Религиозные праздники Осетии как часть бытия

Религиозные праздники Осетии как часть бытияПрошедший месяц июнь был богатым на религиозные национальные праздники. В Южной Осетии широко отметили сакральные дни, отнесенные к традиционным верованиям. Так, жители селения Дменис Цхинвальского района встретили в радости и веселье день сельского покровителя, в Ерманском высокогорье горцы славили божественную суть Таранджелос, жители столицы Республики ставили пиршественные столы в своих дворах в честь Згудерского Уастырджы, в обеих частях Осетии паломники приносили подношения к святилищу Реком, на взгорье селения Рук умилостивили защитника детей Аларды, в святилищах гор Билурта и Джермуг звучали молитвы небесным силам, а всех добрых духов Осетии – Дауджыта – отмечали тостами по всей стране, по обе стороны Главного Кавказского хребта на земле Ирыстона люди поднимались к святилищу Ломисы-дзуар… Каждый из названных религиозных праздников имеет свою историю и обладает сакральной сущностью. Поэтому хотелось бы рассказать о некоторых из них поподробнее.

Дорогами предков-Борджнис

Ежегодно в конце октября в родовом селении фамилии Бетеевых - Борджнис - отмечают Горийы Дзуарыбон. Горий дзуару произносят молитвы и просят блага и особенно те у кого нету детей. Сюда приезжают представители фамилии Бетеевых и их родственники - жены, невесты, зятя, племянники со всех концов Осетии и России. Предлагаем вам передачу, Инны Гучмазовой о данном празднике, где впервые в Южной части Осетии за последние 20 лет были восстановлены древние подзабытые традиции предков.
Бетеев .рф

Наш Храм - это все, что нас окружает.

Наш Храм - это все, что нас окружает.У нашего Храма нет кирпичных стен, нет купола и нет атрибутов. Стены нашего Храма - это величественные скалы и кроны деревьев. Купол нашего Храма - глубина звездного неба, со свечами звезд и лампадой Луны в облаках. В нашем Храме нет музыкантов. Но есть стрекот кузнечиков, пение птиц, звуки горных водопадов...В нашем Храме нет священников, каждый из нас священник, постигающий красоту нашего Храма...Когда мы обращаемся к Богу, мы видим, слышим и ощущаем Его повсеместно на лоне божественной по красоте природы...В нашем Храме нет догматичных законов, кроме законов Природы и Вселенной...Мы не окуриваем наш Храм благовониями, кроме запахов цветов и трав...Мы не рабы, мы вольны поступать так, как мы считаем правильным, на основании того, что мы знаем и что мы чувствуем...Мы не платим за Храм, более того, сам Храм, делится с нами своими дарами...Какой Храм может сравнится с нашим?
Весь мир мой Храм !! Любовь моя Святыня ! Вселенная отечество мое !!

К сведению представителей фамилии Кулумбеговых и выходцев из с.Кларс Цхинвальского района РЮО.

Продолжается сбор средств на строительство святилища Реком у селения Кларс (у дороги на святилище Джеры-дзуар) на месте древнего святого места.
Имена благотворителей, уже внесших посильный вклад в строительство:
1.Кулумбегов Лев Александрович – 5000 руб.
2.Кулумбегов Мурик Герсанович – 3000 руб.
3. Кулумбегов Роберт Петрович – 10 000 руб.
4. Кулумбегов Алим Адамович (Ростов) – 10 000 руб.
5.Кулумегова Елена – 1000 руб.
6.Кулумбегов Феликс Ираклиевич (Москва) – 10 000 руб.
К сведению представителей фамилии Кулумбеговых и выходцев из с.Кларс Цхинвальского района РЮО.

Традиционные верования и православие. Кому мешает их совместное бытование? или О истории общенационального праздника Бæлдæрæнтæ

Традиционные верования и православие. Кому мешает их совместное бытование? или О истории общенационального праздника БæлдæрæнтæТрадиционные верования и православие. Кому мешает их совместное бытование? или О истории общенационального праздника БæлдæрæнтæВ интервью информационному агентству «Рес», которое состоялось после празднования Пасхи, благочинный Цхинвальских церквей иерей Иаков Хетагуров давал пояснение, как правильно отмечать поминовение усопших. А именно делать это не на Пасху, и даже не на второй день в понедельник (хотя последние годы церковь на это неоднократно указывало, лишь бы осетины на Пасху не ходили на кладбище), а на следующей неделе – в праздник Фоминой недели – Бæлдæрæнтæ (выделено – М.Б.).
Свое мнение о сущности празднования Пасхи и дня поминовения усопших у осетин на страницах газеты «Республика» мы уже высказывали. Но тут хотелось бы обратить внимание на то, что уважаемый лично мною отец Иаков теперь уже отождествляет Фомино воскресенье с традиционным осетинским праздником Бæлдæрæнтæ. Поначалу подобное, признаюсь, вызвало оторопь. Несмотря на веками совместное бытование традиционных верований и православия, не следует перетягивать и нарушать устоявшиеся в веках традиции и равновесие в конъюнктурных целях. Ну а чтобы показать полное несоответствие друг другу содержания этих двух праздников, раскроем их семантику.

АБОН У БÆЛДÆРÆН

Куадзæны фæстæ хуыцаубоны ирон адæммæ уыдис бæрæгбон Бæлдæрæн. (дыгуронау Бæлдара бос). Рагзамантæй нæм абонмæ баззад ныхас Бæлдæрæны куывдтæ. Ацы хабар дзуры, уæд-иу стыр куывдтæ кæй кодтой, ууыл. Арæзтой æнæхъæн хъæубæстæй иумæ æхсæны куывдтæ иумæйаг хæрдзтæй. Куывдтæ-иу бирæхатт æнæхъæн къуыри дæр ахастой. Куывд аразыны тыххæй-иу развæлгъау равзæрстой фысымтæ. Адæм Бæлдæрæны хъуамæ уыдаиккой хъæлдзæг, уымæн æмæ, дам, уæд æгас афæдз уыдзынæ афтæ хъæлдзæг. Дыгургомы Бæлдæрæнты уазæг æрбахонын нæ фæтчыдис, сæ куывдты-иу сидтысты бардуæгтæм хъæздыг тыллæг æрзайыны тыххæй.

Ирон адæмы уырнынадмæ гæсгæ, Хуыцау фыццаг сфæлдыста хъæд, дуртæ, фос, фæлдисгæ та сæ скодта къæйттæй, æмæ Бæлдæрæны уыдонæн вæййы къайады бон, уæд бауддзыд вæййынц (оплодотворение). Дзырдтой, зæгъгæ, хъæд джыртмæ цæуы. Афтæмæй Бæлдæрæн цасдæр бæрцæй нымад уыдис «бауддзыдуæвыны» стырбоныл. Иугæр афтæ уыд, уæд дзы сылгоймæгтыл дæр æмбæлдис иукъорд нæфæтчыйы æгъдæуттæ кæнын. Уыцы бон уыдонæн нæ фæтчыдис дурыл кæнæ хъæдыл бадын, хъуамæ-иу бадтаиккой зæххыл, уымæй дæр уæгъдибар æнæгъдау бадтæй нæ, фæлæ, йæ къæхтæ йæ быны æрбатымбыл кодтаид, афтæмæй. Цыбыр къаба кæнын дæр сын нæ фæтчыдис Бæлдæрæны æгъдæуттæй ахсджиагдæр уыдис ахæм: нæ фæтчыдис хъæды æхсæдын, бæлас калын, æмткæй хъæдгуыст кæнын. Ис ахæм таурæгъ. Иу ирон лæг ацыд хъæдмæ суг кæнынмæ. Куыддæр бæласы фæрæт ныссагъта, афтæ бæласæй дон нæ, фæлæ туг фемæхсти. Лæг дисы бафтыд, раздæхт фæстæмæ, хъæубæстæн радзырдта хабар. Уæдæй фæстæмæ ацы бон нымад æрцыдис бæрæгбоныл.

Бæлдæрæнæн ма уыд æндæр ном дæр — Хæрдмæкæсæн. Ацы ном равзæрдис адæмы мæнгуырнынады бындурыл. Уыдон уырныдта, зæгъгæ, уыцы бон Чырысти зæххæй фæстæмæ фездæхы уæларвмæ, æмæ йæм хæрдмæ фæкæсæм. Бæлдæрæны райсомæй изæрмæ бинонтæй фынæй кæнын никæмæн фæтчыдис: Хуыцау æй фынæйæ куы ‘рæййафа, уæд æгас афæдз уыдзæн уонгмард. Бæлдæрæны æнгæс стырбон зындгонд у суантæм дæр — Квириайы райгасы номыл стырбон. Уыдон дæр æй кодтой, ир Бæлдæрæн кæд фæаразынц, уыцы заманы.

Кандидат исторических наук Аза Кокоева: «Похоронная обрядность осетин ждет дальнейших исследований…»

Кандидат исторических наук Аза Кокоева: «Похоронная обрядность осетин ждет дальнейших исследований…»Кандидат исторических наук Аза Кокоева: «Похоронная обрядность осетин ждет дальнейших исследований…»В каждой семье рано или поздно происходит печальное событие – кончина близкого человека. В семье может не быть свадеб, редко справляться дни рождения и юбилеи. Но смерть является неизбежным явлением. Стоит ли говорить, что у нас, осетин, поминкам всегда придавалось особое значение, возводя их в ранг национальной традиции. В свое время существовала даже притча: «Родиться надо грузином, потому что, так как они отмечают рождение ребенка, так не отмечает никто. Жениться надо на армянке, потому что армянская свадьба самая пышная в мире, жить – русским, потому что они умеют жить ярко, сегодняшним днем. Ну а умереть надо осетином, потому что поминки, по своей пышности, затмевают все эти застолья». В определенной степени это шутливое положение верно, и дело тут в первую очередь в мироощущении осетин, в многовековых традициях, в предании, что смерть – это не конец жизни, а переход в иной мир, как правило, в Дзæнæт (рай). Кстати, именно по этой причине у осетин до сих пор существует обычай, который фактически ни у кого более не встречается – это разжигание на могиле умершего в течение первых трех вечеров небольших костров. Делалось это для очищения покойника посредством огня (по древнему обычаю). Кстати, именно по этой причине в Нартиаде фактически не встречаются нарты в темном мире – в аду.

Список благотворителей, которые оказали помощь в постройке навеса в национальном стиле у подножья Джеры Дзуар на 13 апреля 2016

Список благотворителей, которые оказали помощь в  постройке навеса в национальном стиле у подножья Джеры Дзуар на  13 апреля  2016

Аппарат Минюста РЮО (2015г)
111. Администрация города Цхинвал- Железный каркас навеса
112.Благоустройство Города Цхинвал -Техническая помощь
113. Администрация Цхинвальского района - техническая помощь
114.Аланская Епархия, Иерей Яков,Отец Симон
115. Багаев Ричард - 1000
116. Валиев Альберт - 2000
117. Дорэкспострой -Техническая помощь
118.Тедеев Спартак -Техническая помощь
119Цхинвальский район
120. Плиев Алан С.-Техническая помощь
121. Котаев Борис П.-Техническая помощь
122. АТК "Царз"-техническая помощь
123. Цховребов Вадим Ш. - -Техническая помощь
124.Цховребов Джино А. - стройматериалы

Каждому дому по домовому!

Каждому дому по домовому!!Нас окружает много неизвестного и загадочного. Для древних людей это были духи и ангелы, русалки и оборотни, для людей современных – инопланетяне. Но есть представления, которые сохраняются тысячелетиями. Это вера в Домового, покровителя человеческого жилья.
Впрочем, возможно, вы не верите в домовых? Напрасно. Отметим, что не последние люди в этом мире признавали существование домашнего духа – и художник Леонардо да Винчи, и ученый Исаак Ньютон, и поэт Александр Пушкин, и композитор Григ, и математик Софья Ковалевская, и сказочники братья Гримм – впрочем, им-то сам Бог велел! Впрочем, и современные исследователи паранормальных явлений убеждены: домовые существуют. Более того, по их свидетельствам, домовой обретает лицо хозяина. Представляете, ваш домовой – это почти вы сами!
Во всем мире в феврале домовые празднуют свой День. Обычно праздник проводится в ночь с 9 на 10 февраля, но любая ночь этого месяца считается магической и может стать днем рождения домового. Считается, что в доме одинокого мужчины живет домовой мужского пола, а в доме женщины – женского. При семье живет семейство домовых (на кухне, в кладовой, в сарае), а когда люди обзаводятся детьми, появляются на свет и домовята.

Насколько правильно мы выбираем день празднования определенного осетинского дзуара?

Насколько правильно мы выбираем день празднования определенного осетинского дзуара? Насколько правильно мы выбираем день празднования определенного осетинского дзуара?Начался Новый год, а значит стартовал и новый цикл наших национальных религиозных праздников. Всевозможных дзуары бонтæ и «именных» дней конкретных покровителей осетинского религиозного пантеона. Только существует одна, кажется уже извечная проблема, которую мы неоднократно поднимали – как правильно вычислить точную дату того или иного праздника национальных верований. Ведь для легкости в данном вопросе многие уже давно делают элементарную привязку к христианскому календарю, что в принципе в корне не верно.
Как проводился высчет праздничных дней в древности, был ли это лунный календарь или другая система – сказать сложно, поскольку исследованием этого вопроса никто не занимался. В результате даты в разных календарях варьируются по срокам, хотя каждый претендует на исключительность. А привязка к христианскому календарю создает еще большую путаницу. Взять, к примеру, один из самых почитаемых в Алании религиозных праздников – Джеры-дзуар, посвященный покровителю мужчин небесному Уастырджы.
Сайт бесплатных объявлений Хъусинаг.РУ

ÆРТХУРОНÆЙ КУВЫНЫ УАГ.

ÆРТХУРОНÆЙ КУВЫНЫ УАГ. Куывтой алы кары нæлгоймæгтæ усгуры азтæй уæлæмæ уавæртæм амонгæйæ: хæдзары чи куыд æрæййæфтаид, афтæ. Стыр фыд æмæ Стыр мады гасæй, стæй уыдоны хистæр цоты раз кæстæртæм кувыны бар нæ хаудта, фæлæ йæм сæхи цæттæ кодтой чысылæй фæстæмæ хъусæггагæй, уынæггагæй.
Хистæр иугæр йæ бынаты балæууыд гомсæрæй, райста рахизæй къуымæлы кæхц, галиуæй физонæг, уæд иннæтæ лæууынц бæрæг уагыл æмæ хъусынц. Гæзæмæ иуварсæй
цырддæрæй кæсы уырдыглæууæг. Хæдзары лæппу нæй, уæд чызг дæр лæууыд.
Хæрз цыбырæй куывта хистæр. Ардта Хуыцау æмæ зæдты нæмттæ куыд хистæрæй, бæрнондæрæй. Уыдоныл фæдзæхста бинонты æмæ сын куырдта удты æнæнизимæ
сæрты сæрæгас. Бæлццæтты фæдзæхста Уастырджийыл, ныййарджыты сæ цотимæ — Мадизæныл, тыллæджы æрзад — Уациллайыл, фосыконд — Фæлвæрайыл, рæстæджы хорзæх куырдта Дунейы фарнæй.

БЫНАТЫХИЦАУ

БЫНАТЫХИЦАУЦыппурсы фæстæ цыдис Бынатыхицауы бæрæгбон, кодтой йæ Цыппурсæй Ног азы æхсæн æртыццæг æхсæвы. Ацы стырбоны ма хонынц æндæр нæмттæй дæр: Дзинкъуырд, Джикъуыртæ, Кæйдæртæ, Хæйрæджыты æхсæв. Ацы бæрæгбоны, адæмы уырнынадмæ гæсгæ, агъуысты æмбæхст вæййынц æнæзæгъинæгтæ, фыдбылызтæ, æвзæргæнджытæ. Адонæй тæрсгæйæ, ирон адæм стырбоны рæстæджы скъæты къæсæртыл, хордонтæм бахизæнты, къæбицы дуаргæрæтты æвæрдтой сындзытæ, сывæллæтты хъуыртыл кодтой дзуæрттæ, хæдзары алыварс зæххыл кодтой хахх исты цыргъагæй, артдзæсты рæхыс æмæ-иу сындзытимæ хæдзары алыварс æркодтой æртæ зылды, сындзытæ-иу авæрдтой хæдзары мигæнæнтыл, къултыл, уæлæдарæсыл æмæ а. д.Бынатыхицау нымад цыдис цæрæн хæдзары бардуагыл. Ирæтты уырнынадмæ гæсгæ, алы бынатæн, зæххы алы хайæн дæр ис йæхи бардуаг, йæхи Бынатыхицау, алы мыггагæн, алы хæдзарвæндагæн йæхи бардуаг куыд ис, афтæ. Ахæм уырнындзинад цæуы иууыл рагондæр заманæй.Ирæттæ куыд æнхъæлынц, афтæмæй Бынатыхицау «цæры», хæдзармæ бахизгæйæ, рахиз къуымы, кæнæ хæдзары сылгоймæгты фарсы ‘рдыгæй къуымы. Уыцы бынаты сылгоймæгтæ æвæрдтой бæмбæг кæнæ сырх зæлдаг, цæмæй Бынатыхицауæн уа æхцон æмæ бада фæлмæнтыл. Бинонты æндæр агъуыстыты уыцы къуымты дæр ахæм хуызы æвæрдтой бæмбæг æмæ зæлдаг уаццæгтæ. Бынатыхицауæн афтæ цыт кодтой Къуыдаргомы æмæ Дыгургомы. Ирон адæмы уырнынадмæ гæсгæ, Бынатыхицауæн йæ бон уыдис нæлгоймаджы кæнæ сылгоймаджы хуызы рацæуын, йæ бон уыд урс уæрыкк, маргъ кæнæ дур фестын. Бынатыхицау йæхи не ‘вдисы, уый æнæуынгæ у. Гæнæн ис, æмæ йæ федтаиккой æрмæстдæр дæснытæ, уымæй дæр афæдз иу хатт — Ног азы æхсæв. Бынатыхицау хæдзары мидæг уарзта сыгъдæгдзинад.

 

Календарь религиозных осетинских народных праздников

Январь (Тъæнджы мæй)
1 – Ног аз
7 – Цыппурс (Рождество Христово)
12/13 – Бынатыхсæв (Дзинкъуыртæ)
13/14 – Ног Бон (Старый Новый год)
14/15 – Фыссæн æхсæв (Ночь гаданий)
19 – Доныскъæфæн (Крещение)

Указ Президента РЮО «Об утверждении календаря праздничных дней и памятных дат в РЮО»

1. Утвердить календарь праздничных дней и памятных дат в Республике Южная Осетия:
1 января – Новый год;
7 января – Рождество Христово;
12 января – День работника Прокуратуры;
25 января – День студента (Татьянин день);

К какому храму ведет осетинская дорога

Осетинам так долго внушают, что они – язычники и поклоняются рощам, камням и деревьям, что многие, к сожалению, действительно в это поверили. На самом деле, Это глубочайшее заблуждение. Термин «язычники» не применим к осетинам уже потому, что предполагает идолопоклонничество и многобожие, а осетины верят в Единого Бога – Иунёг Стыр Хуыцау ёмё йе сконд задтё ёмё дауджыта.
А конкретные рощи, камни или деревья являются местами проявления в них высоких космических энергий. Местами, выбранными не по прихоти самих осетин, а указанными им посредством каких-то особенных знамений для построения именно там святилищ-дзуаров. И поэтому и в рощах, и возле камней всегда молились и молятся Богу и высшим силам, а никак не роще, камню или дереву. Сегодня этот факт имеет и иное подтверждение, так как с помощью биоэнергоинформатики в молитвенных местах Осетии были обнаружены сильнейшие энергетические каналы, нисходящие с небес. Потоки благостной энергии способны благотворно влиять на человека, находящегося в святом месте непродолжительное время.
Долгое и частое пребывание может иметь непредсказуемые последствия. Именно поэтому в святилища полагается приходить лишь в определенные дни, дзуары бонта.

К проблеме сакральной практики

К проблеме сакральной практики

В Осетии есть много святилищ почитаемых народом, но есть среди них два, которые имеют общенациональное значение. Это «Джеры-дзуар» на юге и «Хетæджы кох» на севере Осетии. Собственно говоря, эти названия характеризуют топографическую привязку к местности. При этом оба святилища – места почитания Уастырджы, одного из главных божеств осетинского традиционного религиозного пантеона. Уастырджы настолько почитаем, что в Осетии его считают «вторым после Бога».
Сегодня в самом разгаре паломничество к главному святилищу традиционного осетинского религиозного воззрения юга Осетии – «Джеры-дзуар», расположенного в Цхинвальском районе Оно считается дарующим благоденствие, защиту от бед и жизненных превратностей. На протяжении веков святилище меняло внешний облик, но всегда оставалось почитаемым не только в Осетии, но и далеко за ее пределами.

ХЕТÆДЖЫ КЪОХ

Цæгат Ирыстоны горæт Алагирæй Дзæудхсыхъæумæ фæндагæн йæ галиу фарс быдыры ис æнусон бæлæсты къох, æмæ йæ хонынц Хетæджы къох. Этнографион литературæйы ис тынг бирæ æрмæг ацы къохы тыххæй, йæ равзæрды фæдыл ис алыхуызон таурæгътæ дæр. Хетæджы къохы тыххæй фыццаг фыстой А Шегрен æмæ этнограф Н. Берзенов. Шегрен цы таурæгъ æрхаста, уымæ гæсгæ раджы заманы цардис хъæбатыр, хуыцауæнкувæг лæг, йæ ном — Хетæг. Иухатт куы уыдис, уæд та Хетæгмæ бабырстой йе знæгтæ. Уый алыгъд, Суададжы онг æрбахæццæ. Уым æй йе знæгтæ æрбаййæфтой, Хетæджы ныфс асаст, мæлын йеддæмæ йын хос нал уыд. Раст æм уыцыафон æввахс хъæдæй æрбайхъуыст кæйдæр хъæлæс: «Хетæг, — хъæдмæ!» Фæлæ хъæд Хетæгмæ дард уыд æмæ ма уый онг бахæццæ уыдаид, уый ныфс æй нæ уыд, æмæ йæм дзуры Хетæг: «Хетæг — хъæдмæ нæ, фæлæ хъæд — Хетæгмæ!» Уæд æцæгдæр хъæдæй иу гæбаз рахицæн æмæ Хетæджы бахызта знагæй, ныртæккæ къох кæм ис, уыцы бынаты.

МЫКАЛГАБЫР

Раздæр ирон адæммæ тынг парахатгонд уыдис бæрæгбон Мыкалгабыр. Цæгат Ирыстоны йæ номыл кувæндон ис Къасарагомы, Цхинвалæй Дзæуджыхъæумæ фæндагыл, Хуссар Ирыстоны та Къобеты æмæ Къусджыты хъæуты. Хуссар Ирыстоны Мыкалгабыры стырбон арæзтой Куадзæнæй дыууæ къуырийы фæстæдæр, Уæлладжыргомы та — сентябры æмбисы. Мыкалгабыр ирон адæммæ афтæ кадджын уыдис, æмæ-иу бирæ хатт афæдзы мидæг дыууæ-æртæ хатты скодтой куывдтæ йæ номыл. Нывондæн æргæвстой гал. Уæлладжыры комы Уыналы хъæумæ ‘ввахс йæ номыл цы кувæндон ис, уый Галты дзуар дæр, æвæццæгæн, уымæн хонынц. Раджы кæддæр-иу алы хæдзар дæр æргæвста гал. Мыкалгабыры кувæндоны-иу ирон адæм ард хордтой, туджджынты-иу фидауын кодтой.
Терминном Мыкалгабыры равзæрды фæдыл дæр ахуыргæндтæ æндæр æмæ æндæрхуызон хъуыды кæнынц. Иууыл растдæр æмæ уырнинагдæр хъуыдыйыл хæцы Абайты Васо. Уый термин бæтты гуырдзиаг æмæ сомихаг Микел-Габриелимæ. Ацы бардуаг чырыстон динмæ æрбафтыдис муртаттаг динæй.

Православные христиане отмечают Вербное воскресенье

Вербное воскресенье - народное название праздника "Вход Господень в Иерусалим", отмечаемого в память о том, как Иисус за шесть дней до иудейской Пасхи триумфально въехал в столицу Иудеи.
Чтобы понять смысл традиции освящения за неделю до Пасхи веточек вербы - традиции чрезвычайно любимой в народе, давайте разберемся, а что же мы отмечаем в Вербное воскресенье? Чем этот вход Иисуса в Иерусалим так знаменателен, что ему посвящают отдельный праздник?

ЛАУЫЗГÆНÆН

Стыр мархойы фæстæ æртыккаг æмæ цыппæрæм сабатæхсæв ирæттæ арæзтой Фыццаг (Стыр) æмæ Дыккаг (Гыццыл) Лауызгæнæн. Уый нымад уыдис мæрдты боныл æмæ уыдон номыл кодтой лауызтæ.

Лауызтæ кæныны æгъдау æндæр адæмтæм дæр зындгонд у. Ахуыргæндты хъуыдымæ гæсгæ, лауызтæ ритуалон хæринагыл нымад нæ цæуынц. Лауызтæ кæнынæн, зæгъынц, фыццаг уыдис практикон нысаниуæг. Адæм, дам, дзуллаг ссадæй кæрдзынтæ кæнын куы нæма зыдтой, уæд ссады тæнæг змæст тæвд къæйыл кодтой бæрцгай æмæ сæ хордтой афтæмæй. Фæлæ, дам, куыд фæстагмæ лауызтæ ритуалон хæринаджы нысаниуæг дæр райстой.

ТУТЫР

ТУТЫР Тутыр,на по осетинской  определяется как  - оберегание овец от волков-хищников. Таким образом, Тутыр оказался не пастырем овец (им является Фалвара), а хозяином, повелителем волков. Поэтому волки, как полагали горцы, без ведома своего владыки, не истребляли овец. Отсюда осетины-скотоводы старались быть с Тутыром в самых добрых отношениях - они платили ему "хъалон" (подать) принесением ему в жертву козла (Т у т ы р ы ц ж у), устройством особого праздника - "Т у т ы р т ж", исполнением обряда "Т у т ы р ы к о м д а р ж н" (Пост тутыра) и тд.

Южная Осетия. Религия. Секты

Южная Осетия. Религия. Секты Вопрос религии уже не одно тысячелетие будоражит людей. Сегодня в современном мире радикальных притеснений в области религии не наблюдается, однако вопросы и негодование будут всегда.
В последнее время население Южной Осетии встревожено информацией о том, что есть идея построить на территории 4-ой Российской военной базы Южной Осетии для военнослужащих-мусульман мечеть. Для разъяснения данной ситуации корреспондент ИА ОСинформ обратился к уполномоченной по делам религии при Президенте РЮО Соне Хубаевой.
Хубаева рассказала, что подобные просьбы поступают не впервые.
«Прошения поступали к нам и после августовских событий 2008 года, на что руководством Республики дан был четкий ответ в соответствии с законодательством Южной Осетии, - сказала Хубаева. - Были проведены разъяснительные работы с обращающимися, и мы объяснили, что есть основной закон «О свободе совести и религиозных организациях в РЮО», который гласит, что православие и национальные религиозные верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа».

ДОНЫСКЪÆФÆН

В.Абаев «Историко-этимологический словарь осетинского языка»
Donysk’æfæn ‘праздник крещения’. Буквально «(праздник) быстрого ношения воды» (после обряда все нарасхват кидались унести «освященной» воды).
Ногбонæй æхсæз боны фæстæ æрбалæууы æндæр бæрæгбон — Доныскъæфæн. Адæмы уырнынадмæ гæсгæ, уыцы æхсæв суæрттæм æмæ цæугæдæттæм вæййы алæмæты удæгасгæнæн тых, уды йæ тæригъæдтæй сыгъдæггæнæн миниуджытæ.

Наступивший 2015 год. Краткий обзор национальных праздников осетинского народа

Наступивший 2015 год. Краткий обзор национальных праздников осетинского народаНаступивший 2015 год. Краткий обзор национальных праздников осетинского народаНаступил Новый 2015 год и вместе с тем в Осетии начинается очередной цикл религиозных праздников. По традиции и народным верованиям собственно Новый год наступил по старому стилю в ночь с 13 на 14 января. А значит именно эта ночь и является главной в наступившем году и для осетин.

В году нынешнем новогодняя ночь совпала с еще одним традиционным празднованием – «Бынатыхсæв» (букв. Ночь места). Считается, что у каждого дома есть свой покровитель – «Бынаты хицау» (букв. хозяин места или домовой), которого необходимо задобрить. В ночь со вторника на среду режут петуха, желательно темной окраски. Так как праздник широко отмечается в Осетии и поныне, накануне этого дня на городском рынке петухи были в большом дефиците. Кроме того, выпекаются пироги, нарезается сыр, готовятся сладости, достаются соленья, все приготовленное выставляется на стол. Старший мужчина в семье произносит молитву, обращаясь к «Бынаты хицау» с просьбой оказать покровительство семье. После него слово берет старшая хозяйка, именно ее молитва более всего по душе патрону дома. По окончании первого круга тостов гасится свет, и все выходят из дома. Полагают, что «Бынаты хицау», оставшись дома один, сможет спокойно отведать приготовленные в его честь яства. Через короткий промежуток времени домочадцы возвращаются в дом, и начинается основная часть пиршества.

НОЧЬ ДОМОВОГО ИЛИ БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ.

НОЧЬ ДОМОВОГО ИЛИ БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ.Согласно осетинскому поверью, у каждого жилища, как и у каждой семьи, есть свой покровитель.
Бынаты Хицауы Ахсав – это праздник покровителя жилища, который отмечается в первую неделю Нового года обязательно в ночь со вторника на среду. Согласно поверью, для того, чтобы семья жила в счастье и достатке, необходимо заручиться покровительством домового. Именно поэтому за каждым праздничным или свадебным столом осетины возносят ему молитву.
В старину предки приносили в жертву козленка или барана, а сейчас режут курицу или петуха.
Птицу или жертвенное животное разделывают таким образом, чтобы все части оставались целыми. Мясо ставят на стол вместе с пирогами и выпивкой. Глава дома возносит молитву: «О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Не дай нам ошибиться и огради нас от несчастий. Домочадцы наши и живность наша да будут под твоим покровительством. Услышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. Да не станет это нашим последним даром тебе...»

ЦЫППУРС

В.Абаев «Историко-этимологический словарь осетинского языка»
Cyppῡrs: в христианской среде приурочено к рождеству. Праздник назван числительным «сорок», вероятно, потому, что ему предшествовал сорокадневный пост.
cypporsej bærægbon — «праздник сорока», в дальнейшем bærægbon отпала.
Этимологически cyppῡrs возводится к иран. čatvᾱr(in)sat ‘сорок’.
čatvᾱr ->čætbar -> čæppar -> cyppar | cuppar;

Ирон адæммæ бæрæгбонты зымæгон хай райдайы Цыппурсæй (дыгуронау Цæппорс). Ацы бæрæгбон кодтой зымæгон хурхæтæны бонты, Ног азы æрбалæудæй иу къуыри раздæр. Цыппурсы агъоммæ ирæттæ дардтой мархо. Мархо дарыны æгъдау йæ равзæрдмæ гæсгæ у тынг рагон, уый сæвзæрдис, адæмыл-иу цы æнамонд хабæрттæ æрцыд, уыдон домæнты бындурыл, аразгæ та йæ кодтой уыцы æнамонддзинæдты фæдыл хъынцъым равдисыны нысанæн.

Празднование Нового года - «Ног бон»

Мгновенно разверзнется небо и ваши желания непременно сбудутся
Большое место в суевериях и быту осетин занимало и занимает празднование Нового года - «Ног бон». Приходясь на середину зимы, «Ног бон» одновременно и заключал и начинал год. Как и «цыппурс», он относится к семейным праздникам и отмечается через неделю после «цыппурс». Оба эти праздника приурочивались ко времени зимнего солнцеворота, к периоду возрождения солнца.
Самой священной считалась ночь накануне Нового года, с которой увязываются многочисленные обрядовые процедуры. Очень большое значение придавали осетины обновлению огня в очаге. Огонь, зажженный новыми бревнами, был в большом почете: он должен был пылать в течение целого года, принося в семью благополучие и изобилие.

Сохранить наследие предков

Сохранить наследие предковИзвестно, что свои особенности имели у осетин зримые воплощения присутствия божественной сути – святилища (ку-вæндон/ковæндонæ). Кувæндон (букв. «место для моления») в Осетии были представлены несколькими типами. Это могли быть добротные сооружения из неотесанного камня на растворе или без него, другие представляли нагромождения камней, оставшихся от более древних построек... Небожитель мог «обитать» в кронах деревьев или же в пещере. Иногда святилища обретались в развалинах башен или сами были построены в виде маленьких монолитных башенок. Часть святилищ имела ограждения, за которые могли заходить только жрецы. Иногда в качестве мест отправления традиционного культа использовались и заброшенные православные храмы, которые, в свою очередь, обычно строились на священных для местных жителей местах.

Святилища располагались как в населенных пунктах или рядом с ними, так и на возвышенностях. В последнем случае, если доступ к святому месту был затруднителен, со временем обустраивался «филиал» у его подножия. Святилища были общеущельными, общесельскими и фамильными. Если жители переселялись в другое место, то они обустраивали там и святое место. Для этого было необходимо забрать из прежнего святилища один камень и уложить его в основание нового.
Солнечный Венченсо Венченсо

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

полезно знать...

Компания Директ-Электрик предлагает светодиодные светильники оптом по выгодной цене

 Мегафон
Пушкина


Реклама на АЛАНИЯинформ

Реклама на АЛАНИЯинформ

Реклама на АЛАНИЯинформ

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***
Сдаются комнаты посуточно для строителей . Условия средние, плата низкая. Отдельные комнаты. Имеется душевая с постоянным горячим водоснабжением. Дом в процессе ремонта. Стоимость проживания – 500 рублей в сутки. При проживании более 5 суток действует система скидок. Дом в центре города , тел для справок : 8(929)812 82 42. Спросить Виталия.
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!