22 декабря состоится встреча Нового года (Артхурон) по традиционному календарю

22 декабря состоится  встреча Нового года (Артхурон) по традиционному календарю
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.
Со времени издания указа Петра Великого прошло уже несколько веков, однако в Осетии сохранилась и возрождается первоначальная форма празднования этого события.

В осетинском традиционном календаре начало Нового года приходилось ранее на день зимнего солнцестояния «Цыппурс» и отмечалось 22 декабря. Декабрь даже называется по имени празднества «Цыппурсы мæй» (букв. месяц Цыпппурс) отмечаемый в этот же день. В христианскую эпоху этот праздник сместился к православному Рождеству и потерял прежние функции. День зимнего солнцестояния отмечался, как начало нового года не только у осетин, но и у славян, китайцев и др. 
Жители Государства Алания решили возродить празднование традиционного Нового года.
Вот уже пятый год в день зимнего солнцестояния в северной окраине города Цхинвал в Аланской крепости соберутся люди, чтобы встретить на рассвете солнце, которое знаменует себе начало жизни для нового года.

Артхурон (буквально "солнечный огонь", "Огонь солнцевич")

- у осетин божество огня, насылающее накожные болезни. Но Артхурон может просить верховное божество о ниспослании людям богатства и всякого благополучия. Артхурон также большой ритуальный пирог, приготовляемый в каждой семье под Новый год. Пирог делят только между членами семьи, им не полагается угощать посторонних. Артхурон - один из отголосков древнего осетинского культа огня.
Мифологический словарь. Б.А.Калоев
Ждём всех желающих 22 декабря в пятницу в 6.30 в северной окраине города Цхинвал в Аланской крепости
Встреча нового 2017 года (Архив)
http://alaniainform.org/index.php?newsid=59397

Традиционные религиозные праздники как часть повседневной жизни (календарь религиозных праздников)

Традиционные религиозные праздники как часть повседневной жизни (календарь религиозных праздников)Впереди Новый 2018 год и с его приходом в Осетии начнется очередной цикл религиозных праздников. Считается, что собственно Новый год наступает по старому стилю в ночь с 13 на 14 января. А значит, именно эта ночь и является главной в наступающим году и для осетин.
Для читателей поясним, что Старый Новый (звучит то как) год, отмечаемый 13 января, это наследство реформы календаря, проведенной советской властью в 1918 году. Был осуществлен переход с юлианского календаря на григорианский, разница, между которыми и составила 13 дней.
При этом надо отметить, что в осетинском традиционном календаре начало Нового года приходилось ранее на день зимнего солнцестояния «Цыппурс» и отмечалось 22 декабря. Декабрь даже называется по имени празднества «Цыппурсы мæй» (букв. месяц Цыпппурс) отмечаемый в этот же день. В христианскую эпоху этот праздник сместился к православному Рождеству и потерял прежние функции. День зимнего солнцестояния отмечался, как начало нового года не только у осетин, но и у славян, китайцев и др.

ЧТО ОБЩЕГО И ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО У ОСЕТИНСКОГО УАСТЫРДЖИ–УАСГЕРГИ И СВЯТОГО ГЕОРГИЯ?

ЧТО ОБЩЕГО И ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО У ОСЕТИНСКОГО УАСТЫРДЖИ–УАСГЕРГИ И СВЯТОГО ГЕОРГИЯ?В многовековой истории Осетии Уасгерги (Уастырджи по-иронски) был и остается наиболее почитаемым и любимым божеством (после Бога). Он является покровителем мужчин, воинов, всех путников, независимо от возраста, вероисповедания и социального положения. В знаменитом Нартовском эпосе (разумеется, в осетинском варианте) Уасгерги-Уастырджи является небожителем и изображается в виде могучего воина на белом коне. Современные осетинские художники создали немало интересных портретов Уасгерги-Уастырджи в виде седобородого могучего мужчины на большом коне, как правило, на трех ногах. У Уасгерги-Уастырджи были хорошие отношения с нартами. Он участвовал даже в их походах, в результате которых им доставалась большая добыча. По представлениям осетин Уасгерги-Уастырджи является отцом противоречивой и легендарной Сатаны и выполняет самые ответственные функции посредника между Богом и людьми. Иногда Уасгерги-Уастырджи появляется среди людей в облике бедного старика и таким образом узнает реальный уровень жизни, радостей и проблем людей. Женщинам не разрешалось произносить его имя. Они его называли и продолжают называть «лёгти изёд» – «покровитель мужчин» (по-иронски «лёгты дзуар» – «Бог мужчин»). Каждый год в ноябре, после окончания сельскохозяйственных работ, по всей Осетии отмечали и продолжают отмечать праздник Уасгерги- Уастырджи. У многих осетин-дигорцев этот праздник назывался «Лёгти ёхсёвё» (буквальный перевод – «вечер мужчин»). Фактически это был праздник, который в остальной части Осетии известен как Джеоргуыба (праздник в честь Уастырджи; по-дигорски Уасгерги). Этот праздник приходился на вторую половину ноября и продолжался, как и сейчас, целую неделю. Устраивали его, как подчеркивалось выше, после окончания всех сельскохозяйственных работ. Замечу, что во многих дигорских селах никогда не увязывали праздник «лёгти ёхсёвё» – Джеоргуба с именем святого Георгия (в переводе с греческого это имя означает «земледелец»).

Чи цы Дзуармæ кувы - уый йын æxxуыс кæнæт!

Чи цы Дзуармæ кувы - уый йын æxxуыс кæнæт!Кто каким Святым молится, те его и оберегают!
23 ноября - день колесования Св.Георгия за отказ римскому императору Диоклетиану отречься от Христа(303г). В этот день христиане всего мира, в том числе многие осетины, ходят в церковь и вспоминают великомученика Святого Георгия Победоносца.
Датированное совпадение нашего праздника "УАСТЫРДЖИМÆ КYBÆH БОНТÆ" вызывает множество разногласий. По завершении осенних работ наши предки в течение недели праздновали и благодарили ХУЫЦАУ (ИУНÆГ КАДДЗЫН ХУЫЦАУ - ЕДИНЫЙ БОГ). Молитвы возносили УАСТЫРДЖИ (ХУЫЦАУÆЙ АДÆMMÆ МИНÆВАР - ПОСЛАННИК БОГА ЛЮДЯМ), просили, чтобы следующий год был урожайным. Справляли свадьбы, ибо до этого были заняты уборкой урожая. Считается позором, если ты не убрал свой огород к началу этой недели, в течение которой даже работать в огороде считалось дурным тоном. Все это, конечно, носило больше поучительный характер, дабы люди все делали вовремя. Заодно была возможность отдохнуть и порадоваться хорошему урожаю после того, как хорошенько потрудился. Многие спорят: "Джеоргуыба или Уастырджи". Заголовок статьи отвечает на этот вопрос. Имеют право на существование разные точки зрения, разные взгляды. Кто-то молится 23 ноября Св.Георгию, кто-то произносит слова благодарности в адрес Уастырджи, но путать и смешивать одно с другим все же не стоит.

«Неоязычество» в Алании как искусственно навязываемая «страшилка»

«Неоязычество» в Алании как искусственно навязываемая «страшилка»В настоящее время в российском обществе в отношении Северного Кавказа обозначено несколько проблем: распространение радикального исламизма, сепаратистские тенденции, массовая коррупция, клановость... В последнее время еще одной опасностью для российской государственности на южных рубежах страны назначено неоязычество. Так политологи определенного толка называют традиционные верования. Ну а поскольку почти все северокавказские республики находятся в ареале влияния ислама, то в качестве единственного центра рассадника неоязычества определяется Северная Осетия и «примкнувшая» к ней Республика Южная Осетия. Ведь считается, что неоязычниками могут быть только жители христианского мировоззренческого пространства.
Сайт бесплатных объявлений Хъусинаг.РУ

Реком — центр духовного возрождения

Реком — центр духовного возрожденияСреди величественных горных пиков находится воспетая поэтами жемчужина Кавказа — Цейское ущелье. Именно здесь на месте одной из трех слез Бога, оброненных на землю, был сотворен легендарный древний осетинский храм Реком (на месте других слез сотворены известные храмы Мыкалгабырта и Таранджелос). Собранный из дерева, без единого гвоздя (кроме окованных дверей и ставень) и имеющий оригинальную архитектурную форму, Реком представляет для науки огромный исследовательский интерес.
Несмотря на почти двухвековое изучение этого древнего памятника, многие стороны исследований до сих пор еще не раскрыты или являются спорными; в частности: датировка сооружения, этимология названия, философское и религиозное содержание храма. В марте 1995 года храм-святилище Реком сгорел дотла, оставив после пожара три символических полуобгоревших столба. Последующая реконструкция храма-святилища и сопутствующая ей изыскательская работа дала новые научные исследования, позволила обогатить историческое, философское и религиозное значение храма.
Уже несколько лет в день празднования сюда приезжают представители Южной Осетии. Более подробно обо всем этом нам рассказал Юрий Бетеев:
«В 2014 г. я впервые побывал на праздновании Рекома. Тогда со мной произошел своеобразный культурный шок. Я почувствовал, что попал в какое-то другое измерение, получил какую-то невероятную силу, которой у меня не было ранее. Там я увидел настоящий осетинский обычай-æгъдау!

Реком – Святилище, которое объединяет народ и дарит чувство благодати

Реком – Святилище, которое объединяет народ и дарит чувство благодатиКаждый год паломники из Южной и Северной Осетии съезжаются для поклонения к Святилищу Реком - к месту, где упала одна из трех слез Бога (места двух других - Мыкалгабырт? и Таранджелос). Святилище находится на высоте красивейшего леса, а на опушке среди гор, вдали от посторонних глаз, расположен сам храм.
Как того требуют традиции, на опушку рядом со Святилищем может подняться лишь мужчина; нога женщины отродясь не ступала на эту Богом благоговейную землю. Однако это не значит, что женская часть паломников ограничена в возможности побывать в день празднования в святом месте. На полпути к месту назначения находится Мады Майрӕмы кувӕндон),

По вере нашей

По вере нашейКто ведет информационную войну против осетинской веры и какова ее судьба?

Так сложилось, что Северная Осетия в федеральном и, вероятно, международном аспекте воспринимается в религиозной плоскости христианской республикой. Обычно в качестве самых популярных доводов приводятся в пример аланы, часть которых приняла крещение до Руси, и тесной взаимосвязью осетинских и христианских праздников. Приверженцы традиционной осетинской веры никогда не прибегали к публичным и жестким опровержениям данного восприятия.

БÆЛДÆРÆН

Куадзæны фæстæ хуыцаубоны ирон адæммæ уыдис бæрæгбон Бæлдæрæн. (дыгуронау Бæлдара бос). Рагзамантæй нæм абонмæ баззад ныхас Бæлдæрæны куывдтæ. Ацы хабар дзуры, уæд-иу стыр куывдтæ кæй кодтой, ууыл. Арæзтой æнæхъæн хъæубæстæй иумæ æхсæны куывдтæ иумæйаг хæрдзтæй. Куывдтæ-иу бирæхатт æнæхъæн къуыри дæр ахастой. Куывд аразыны тыххæй-иу развæлгъау равзæрстой фысымтæ. Адæм Бæлдæрæны хъуамæ уыдаиккой хъæлдзæг, уымæн æмæ, дам, уæд æгас афæдз уыдзынæ афтæ хъæлдзæг. Дыгургомы Бæлдæрæнты уазæг æрбахонын нæ фæтчыдис, сæ куывдты-иу сидтысты бардуæгтæм хъæздыг тыллæг æрзайыны тыххæй.

Правила посещения святых мест Алании.

Правила посещения святых мест Алании.

Скопируйте и распечатайте и раздайте близким.

В понедельник, 20 марта, по древнему летоисчислению Бæлдæрæнтæ – Новый год у осетин

В понедельник, 20 марта, по древнему летоисчислению Бæлдæрæнтæ – Новый год у осетинМожно предположить, что некоторая часть нашего общества возмутится от данного пояснения. И это понятно. Ведь за атеистические годы советской власти и ранее, когда во времена царской России в Осетии шло насильное миссионерство по внедрению религии Христа в наши дома, делалось все чтобы нивелировать национальную религию осетин. И эта работа, несмотря в целом на неудачу, свои плоды все же принесла. Рядом с веками намоленными осетинами святыми местами строились церкви, велись параллели и пояснялось первородство всего в нашей национальной религии христианскими терминами, делались всевозможные привязки в пользу Христа, и как итог со временем многие даты национального религиозного календаря осетин стали (в том числе и для легкости) высчитываться по христианскому календарю. А теперь скажите, мог ли праздник Бæлдæрæнтæ (а это дни весеннего равноденствия – неизменно 19-21 марта), праздник пробуждения природы и фактически Новый год у алан-осетин справляться в дни христианского Великого поста. Конечно же нет.

ТУТЫРТÆ / ТОТУРТÆ

ТУТЫРТÆ / ТОТУРТÆТутыртæ – осетинский праздник Нового года в марте месяце.
Отмечали 2 недели, которые отсчитывали от весеннего равноденствия. Как правило, приходится на второй понедельник начала месяца. В этом году начало Тутырта приходится на 6 марта и заканчивается через 2 недели – 20 марта. Со временем стали праздновать одну неделю (первую), хотя продолжали отсчитывать 2 недели.
Весеннее равноденствие в этом году приходит на 20 (пятница) марта.
(20 – 14 = 6). 6 марта –понедельник. Воскресенье 5 марта – день Великого поста (Стыр мархо). (расчет Р,Д,)

Народная религия осетин

Народная религия осетин«Хотя осетины официально числятся как христианами, так и мусульманами, они до сих пор держатся религии своих предков, согласно которой верят в Единого Бога, Творца Мира, в существование души и загробного мира, и в мир духов, подчиненных Богу.
Эта религия осетин не знает ни храмов, ни идолов, ни священнического сословия, ни священных книг. Взамен священных книг она имеет мифологию, полную безыскусственной поэзии, возбуждающей ту святую искру, которая поднимает человека, освещает и греет его душу, заставляет его стремиться к добру и свету, дает ему мужество и силы безбоязненно бороться со злом и пороком, вдохновляет его к самопожертвованию для блага ближних.

Традиционные верования осетин в календаре 2017 года

Традиционные верования осетин в календаре 2017 годаВпереди новый 2017 год и вместе с ним в Осетии начнется очередной цикл традиционных осетинских религиозных праздников. На вершине этого цикла – новогодняя ночь, которая является границей между уходящим и наступающим годами. Опуская древние вариации прихода Нового года, которых несколько – от середины декабря до марта (о чем будет отмечено ниже), скажем, что по народной традиции (она сохранилась и в России), собственно новый год наступает по старому летоисчислению в ночь с 13 на 14 января. Это связано с тем, что в 1918 году советской властью был осуществлен переход с юлианского календаря на григорианский, с разницей в 13 дней.
Начало традиционной новогодней годовой обрядности у осетин начинается не с Нового года, как было бы логично предполагать, а с его преддверья, с обрядового дня «Цыппурс» – 7 января. Почему-то этот день принято отождествлять с религиозным праздником – Рождеством Христа, что неверно в корне, поскольку по своему содержанию они отличаются. В «Цыппурс» принято поминать покойников, которые ушли из жизни в течение года, а в Рождество празднуется появление на свет Сына Божьего.

Фамилии северной и южной части Алании объединились!

Документальный фильм Вадима Цаликова "Иудзинад"
22 августа 2016 в Дигорском ущели состоялось единение фамилий Гаглоевых и Суменовых

Продюсер фильма: Михаил Гаглоев

22 декабря в северной части Алании отметили Новый год по солнечному календарю.

22 декабря в северной части Алании  отметили Новый год  по солнечному календарю.

В селении Ирыхъаеу, а также еще в 4 населенных пунктах в Северной Осетии отметили Новый год по солнечному календарю.

Сегодня в 7.20 утра в южной часть Алании отметили Новый Год по солнечному календарю.

Бытует множество мнений, как же все-таки и когда появился праздник "Новый год". Точного ответа нет до сих пор, разные народы и культуры по-своему трактовали и символизировали начало нового года, поэтому время и формат празднования кардинально отличались. Однако почему теперь началом нового года считается 1 января?
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».
Со времени издания указа Петра Великого прошло уже несколько веков, однако в Осетии сохранилась и возрождается первоначальная форма празднования этого события.
В осетинском традиционном календаре начало Нового года приходилось ранее на день зимнего солнцестояния «Цыппурс» и отмечалось 22 декабря. Декабрь даже называется по имени празднества «Цыппурсы мæй» (букв. месяц Цыпппурс) отмечаемый в этот же день. В христианскую эпоху этот праздник сместился к православному Рождеству и потерял прежние функции. День зимнего солнцестояния отмечался, как начало нового года не только у осетин, но и у славян, китайцев и др.
Жители Южной Осетии решили возродить празднование традиционного Нового года.
Вот уже четвертый год в день зимнего солнцестояния в северной окраине города Цхинвал в Аланской крепости собираются люди, чтобы встретить на рассвете солнце, которое знаменует себе начало жизни для нового года.
Ниже приведен репортаж с места празднования.
Сегодня в 7.20 утра в южной часть  Алании отметили Новый Год по солнечному  календарю.

УАСТЫРДЖИЙЫ ФÆДЗÆХСÆН БОН

УАСТЫРДЖИЙЫ ФÆДЗÆХСÆН БОН — хуыцаубон алы ирон бинонты æфсин дæр кодта æртæ кæрдзыны æртæ зæды номыл — Бынатыхицауы, Уастырджийы æмæ Хъæуызæды номыл. Ахæм уагыл куывтой Æрвитæны дыццæджы дæр.


Лæгты æхсæв

Уастырджийы бонтæй иууыл кадджындæр æмæ ахадæндæр уыдис бæрæгбоны фыццаг къуырийы дыццæгæхсæв — Уастырджийы æхсæв кæнæ Лæгты æхсæв. Ацы æхсæв Уастырджийы номыл кодтой кусарт, цыдысты кувæндонмæ æмæ куывтой Уастырджимæ. Цыфæнды мæгуыр æмæ цыбыркъух куы уыдаид ирон лæг, уæддæр ацы стырбон ма сарæзтаид, кусарт ма акодтаид, уый гæнæн нæ уыд. Ирон адæмы дин æмæ мифологийы бардуæгты æхсæн се ‘ппæты нымаддæр æмæ цытджындæр Уастырджи у. Уый у фæндаджы, нæлгоймæгты, хæстонты æмæ бæлццæтты бардуаг. Уый, дам, мæгуыр адæмы хизы фыдæй, алыхуызон æвзæргæнджытæй, дæлимонтæй, къæрныхтæй, лæгмартæй æмæ а. д. Æппынфæстаг уый у адæймаджы мæрдвæндаджы бардуаг дæр. Афтæмæй Уастырджи у ирон мифологи æмæ дины универсалон бардуаг. Уый дам-иу фыййауæн йæхи равдыста хуымæтæг фыййауы хуызы, мæгуыр, фæкæсынхъуаг тыхст лæгæн — мæгуыр фæндаггоны хуызы, цæмæй сын-иу баххуыс кодтаид. Ирæттæ кæрæдзийæн арфæ кæнынц: «Уастырджи — де ‘мбал, дæ аудæг!»

Уастырджи - как дух инициаций

Уастырджи - как дух инициацийК вопросу о первоначальной символике образа Уастырджи

На протяжении тысячелетий религиозные верования стремились удовлетворить духовные потребности как целого общества, так и отдельных его представителей. 

В то же время верования и обычаи несут в себе интегрирующую функцию, являясь фактором, укрепляющим и поддерживающим существующую систему социальных отношений, способствуют сохранению традиций и обычаев этноса. Религиозные идеи обеспечивают стабильность общей психологической жизни как целого этноса, так и отдельных его представителей. Связанный общностью религиозных идей и обычаев, этнос становится более устойчивым и во внутреннем отношении, и во внешнем плане.

Праздник с тысячелетней историей

Праздник с тысячелетней историей 20 ноября, отмечается главный религиозный праздник осетинского народного пантеона - Джиуаргуыба. Посвящен он небожителю, покровителю Осетии Уастырджы/Уасгерги. Это традиционное празднество, имеющее тысячелетнюю традицию, отмечается, впрочем, осетинами вне зависимости от места текущего проживания. С одинаковым восторгом в этот день за стол сядут в Москве, Нью-Йорке, Париже или Оттаве. Празднование Джиуаргуыба не только объединяет всех осетин, но и дает им возможность вспомнить о своих национальных корнях.

Если человек, приехавший в Осетию или общающийся с осетинами за пределами их родины, хочет получить их признательность, достаточно сказать одну фразу: «Да поможет вам Уастырджи!». Отношение к вам мгновенно изменится в лучшую сторону.
Солнечный

Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.

Производство сайтов

Новости

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Эрман

Доставка бетона

Энергоресур

Объявления

Перевозки посылок Цхинвал-Москва-Цхинвал Выезд из Цхинвала: 1 числа. Прибытие в Москву: 3-4 числа. Выезд из Москвы: 5го утром. Доставка заказов из интернет-магазинов. Mercedes Sprinter. Максимальная длина товара: 4,4 м 1 кг –от 50руб Стаж перевозок по данному маршруту 2.5 года Тел.: +7(928) 857-55-50, +7(929) 8045531 Спросить Вову
***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!
Æхсæнадæмон литературон преми «Булæмæргь»-ы премиалон сезон 2017 азы расидт