Где заканчиваются границы осетинской национальной идентичности?
Международный научный журнал «Nartamonga» учрежден в 2001 году научно-исследовательским отделом Центра скифо-аланских исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН РФ совместно с Центром русских и евраазийских исследований INALCO (the Centre d`Etudes russes et eursiennes of Institut National des Langues et Civilisations Orientales).
В 2016 году научно-исследовательский отдел Центра скифо-аланских исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН РФ возглавил кандидат исторических наук Алексей Чибиров вдохнувший новую энергию в издание – после длительного перерыва редколлегия вновь заработала. Под руководством нового главного редактора «Nartamonga» издается с 2017 года. Том за 2018 год получился «мемориальным», говорит Чибиров.
Барабанов О.Н. Хуцау и дауаги: два нерешенных вопроса в историко-семиотическом анализе дохристианских индоевропейских верований у аланов
Автор рассматривает дохристианские верования у аланов – индоиранского народа, потомков сарма- тов, предков современных осетин, зафиксированные в эпосе «Нарты» и фольклорных материалах. На основании сравнительного анализа индоиранских религий автор дает новую историко-семиотическую трактовку верховного божества аланов Хуцау и одного класса божественных духов – дауагов.
Ключевые слова: аланы, осетинский эпос, индоевропейские религии, семиотика культуры, ис- тория иранских и индоарийских народов.
Скифская Гестия
Примечательно и то, что из всего очажного комплекса, достаточно сложного по своему составу и включающего различные составные элементы, ритуально значимыми принято считать лишь два основных: сам очаг с приочажным камнем, а также надочажную цепь. Так, широкое хождение получило высказывание Коста Хетагурова, посвятившего один из своих историко-этнографических очерков описанию старого осетинского быта, полагавшего, что очаг (къона) с неугасающим огнем и спускающаяся с потолка цепь (рæхыс) "составляют величайшую святыню каждого осетина".
Аланская царская династия в Нартиаде (проблема прагматики эпопеи)
85 лет назад Цхинвал был переименован в Сталинир или Вождь народов и Южная Осетия
Намерение дать имя руководителя Компартии СССР Иосифа Сталина столице Южной Осетии вызревало давно. К примеру, в 1927 году, когда отмечалось десять лет Октябрьской революции – времена российской империи уже казались чем-то далеким и нереальным, а новая эпоха устанавливала свои традиции, среди которых революционные даты отмечались новыми инициативами и достижениями. Поэтому 5 ноября, в преддверии юбилея Октябрьской революции, город Цхинвал на местном уровне был переименован в Сталингор. Однако из Москвы поступило распоряжение отменить решение юго-осетинских властей.
По древнему летоисчислению, 20 марта, на земле Алании наступил праздник Бæлдæрæн – Новый год у осетин
Сборник работ доктора исторических наук, археолога Руслана Дзаттиаты
Книга вышла под грифом Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.А. Абаева и Юго-Осетинским научно-исследовательским институтом им. З.Н. Ванеева. Осуществилось же издание при финансовой поддержке Министерства науки и образования РЮО. Научным редактором сборника является доктор исторических наук, зав.отделом археологии СОИГСИ ВНЦ РАН Алан Туаллагов. Сам же автор посвятил свою книгу светлой памяти коллег и товарищей по экспедициям Руслану Кочиеву, Ролану Чочиеву, Анатолию Зассееву, Вилену Уарзиаты, Виталию Тменову, Баграту Техову.
Аланская царская династия в Нартиаде
Ос-Багатыр как опыт государственного конструирования
В судьбе народа всегда значимую роль играют отдельные личности, в руки которых Господь вручает силы и возможности для того, чтобы народ и страна могли вновь обрести свое могущество. В XIII веке мир средневековья подвергся величайшему испытанию – нашествию орд Чингисхана. Под ударами свирепых кочевников пала Китайская империя, среднеазиатские ханства, русские княжества. Монгольская конница вытоптала европейские степи на границах с Венгрией. Были разрушены и основы средневекового Аланского государства: сожжены десятки городов и сотни селений, разорены сельскохозяйственные угодья, которые превратились в пастбища для монгольских коней и скота, погибли или были уведены в рабство сотни тысяч людей, среди которых были просветители и мастера. Равнинная часть постепенно обезлюдела, только в предгорной и горной части сохранились очаги аланского населения. Экономика и культура страны, ее государственность были подорваны. Алания распалась на отдельные области, находящиеся в той или иной степени в вассальной зависимости от монголо-татарской Орды.
Санакоев Ванка – осетинский Ушинский
В Дзау Санакоевых было немало. При этом они делились по патронимам, по предкам отцовской линии: Цуциевы, Дзидзоевы, Дзигаевы, Батоевы… Ванка относился к Батоевым. Поэтому в свое время Ольга Ханикаева свои воспоминания о Ванка Санакоеве озаглавила «Бататы Ванка» (журнал «Фидиуæг» №8 1981)
Драконы бессмертны
Могильная плита сарматского всадника в Честере.
Среди теорий возникновения образа дракона наиболее популярна гипотеза о Юго-Восточной Азии как о его родине. А при обсуждении распространения большинством авторов обсуждаются сарматские и аланские волны миграционных потоков, с которыми драконы "расселились" по всей Европе.
Этим единодушием наука обязана главным образом свидетельству Флавия Арриана, греческого историка, философа, описавшего в своем трактате "Тактика" "скифские военные значки" – длинные шесты, увенчанные головой дракона с широко раскрытым ртом и привязанной к ней сзади материи. Во-первых, это первое их описание – до первой половины II в. н.э. подобной информации нет, а уж военные трактаты тех же римлян, например, были чрезвычайно подробны. Во-вторых, Арриан сам был военачальником и знал толк в военном деле. А в-третьих, описал это глазами врага, ведь он лично командовал римскими войсками, остановившими аланов в 135 г. н.э., да к тому же восхищенными глазами, усмотрев в этом новое и полезное слово ратного дела.
До 100-летия геноцида осетинского народа осталось 15 месяцев
В 1920 году осетинам на юге Осетии был устроен геноцид, в основе которого лежал принцип национальной неприязни. И стремление подавить большевистскую Фронду было просто поводом, но никак не причиной. Ни традиционная пророссийская настроенность осетин, ни популярность большевизма в Южной Осетии не могли быть причиной уже только потому, что и среди осетин были меньшевики, а среди самих грузин масса пророссийских политиков. Поэтому, чтобы понять события тех лет, вернемся к периоду, когда было свергнуто самодержавие, и на просторах бывшей царской России складывался новый мир. И мир этот был разнообразным и многоцветным, не таким однозначным, каким представлялся нам в учебниках советской истории.
Неполный список репрессированных в годы террора в Осетии
2. Активный участник установления советской власти (здесь и далее - в Южной Осетии), выпускник юридического факультета Московского университета и его аспирантуры, работал прокурором Южной Осетии, научный сотрудник ЮОНИИ (здесь и далее указывается последнее место работы) В.М. Абаев - расстрелян.
3. Второй секретарь Юго-Осетинского обкома комсомола Х.Д. Абаев - расстрелян.
4. Активный участник установления советской власти, работник органов милиции К.Г. Алборов -приговорен к 10 годам лишения свободы.
5. Выпускник Московской сельхозакадемии им. Тимирязева, ответственный работник органов управления Южной Осетии, автор нескольких монографий С. И. Абаев - репрессирован, срок заключения не выяснен.
«Золотой орел» и «белоснежный барс» – к истории возникновения первого государственного герба Республики Южная Осетия
Символ суверенитета Южной Осетии представлял собой круг, в верхней части которого на голубом фоне изображена золотая чаша с восходящими из нее солнечным диском и лучами в виде осетинского орнамента, диск представлен в виде бело-красно-желтого национального флага; центральной фигурой герба является горный орел золотистого цвета с поднятыми кверху крыльями; на груди орла изображен круг в виде щита, разделенный на три равные части солярным знаком вечного движения, представленные также в бело-красно-желтом цветах, внутренняя часть круга-щита обрамлена узором осетинского орнамента; в правой конечности орла изображена бронзовая секира-топор, в левой – дубовая ветка с листьями и плодами, три колоса пшеницы и вьющаяся ветка хмеля с листьями и плодами; круг обрамлен каймой с узором из осетинского орнамента, на внутреннем кольце которого, на белом фоне помещена разграниченная двумя маленькими солярными знаками надпись на двух языках – осетинском (латинская графика) и русском: «Республика Южная Осетия».
Суд Амстердама вернется к вопросу о судьбе скифского золота
Две тысячи археологических находок из музеев Симферополя, Севастополя, Бахчисарая и Керчи находились в момент воссоединения Крыма с Россией на выставке в Музее Алларда Пирсона в Амстердаме. По окончании выставки крымские музеи рассчитывали вернуть свои экспонаты, но украинский минкульт потребовал отправить их в Киев. Музей Алларда Пирсона не смог определить, кому отдавать золото, и заявил, что будет полагаться на вердикт голландского суда.
В конце 2016 года Окружной суд Амстердама решил передать коллекцию Украине, но крымские музеи подали апелляцию, рассмотрение которой начнется 11 марта.
Вместо комиссии приехало "чека"
Недавно в Южной Осетии отметили день памяти жертв политических репрессий. Волна политических репрессий, прокатившихся по стране Советов, не обошла стороной и Южную Осетию и одной из жертв, попавшей под молох репрессивного советского аппарата, стал представитель югоосетинской общественности и поэтических кругов Хазби Габуев.
Родился Хазби Соломонович Габуев 14 февраля 1931 года в селе Тамагин Дзауского района, проще говоря, в Кударгоме, на родине известных борцов за права осетин, наводивших шок и трепет на грузинских князьков. Своей школы в селе не было и Хазби ходил на учебу в соседнее село Кевселт. В 1940 г. семья Габуевых переехала в Цхинвал.
Концепт "Бог" в традиционной культуре осетин (Часть 2)
Важнейшее значение для экспликации содержания мифа является молитвословие, открыто выражающее саму идею творения и представление о его протекании. Ключевую роль для молитвословий приобретает фигура Творца, стоящего в центре обряда. К нему апеллируют и вверяют себя его покровительству, произнося молитвословия. Ему посвящены и сами обрядовые действия. Именно его ролью определяется выделение обряда освящения трех пирогов из церемонии всего остального моления. Только к нему обращаются стоя и обнажив головы, тогда как вторая часть происходит сидя.
В качестве примера может выступать молитвословие Ирон куывд (Æфсадмæ чи цæуы, уымæн) «Осетинская молитва (посвященная отправляющемуся на армейскую службу)» [Памятники 1992: 57–58]. Привожу начальную и заключительную строфы этого памятника.
Концепт "Бог" в традиционной культуре осетин
Обобщая главные идеи этих документов, видный российский исследователь культуры Б. А. Ерасов дал следующее развернутое определение самобытности. По его мнению, в вышеперечисленных документах самобытность признается «тем жизненным ядром культуры, тем динамическим принципом, через который общество, опираясь на свое прошлое, черпая силу в своих внутренних возможностях и осваивая внешние достижения, отвечающие его потребностям, осуществляет процесс постоянного развития» [Ерасов 1998: 1]. Вот почему на современном этапе именно проблема этнокультурной самобытности становится центральной для изучения традиционной культуры.
До 100-летия геноцида осетинского народа осталось всего полтора года
Геноцид армян 1915-1917 годов в Османской Турции считается первым в современной истории человечества широкомасштабным международным преступлением, совершенным с целью убийства целого народа по политическим и этническим мотивам. Преднамеренные действия турецкого правительства, отраженные в объективно констатируемых бесспорных фактах и подтверждаемые неопровержимыми документами и свидетельствами из самых различных источников, полностью соответствуют составу преступления геноцида и подпадают под его определение в международном праве. Не вызывает сомнения то, что геноцид армян со временем будет признан большинством стран мира.