Osinform

Пешеход – тоже друг человека (фельетон)

Привычка делить что-то общее на составляющие – заложена в человеке исторически. Даже само человечество принято разделять по расовому, религиозному и прочим другим признакам. А сам отдельный индивид обладает конкретной возрастной, половой, национальной, образовательной составляющей. Поэтому среди нас есть мужские и женские особи, старики и молодые, горожане и селяне, интеллигенты и простолюдины, начальники и подчиненные, рабочие и крестьяне… Ближе к нашей исторической действительности образовались еще две антагонистические общности – автомобилисты и пешеходы. Понятно, что возникли они не на пустом месте, здесь были свои предшественники – сначала всадники и ходоки, затем те, кто передвигался в каретах, бричках и телегах и те, кто добирался до места назначения своим ходом... Любопытно, что автомобилисты сами произошли из пешеходов. Причем такое мутирование случилось в результате прямого приобщения простой особи к какому-либо транспортному средству. Поначалу этот род мутантов исчислялся единицами, но со временем их ряды стали расти с геометрической прогрессией и сегодня они уже превалируют, грозя прародителям внесением в Красную книгу.

Отметим еще одну удивительную особость. Большая часть автомобилистов страдает неким раздуванием личности. Выражается это в том, что индивид в недрах транспортного средства и вне его – это два совершенно разных человека по поведению, темпераменту, реакции на окружающую действительность. Все мы сталкивались, и не раз становились свидетелями странных метаморфоз, когда воспитанная, образованная и уравновешенная личность, садясь за руль, вдруг становится импульсивной, агрессивной и переходит на язык портовых грузчиков.

Вообще, автомобилисты, по сравнению с пешеходами, уже давно стали элитой и поэтому считаются привилегированным классом со всеми вытекающими обстоятельствами.

По мере того, как автомобилисты набирались сил, обрастали мускулами, становились многочисленнее, они все более подчиняли себе пешеходов, навязав им свои правила поведения. Для начала последних загнали в резервации, выделив им на дорогах узенькие тротуары для передвижения, которые огородили бордюрами. При этом этим изгоям позволительно переходить улицы только в определенных местах, выкрашенных наподобие тюремной робы. По большому счету и светофоры появились для того, чтобы пешеходы, исключая дальтоников, во время вынужденного простоя, любовались цветовыми пятнышками. Мы уже не говорим, что владельцы машин отобрали у невладельцев их законные территории, сделав из них автостоянки и гаражи. И, кажется, что это еще не конец – экспансия будет продолжена.

С транспортом связан еще один неприятный эксцесс, который на сухом юридическом языке обозначен как дорожно-транспортное происшествие. В допотопные времена люди падали с собачьих упряжек, лошадей, боевых слонов. Позже уже корабли стали сталкиваться с айсбергами и друг с другом, поезда сходить с рельс или под них бросались люди, с самолетами тоже не все в порядке... Но с машинами все намного сложнее и трагичнее. Известен даже случай, когда в самом начале автомобильной эпохи на английском острове Мэн было всего два автомобиля. Так вот именно они умудрились, тем не менее, столкнуться. Однако, автомобильные боги с каждым годом требуют все больше жертв. При этом, это не обязательно связано с количеством машин и качеством дорог, чаще к ДТП привязывают так называемый человеческий фактор.

Тотальная автомобилизация мирового пространства сопровождалась поначалу выработкой общих правил поведения, в том числе и по горизонтали «водитель-пешеход». Были выработаны правила дорожного движения, пешеходы, переводимые в ранг автомобилистов, сдавали экзамены и получали водительские права – закон кастовой принадлежности... Но тут дело в том, что разными группами автомобилистов общие правила стали трактоваться по своим понятиям. Связано это было с различными национальными, общинными, ментальными и всякими другими особенностями. Некие энтузиасты стали даже убеждать, что следует учитывать национальную принадлежность водителя, его темперамент и душевную ранимость.

И здесь, через весь этот разнорусловый словосбор мы подошли к себе, хорошим. Наша небольшая по территории и населению Республика за короткий срок, при наличии качественных дорог, оказалась предельно автомобилизирова-

на. Наши «железные кони» сегодня вполне состоятельны, готовые достичь самых отдаленных обитаемых и необитаемых мест. И это радует. Беспокоит другое, касающееся общих правил поведения. Здесь есть о чем поговорить. И дело не в том, кто прав, а кто – не очень, а в том, чтобы собраться под одним законом.

Дело в том, что в какой-то момент автомобилисты получили приоритет, причем, безоглядный. Стали парковаться на тротуарах – вотчине пешеходов, а бесправные по этому принципу пешеходы вынуждены вступать на враждебную территорию, рискуя оказаться в дождевой луже или под душем проезжающих машин. Отдельная проблема – лихачи. Город у нас небольшой, проехать его из конца в конец за какие-то пять минут не представляет проблем. Но даже в таких щадящих условиях находятся лихачи, которые рассекают улицы с враждебным ускорением. К примеру, в час пик переходить улицы Сталина, Путина, И. Харебова и еще ряда перекрестков становится проблематичным. При этом уже были жертвы со смертельным исходом, но еще больше со смертельным испугом, что тоже важно... Так нужен ли нам форсаж на наших центральных улицах?

Мы зачастую берем за образец западные стандарты, манеры поведения, но не всегда этому соответствуем, выводя свои собственные правила. Между тем, в Нью-Йорке, например, в центральной его части автодвижение ограничено тридцатью километрами в час. Оттого нас и удивляют голливудские фильмы, когда герои легко пересекают загруженные улицы только махая руками и без ущерба для себя. В свое время, кстати, были предложения сделать пешеходными, на манер Арбата, ряд участков центральных улицы Цхинвала, превратив их в пешеходные зоны или же некоторые сделать односторонними, тем самым, разгрузив центр. Однако, нашлись противники такой идеи, которые полагают, что к правительственным зданиям следует подъезжать, но никак не подходить. Опускаться до статуса пешехода, побывав водителем, не все хотят.

Но это еще не все. Есть еще некоторые водительские притеснения в виде повышенного музыкального звучания и сигналов в ночное время. Ну, и самый наш хит, когда два противодвижущихся авто перекрывают трассу и их водители, не отрываясь от руля, ведут неспешную беседу, не обращая внимание на клаксонные истерики заблокированных одномоторцев. Причем, еще и злятся на последних – мол «брат» «брата» должен понять, ты же не какой-то там пешеход...

На данную тему можно и должно говорить долго и предметно, и все равно всегда останется вопрос для обсуждения. А это хорошо. Но тут главное всем нам понять одно – времена меняются, но потребность такого исконного понятия как æгъдау незыблемо. На железном находитесь ли вы коне, или держите путь пешим – относитесь друг к другу с уважением. Всегда помните об этом заложенном в нас всех генетически свойстве. Потому что в противном случае вы просто никто. Сколько бы не пыжились...


Рубрика «Улыбка Сырдона»

Опубликованно: 01-08-2020, 13:30
Документ: Новости > http://alaniainform.org/78175-peshehod-tozhe-drug-cheloveka-feleton.html

Copyright © alaniainform.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад