И Солнце увидит наш костер

О цхинвальцах, которые уже несколько лет пытаются возродить сакральные традиции предков, я слышала не первый год. Многих из них знала лично, попасть на празднование Цыппурса, который отмечают в день зимнего солнцестояния, вместе с ними удалось впервые.
До рассвета на северной окраине Цхинвала, возле древней крепости, собралось порядка двадцати человек. Молодые мужчины разного возраста и профессий начали разжигать костер, раскладывать традиционное угощение. Все ждали восхода солнца, которому посвящалось все это действо. С рассветом, встав вокруг костра большим кругом, они стали произносить молитвы, передавая друг другу осетинскую деревянную чашу с пивом. Костер старались сделать большим и ярким, кто-то из младших даже произнес: «пусть Солнце увидит, какой костер мы развели». После молитв, обращенных к Богу и Солнцу, мужчины пели и исполняли ритуальный хоровод вокруг костра. Единственная женщина, которая не первый раз отмечает с ними Цыппурс, Нелли Габараева,

Традиционные религиозные праздники как часть повседневной жизни (календарь религиозных праздников)

Впереди Новый 2018 год и с его приходом в Осетии начнется очередной цикл религиозных праздников. Считается, что собственно Новый год наступает по старому стилю в ночь с 13 на 14 января. А значит, именно эта ночь и является главной в наступающим году и для осетин.
Для читателей поясним, что Старый Новый (звучит то как) год, отмечаемый 13 января, это наследство реформы календаря, проведенной советской властью в 1918 году. Был осуществлен переход с юлианского календаря на григорианский, разница, между которыми и составила 13 дней.
При этом надо отметить, что в осетинском традиционном календаре начало Нового года приходилось ранее на день зимнего солнцестояния «Цыппурс» и отмечалось 22 декабря. Декабрь даже называется по имени празднества «Цыппурсы мæй» (букв. месяц Цыпппурс) отмечаемый в этот же день. В христианскую эпоху этот праздник сместился к православному Рождеству и потерял прежние функции. День зимнего солнцестояния отмечался, как начало нового года не только у осетин, но и у славян, китайцев и др.

Чи цы Дзуармæ кувы - уый йын æxxуыс кæнæт!

Кто каким Святым молится, те его и оберегают!
23 ноября - день колесования Св.Георгия за отказ римскому императору Диоклетиану отречься от Христа(303г). В этот день христиане всего мира, в том числе многие осетины, ходят в церковь и вспоминают великомученика Святого Георгия Победоносца.
Датированное совпадение нашего праздника "УАСТЫРДЖИМÆ КYBÆH БОНТÆ" вызывает множество разногласий. По завершении осенних работ наши предки в течение недели праздновали и благодарили ХУЫЦАУ (ИУНÆГ КАДДЗЫН ХУЫЦАУ - ЕДИНЫЙ БОГ). Молитвы возносили УАСТЫРДЖИ (ХУЫЦАУÆЙ АДÆMMÆ МИНÆВАР - ПОСЛАННИК БОГА ЛЮДЯМ), просили, чтобы следующий год был урожайным. Справляли свадьбы, ибо до этого были заняты уборкой урожая. Считается позором, если ты не убрал свой огород к началу этой недели, в течение которой даже работать в огороде считалось дурным тоном. Все это, конечно, носило больше поучительный характер, дабы люди все делали вовремя. Заодно была возможность отдохнуть и порадоваться хорошему урожаю после того, как хорошенько потрудился. Многие спорят: "Джеоргуыба или Уастырджи". Заголовок статьи отвечает на этот вопрос. Имеют право на существование разные точки зрения, разные взгляды. Кто-то молится 23 ноября Св.Георгию, кто-то произносит слова благодарности в адрес Уастырджи, но путать и смешивать одно с другим все же не стоит.

Уастырджи бон!

[media=https://www.youtube.com/watch?v=qOA_chxjvow&feature=youtu.be]

«Неоязычество» в Алании как искусственно навязываемая «страшилка»

В настоящее время в российском обществе в отношении Северного Кавказа обозначено несколько проблем: распространение радикального исламизма, сепаратистские тенденции, массовая коррупция, клановость... В последнее время еще одной опасностью для российской государственности на южных рубежах страны назначено неоязычество. Так политологи определенного толка называют традиционные верования. Ну а поскольку почти все северокавказские республики находятся в ареале влияния ислама, то в качестве единственного центра рассадника неоязычества определяется Северная Осетия и «примкнувшая» к ней Республика Южная Осетия. Ведь считается, что неоязычниками могут быть только жители христианского мировоззренческого пространства.

Реком — центр духовного возрождения

Среди величественных горных пиков находится воспетая поэтами жемчужина Кавказа — Цейское ущелье. Именно здесь на месте одной из трех слез Бога, оброненных на землю, был сотворен легендарный древний осетинский храм Реком (на месте других слез сотворены известные храмы Мыкалгабырта и Таранджелос). Собранный из дерева, без единого гвоздя (кроме окованных дверей и ставень) и имеющий оригинальную архитектурную форму, Реком представляет для науки огромный исследовательский интерес.
Несмотря на почти двухвековое изучение этого древнего памятника, многие стороны исследований до сих пор еще не раскрыты или являются спорными; в частности: датировка сооружения, этимология названия, философское и религиозное содержание храма. В марте 1995 года храм-святилище Реком сгорел дотла, оставив после пожара три символических полуобгоревших столба. Последующая реконструкция храма-святилища и сопутствующая ей изыскательская работа дала новые научные исследования, позволила обогатить историческое, философское и религиозное значение храма.
Уже несколько лет в день празднования сюда приезжают представители Южной Осетии. Более подробно обо всем этом нам рассказал Юрий Бетеев:
«В 2014 г. я впервые побывал на праздновании Рекома. Тогда со мной произошел своеобразный культурный шок. Я почувствовал, что попал в какое-то другое измерение, получил какую-то невероятную силу, которой у меня не было ранее. Там я увидел настоящий осетинский обычай-æгъдау!

Реком – Святилище, которое объединяет народ и дарит чувство благодати

Каждый год паломники из Южной и Северной Осетии съезжаются для поклонения к Святилищу Реком - к месту, где упала одна из трех слез Бога (места двух других - Мыкалгабырт? и Таранджелос). Святилище находится на высоте красивейшего леса, а на опушке среди гор, вдали от посторонних глаз, расположен сам храм.
Как того требуют традиции, на опушку рядом со Святилищем может подняться лишь мужчина; нога женщины отродясь не ступала на эту Богом благоговейную землю. Однако это не значит, что женская часть паломников ограничена в возможности побывать в день празднования в святом месте. На полпути к месту назначения находится Мады Майрӕмы кувӕндон),

По вере нашей

Кто ведет информационную войну против осетинской веры и какова ее судьба?

Так сложилось, что Северная Осетия в федеральном и, вероятно, международном аспекте воспринимается в религиозной плоскости христианской республикой. Обычно в качестве самых популярных доводов приводятся в пример аланы, часть которых приняла крещение до Руси, и тесной взаимосвязью осетинских и христианских праздников. Приверженцы традиционной осетинской веры никогда не прибегали к публичным и жестким опровержениям данного восприятия.

БÆЛДÆРÆН

Куадзæны фæстæ хуыцаубоны ирон адæммæ уыдис бæрæгбон Бæлдæрæн. (дыгуронау Бæлдара бос). Рагзамантæй нæм абонмæ баззад ныхас Бæлдæрæны куывдтæ. Ацы хабар дзуры, уæд-иу стыр куывдтæ кæй кодтой, ууыл. Арæзтой æнæхъæн хъæубæстæй иумæ æхсæны куывдтæ иумæйаг хæрдзтæй. Куывдтæ-иу бирæхатт æнæхъæн къуыри дæр ахастой. Куывд аразыны тыххæй-иу развæлгъау равзæрстой фысымтæ. Адæм Бæлдæрæны хъуамæ уыдаиккой хъæлдзæг, уымæн æмæ, дам, уæд æгас афæдз уыдзынæ афтæ хъæлдзæг. Дыгургомы Бæлдæрæнты уазæг æрбахонын нæ фæтчыдис, сæ куывдты-иу сидтысты бардуæгтæм хъæздыг тыллæг æрзайыны тыххæй.

Правила посещения святых мест Алании.


Скопируйте и распечатайте и раздайте близким.

В понедельник, 20 марта, по древнему летоисчислению Бæлдæрæнтæ – Новый год у осетин

Можно предположить, что некоторая часть нашего общества возмутится от данного пояснения. И это понятно. Ведь за атеистические годы советской власти и ранее, когда во времена царской России в Осетии шло насильное миссионерство по внедрению религии Христа в наши дома, делалось все чтобы нивелировать национальную религию осетин. И эта работа, несмотря в целом на неудачу, свои плоды все же принесла. Рядом с веками намоленными осетинами святыми местами строились церкви, велись параллели и пояснялось первородство всего в нашей национальной религии христианскими терминами, делались всевозможные привязки в пользу Христа, и как итог со временем многие даты национального религиозного календаря осетин стали (в том числе и для легкости) высчитываться по христианскому календарю. А теперь скажите, мог ли праздник Бæлдæрæнтæ (а это дни весеннего равноденствия – неизменно 19-21 марта), праздник пробуждения природы и фактически Новый год у алан-осетин справляться в дни христианского Великого поста. Конечно же нет.

ТУТЫРТÆ / ТОТУРТÆ

Тутыртæ – осетинский праздник Нового года в марте месяце.
Отмечали 2 недели, которые отсчитывали от весеннего равноденствия. Как правило, приходится на второй понедельник начала месяца. В этом году начало Тутырта приходится на 6 марта и заканчивается через 2 недели – 20 марта. Со временем стали праздновать одну неделю (первую), хотя продолжали отсчитывать 2 недели.
Весеннее равноденствие в этом году приходит на 20 (пятница) марта.
(20 – 14 = 6). 6 марта –понедельник. Воскресенье 5 марта – день Великого поста (Стыр мархо). (расчет Р,Д,)

Народная религия осетин

«Хотя осетины официально числятся как христианами, так и мусульманами, они до сих пор держатся религии своих предков, согласно которой верят в Единого Бога, Творца Мира, в существование души и загробного мира, и в мир духов, подчиненных Богу.
Эта религия осетин не знает ни храмов, ни идолов, ни священнического сословия, ни священных книг. Взамен священных книг она имеет мифологию, полную безыскусственной поэзии, возбуждающей ту святую искру, которая поднимает человека, освещает и греет его душу, заставляет его стремиться к добру и свету, дает ему мужество и силы безбоязненно бороться со злом и пороком, вдохновляет его к самопожертвованию для блага ближних.

Традиционные верования осетин в календаре 2017 года

Впереди новый 2017 год и вместе с ним в Осетии начнется очередной цикл традиционных осетинских религиозных праздников. На вершине этого цикла – новогодняя ночь, которая является границей между уходящим и наступающим годами. Опуская древние вариации прихода Нового года, которых несколько – от середины декабря до марта (о чем будет отмечено ниже), скажем, что по народной традиции (она сохранилась и в России), собственно новый год наступает по старому летоисчислению в ночь с 13 на 14 января. Это связано с тем, что в 1918 году советской властью был осуществлен переход с юлианского календаря на григорианский, с разницей в 13 дней.
Начало традиционной новогодней годовой обрядности у осетин начинается не с Нового года, как было бы логично предполагать, а с его преддверья, с обрядового дня «Цыппурс» – 7 января. Почему-то этот день принято отождествлять с религиозным праздником – Рождеством Христа, что неверно в корне, поскольку по своему содержанию они отличаются. В «Цыппурс» принято поминать покойников, которые ушли из жизни в течение года, а в Рождество празднуется появление на свет Сына Божьего.

Фамилии северной и южной части Алании объединились!

Документальный фильм Вадима Цаликова "Иудзинад"
22 августа 2016 в Дигорском ущели состоялось единение фамилий Гаглоевых и Суменовых

Продюсер фильма: Михаил Гаглоев

 

хлеб

 

 

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Цитаты

Иногда хватает мгновения, чтобы забыть жизнь, а иногда не хватает жизни, чтобы забыть мгновение. Джим Моррисон
***
Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам. Дориан Грей
***
Сильные люди не любят свидетелей своей слабости. Маргарет Митчелл
***
У людей теперь нет времени друг для друга. Кларисса Маклеллан
***
Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь. Марк Твен

Все комментарии

 

камеры

Объявления

Продается животноводческая Ферма в с.Рындзы хъау (Ожора) Знаурского района РЮО, прилегающая территория 23га, подробности по т.89298056949
***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!