая Кувда – обрядового пиршества, как правило, с жертвоприношением, – это видоизмененный временем магический ритуал, первичная, архаичная суть которого сохранилась в самом названии – «кувд-моление», целью которого было вхождение в «измененное состояние сознания» для получения «мистического опыта». -ekstaza

В Борджнисе отметили религиозный праздник по древним обычаям.

15 октября 2016 года состоялось празднование Горие дзуарыбон фамилией Бетеевых в родовом селении Борджнис. С севера и юга Осетии съехались более ста двадцати человек представителей фамилии Бетеевых, а также их родственники, племянники, зятья и т.д. На этот раз принимающей стороной ( фысым) были семьи Бетеева Алеша и Гено Каджаева, которые, надо отметить, постарались на славу. За год они построили новый красивый навес, под которым все съехавшиеся уютно разместились. Приготовленные яства были очень вкусными , молитвы произносились у святилища только с домашним осетинским пивом ( Ирон баегаены).

Хуссар Ирыстоны самадтой Рекомы Уастырджийы кувæндон

Ног аргъуан фæзынд Цхинвалы районы Хъларсы хъæуы. Арæзтад цыд хæрзаудæн фæрæзты рауаджы. Рекомы Сыгъдæг зӕдӕн бынӕттон цæрджытæ æмæ ацы хъæуæй рацæугæ адæм фæдзæхсынц сæхи бирæ æзты дæргъы, ныр ын сарӕзтой йӕхи кувӕндон дӕр. . Хуссар Ирыстоны сарӕзтой Рекомы Уастырджийы кувӕндон, аргъуан арӕзт ӕрцыд Цхинвалы районы Хъларсы хъæуы бӕрзӕндыл. Рекомы Сыгъдæг зӕдӕн бынӕттон цæрджытæ æмæ ацы хъæуæй рацæугæ адæм фæдзæхсынц сæхи бирæ æзты дæргъы, ныр ын фӕзынд йӕхи кувӕндон дӕр. Традицимæ гæсгæ, Рекомы Уастырджи у ирæтты хæстон бардуаг. Йæ сæйраг кувæндон ис Цӕгат Иры, Цъӕйы комы. Рекомы кувæндонмæ мидæмæ сылгоймаг нæ хызт, ацы традици абоны онг дӕр хъахъхъæд æрцыд. "Нæ фыдæлтæ XX æнусы райдайæны ралыгъдысты ардӕм Гудисы хъæуæй ӕмӕ, рагон æгъдаумæ гæсгæ, рахастой сæ аргъуаны дуртæй иу æмæ дзы бындур сарæзтой кувæндонæн. Мæхи куы базыдтон, уæдæй фæстæмæ ардæм цыдыстæм нæхи фæдзæхсынмæ. 2014 азы нӕм фæзынд хъуыды ацы бынаты кувæндон самайын, хъæуы хистæртæ дæр нӕ сразæнгард кодтой ӕмӕ ӕрывнӕлдтам арӕзтадмӕ", — радзырдта Sputnik арæзтады инициатор, Хъларсы хъӕуы цӕрӕг Хъуылымбегты Роберт.

Фамилия Кулумбеговых восстанавливает святилище Реком в селении Кларс.


Строительство ведется за счет пожертвований. По заверению организаторов, строительство планируется завершить в этом году.
Пример достойный подражания!

Жертвенное животное – дар небесам и основа праздничного застолья

В Осетии продолжается череда религиозных праздников. Вплоть до ноября люди будут приходить на святые места, чтобы заручиться благоволением высших сил.
В традиционном осетинском празднестве главным является жертвоприношение. К праздничному дню жертвенное животное подбирается заранее. Здесь важно соблюдать несколько условностей. В качестве жертвы (нывонд) обычно выступает бык, бычок, баран, ягненок, козел и козленок. Животное должно быть определенного окраса и без физических изъянов. Такое животное посвящалось определенному празднику, божеству или конкретному случаю, связанному, например, с выздоровлением или окончанием невзгод.

В Южной Осетии отмечают Джеры дзуары бон

В Южной Осетии начали праздновать религиозный праздник "Джеры дзуары бон" – это праздник в честь святого — исцелителя больных и страждущих, под которым подразумевается Уастырджи, передает корреспондент ИА ОСинформ.
Святилище Джеры дзуар находится в Цхинвальском районе, близ селения Джер. Праздник проводился дважды в год: в августе и в ноябре, в дни Уастырджи, длился неделю. Народ готовился к нему заранее. К подножию святилище привозили жертвенных животных, домашнее пиво,. На Джеры дзуара люди возлагали особые надежды. Им казалось, что он обладает способностью исцелять душевнобольных людей и привозили их в святилище. Больного обвязывали веревками и опускали в пропасть, требуя, чтобы он назвал имена чертей, мучающих его. Названные имена записывались на бумажку и сжигались. Рассказывают, что многие больные в результате такого "лечения" исцелялись. Джеры дзуару поклоняются и сегодня, просят, чтобы он не обделил людей своей благодатью, даровал всем счастливую жизнь.

Старинная осетинская народная песня ТАБУ -ТАБУ


Куывд
Ой, табу аестыр Хуыцауаен, Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа!
Буцаей цаерой дае куваег адаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа!
Ой, табу Уастырджийаен Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа!
Нае фаесиваеды даеуыл фаедзаехсаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа!
Табу, табу, Уастырджийаен Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа!
Нае фаесиваеды даеуыл фаедзаехсаем Ой,ой, нае дзуары хорзаех нае уа!

Повтор.Навесы в национальном стиле строятся у подножья Джеры Дзуар

Навес в этно стиле! Авторы проекта - общественное молодежное движение «Афсымардзинад».
Пример достойный подражания! По соседству с этим навесом в селении Джер строится ещё один навес в таком же стиле.
Скоро мы соберем фото всех навесов в этно стиле и выставим их на всеобщее обозрение. Просим ВСЕХ больше не возводить навесы из ДЕШЕВОГО профнастила!
Этот проект тоже ЗИУ. Скоро будут опубликованы списки

Абон у Атынаг

Атынаг. в осетинской мифологии (в центральной Осетии) божество, покровитель плодородия, посылающий обилие трав и помогающий удачному завершению полевых работ. Перед началом сенокоса в честь А. устраивали пиршество, на котором не было мясных блюд.

ЗИУÆТТЫ ЗАРÆГ


Уæртæ нын зиуæттæ хуссары ,
о - о - о - о
Уыдон сæ фысым буц дары ,
о - о - о - о
Йæ уис мæ разæй чи рхæсса
о - о - о - о
Уый мын мæ къæхтё ракъуыра
о - о - о - о
Хистæры разæй чи рцæуа
о - о - о - о
Уый иу йæ усæн раппæла
о - о - о - о
Цæй ма лæппутæ бавналæм
о - о - о - о
Нæ тыхтæ иумæ бавзарæм
о - о - о - о
Хур ныгуылынмæ фæцæуы
о - о - о - оMuzhskoj_hor_Osetinskoj_pesni_-_Pesnya_Kosarej_iPlayer.fm.mp3 [1,3 Mb] (cкачиваний: 1000)

ХЕТÆДЖЫ КЪОХ





Цæгат Ирыстоны горæт Алагирæй Дзæудхсыхъæумæ фæндагæн йæ галиу фарс быдыры ис æнусон бæлæсты къох, æмæ йæ хонынц Хетæджы къох. Этнографион литературæйы ис тынг бирæ æрмæг ацы къохы тыххæй, йæ равзæрды фæдыл ис алыхуызон таурæгътæ дæр. Хетæджы къохы тыххæй фыццаг фыстой А Шегрен æмæ этнограф Н. Берзенов. Шегрен цы таурæгъ æрхаста, уымæ гæсгæ раджы заманы цардис хъæбатыр, хуыцауæнкувæг лæг, йæ ном — Хетæг. Иухатт куы уыдис, уæд та Хетæгмæ бабырстой йе знæгтæ. Уый алыгъд, Суададжы онг æрбахæццæ. Уым æй йе знæгтæ æрбаййæфтой, Хетæджы ныфс асаст, мæлын йеддæмæ йын хос нал уыд. Раст æм уыцыафон æввахс хъæдæй æрбайхъуыст кæйдæр хъæлæс: «Хетæг, — хъæдмæ!» Фæлæ хъæд Хетæгмæ дард уыд æмæ ма уый онг бахæццæ уыдаид, уый ныфс æй нæ уыд, æмæ йæм дзуры Хетæг: «Хетæг — хъæдмæ нæ, фæлæ хъæд — Хетæгмæ!» Уæд æцæгдæр хъæдæй иу гæбаз рахицæн æмæ Хетæджы бахызта знагæй, ныртæккæ къох кæм ис, уыцы бынаты.

Религиозные праздники Осетии как часть бытия

Религиозные праздники Осетии как часть бытияПрошедший месяц июнь был богатым на религиозные национальные праздники. В Южной Осетии широко отметили сакральные дни, отнесенные к традиционным верованиям. Так, жители селения Дменис Цхинвальского района встретили в радости и веселье день сельского покровителя, в Ерманском высокогорье горцы славили божественную суть Таранджелос, жители столицы Республики ставили пиршественные столы в своих дворах в честь Згудерского Уастырджы, в обеих частях Осетии паломники приносили подношения к святилищу Реком, на взгорье селения Рук умилостивили защитника детей Аларды, в святилищах гор Билурта и Джермуг звучали молитвы небесным силам, а всех добрых духов Осетии – Дауджыта – отмечали тостами по всей стране, по обе стороны Главного Кавказского хребта на земле Ирыстона люди поднимались к святилищу Ломисы-дзуар… Каждый из названных религиозных праздников имеет свою историю и обладает сакральной сущностью. Поэтому хотелось бы рассказать о некоторых из них поподробнее.

 

хлеб

 

 

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Цитаты

Иногда хватает мгновения, чтобы забыть жизнь, а иногда не хватает жизни, чтобы забыть мгновение. Джим Моррисон
***
Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам. Дориан Грей
***
Сильные люди не любят свидетелей своей слабости. Маргарет Митчелл
***
У людей теперь нет времени друг для друга. Кларисса Маклеллан
***
Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь. Марк Твен

Все комментарии

 

камеры

Объявления

Продается животноводческая Ферма в с.Рындзы хъау (Ожора) Знаурского района РЮО, прилегающая территория 23га, подробности по т.89298056949
***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!