Грузию основали предки осетин?
Рассмотрим для начала сам термин «иранские народы». Слово «иран» является производным от слова «ариан», то есть это потомки арийского народа. От этнонима «ариан» происходят также названия «алан» и «ирон» – этноним, являющийся самоназванием современных осетин. Само же название «арийский народ», «арийцы» использовалось германскими фашистами в их националистической идеологии и с тех пор незаслуженно получило отрицательный оттенок. На самом деле, даже основываясь на известных уже сегодня исторических данных можно сделать вывод, что именно арийцы не раз были побуждающей силой развития мировых цивилизаций.
Ахурамазда > Урузмаг. Ахурамазда > Атар > Арт > Цæхæр > Цхинвал
Почитаемые божества делились на две группы. Божества одной группы назывались дайва (др. инд. дэва), а другие назывались асура (авест. ахура, древнеинд. асура). В одних и тех же именах могли почитаться и дайва и асура или же почитались только, скажем, дайвы, а асуры становились враждебными, или наоборот. (И.В. Рак. Авеста в русских переводах (1861–1996 гг.). СПб., 1997 г., стр. 7).
Древнеиндоиранские культы ахуров слились в монотеистический культ Ахуры с эпитетом «мудрый» – Мазда.
С этими иранскими племенами связана деятельность реформатора иранской религии – Заратуштры (Зороастра), чьё имя означает «имеющий старых верблюдов». Учение Зороастра называется зороастризмом.
«Поначалу зороастризм отрицал все старые арийские культы, устанавливая единственный культ верховного божества Ахурамазды – олицетворение доброго, созидающего начала в мире.
Боевые кони алан
О существовании у алан нескольких пород лошадей свидетельствуют многочисленные письменные источники, археологические, фольклорные, этнографические и лингвистические материалы. Кроме того, по мнению В.И. Абаева, осетинская терминология, связанная с конем, его экстерьером, мастями, конским снаряжением, верховой ездой и культом коня, позволяют датировать основные моменты освоения коня.
Со скифской эпохи на юге Восточной Европы была распространена местная порода. Несмотря на малорослость этих лошадей, древние авторы отмечают их быстроту, крепость и выносливость. Эта порода сохраняется и в раннеаланское время. Так Страбон пишет, что: «У всех скифских и сарматских племен есть обычай холостить лошадей, чтобы сделать их более послушными, ибо лошади у них хотя и невелики, но очень горячи и неукротимы». Оппиан (II в. н.э.) к лучшим породам лошадей относил скифскую лошадь. Этому же соответствуют и мнения Иосифа Флавия и Арриана, которые ставили ее выше коней фессалийских, сицилийских и пелопонесских.
Л.Гумилев Аланы-потомки сарматов и ближайшие родственники осетин
УЧЕНЫЕ О ПРЕДКАХ ОСЕТИН (2)
сильный, он пользуется большим влиянием, чем остальные цари… аланы могуществом превосходят народ кашак(кабардинцев), что они(кабардинцы) не имеют общего царя; царь аланов сильнее абхазов.
Скитский.Б.В. Очерки истории осетинского народа, Дз., 1947. С.57
Фальсификаторам истории происхождения осетин
Написанные ими книги и статьи полны всяких научных терминов в большинстве своём высокопарных, а также целой кучи «фактов» (фактически использованных для подтасовывания идеи), что для неискушённого стороннего читателя, недостаточно разбирающегося в тонкостях исторической науки ,может показаться вполне правдивым научно-исследовательским трудом имеющим более новый, правдивый взгляд на вещи и содержащий целый арсенал неопровержимых фактов и доказательств, тем более для большинства недостаточно осведомлённых в исторической науке соплеменников этих писателей, для которых одна идея, неважно правдива она или нет, льстит их безмерному национальному самолюбию, поскольку принижает в их глазах осетин лишая их славных предков ,а также что более важно делает из них неких зловредных пришельцев не по праву занявших «не свои земли».
Историческое наследие как основа формирования национальной идеологии
Конечно, можно было бы сделать определенную реконструкцию в параллельной действительности. Ведь в свое время этнографы смогли восстановить социальные отношения древности, исследуя сохранившиеся на окраинах современной цивилизации первобытные племена Америки. Понятно, что в «чистом виде» скифов, сарматов или аланов сегодня не найти, хотя прямыми наследниками являемся именно мы – аланы-осетины. Другое дело, что мы фактически не пользуемся таким историческим наследием для формирования национальной идеологии. В отличие от других народов, которые на разном отрезке истории, зачастую именно благодаря мнимому причислению к данному великому наследию, формировали мировоззрение своего народа. Опуская частичную схожесть быта и культуры нашего народа с балкарцами и карачаевцами и наглое искажение истории ингушами с попыткой прильнуть к чужой славной истории, хочется привести показательный и в какой-то мере поучительный пример далекой от современной Алании европейской Польши, о том, как здесь на протяжении столетий сарматское наследие стало основой формирования национального менталитета, формирования национального характера. Явление это оформилось даже в научное понятие, которое получило название «сарматизм».
ВАЖНО! Псевдонаука – путь к украинизации
– Наше время стало ассоциироваться со вседозволенностью, прикрытой демократической ширмой, которая проявляется буквально во всех сферах общественной жизни. Как пример можно привести ситуацию с издательским делом, когда при полном отсутствии какой-либо компетенции люди, позиционирующие себя как писатели и ученые, считают вправе издавать свои «труды» с претензией на объективность, демонстрируя при этом полное невежество в излагаемом вопросе.
Причем подобные опусы больше можно наблюдать в гуманитарной плоскости, поскольку для создания трактатов по точным наукам требуется определенный минимум специальных знаний. Происходящие сегодня процессы в гуманитарной науке можно характеризовать как «парад» некомпетентности и непрофессионализма, представляющий серьезную угрозу академической науке страны в целом.
КОММЕНТАРИЙ К ТЕМЕ «ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ»
В истории немало примеров тому, как естественно для народов объединение: один из недавних примеров – Германия.
И наоборот. Всему миру известен принцип фашистской пропаганды, сформулированный Паулем Йозефом Геббельсом: «Отними у народа историю - и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом».
Осетины – народ, живущий на территории средневекового государства Алании, упоминания о котором восходят к I в. н. э. Камни храмов в святых местах, которые чтит каждая осетинская семья, хранят память давно ушедших веков.
Недавно неподалеку от города Цхинвал провели археологические раскопки. Ученые подтвердили возраст этих стен: начальные века истории.
Нам, осетинам, досталось богатейшее наследство – благодатная земля, великая история, слава и память единого народа.
Во все времена Аланы были известны храбростью, отвагой и воинской доблестью. Не случайно, самый высокий процент героев Отечественной войны на душу населения – у осетин.
Средневековые предметы арабского и иранского происхождения в аланских древностях горной Осетии
Связанные рядом перевальных дорог, Северная и Южная Осетия на протяжении столетий играли важную роль в культурных и экономических связях стран Запада и Востока. Дарьяльский, Рокский, Мамисонский, Такверский и другие горные проходы функционировали как оживленные торговые транскавказские маршруты1. Поскольку долгое время именно аланами контролировались горные перевалы Центрального Кавказа, интересно обратиться к материалам расположенных вблизи названных дорог аланских археологических памятников. Дают ли они материальные подтверждения включенности алан в международные торговые, политические и культурные контакты?
В данной статье мы обратимся к вещам арабского и иранского происхождения. При этом не ставится задачи описания всех известных находок восточных предметов в аланских памятниках горной Осетии. Во-первых, количество таких находок постоянно растет; во-вторых, обобщающие, сводные работы такого рода предполагают гораздо больший объем публикации.2 Остановлюсь лишь на наиболее интересных и информативных. К таким в первую очередь следует отнести находки восточных монет.
Потомки алан - осетины, ингуши, карачаевцы, балкарцы? Пришло время осетинам громко заявить о своей принадлежности!
Оснет вновь (после того как в столице Ингушетии Магасе 21 декабря торжественно открылась въездная арка «Аланские ворота») запестрел громкими заявлениями, гневными тирадами. Такая активность жителей Осетии только приветствуется, значит есть воля народа по отстаиванию исторической справедливости. Здесь настораживает другое - молчание элит. Не прозвучало каких-либо либо внятных заявлений относительно происходящего. Порадовал лишь президент Южной Осетии Леонид Тибилов, заявив о намерении переименовать Республику Южная Осетия в Республику Южная Осетия-Алания. (некоторые размышления о целесообразности такого названия ниже). Но согласитесь, и этого мало.
Чокаев К.З. Из иранской топонимии Чечено-Ингушетии.
Чока́ев Каты́ Зайнди́евич (Кати́ Зайнди́нович) (27 февраля 1929 года, Шали, Шалинский район, Чечено-Ингушская АССР, РСФСР, СССР) — российский чеченский учёный, доктор филологических наук, профессор, академик Академии наук Чеченской Республики, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
ПРОЙТИ ПО ДОРОГАМ МИНУВШИХ ВЕКОВ
К ученым-осетиноведам, заслужившим особое почтение осетинского народа, по праву относится известный историк-кавказовед Евгения Георгиевна ПЧЕЛИНА.
Родилась она в Кутаиси в 1895 году, а ушла из жизни в 1972-м. И жизнь прожила яркую, насыщенную и достойную. Окончила МГУ и два института – Тбилисский политехнический и Московский археологический. Работала в различных научных институтах Москвы и Ленинграда.
Будучи ученым широкого профиля (работы ее носят междисциплинарный характер), Е. Г. Пчелина проводила археологические и этнографические исследования на территории Северного Кавказа, Грузии, Азербайджана и Узбекистана. Однако центральное место в ее полевых исследованиях занимал, как образно выразился доктор исторических наук В. П. Любин, «осетинский Кавказ», т.е. район Центрального Водораздельного хребта. Хотя Евгения Георгиевна родилась в Грузии, а по матери была абхазкой, судьбе было угодно, чтобы всю свою творческую энергию она направила в основном на изучение истории, археологии и этнографии именно осетинского народа. А сами заслуги Е. Г. Пчелиной в историческом осетиноведении значительны и весомы.
Чибиров Л. А. АРЕАЛЬНЫЕ СВЯЗИ НАРТИАДЫ И ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ
Вопрос об этногенезе любого народа–один из сложнейших. Особенно проблематичным он является для бесписьменных на-родов. Этим народам при отсутствии нарративных источников на родном языке на помощь приходят в первую очередь данные языка и устное народное творчество. В качестве классическо-го примера народа, ключом к этногенезу которого послужили язык и фольклор, являются осетины.
Разумеется, одних данных языка, несмотря даже на их пре-валирующее значение, недостаточно, чтобы решать проблему этногенеза осетин. Невозможно решить проблему и без привле-чения данных фольклора, конкретно, нартовского эпоса.
Нартовский эпос - это художественная автобиография осетинского народа, его бесценное достояние. Одно то, что благодаря эпическим материалам мы, осетины, наконец, определились со своим происхождением в этом мире, дорогого стоит.
Трудно даже представить перспективы нашего этногенеза, если бы в ХIХ в., усилиями сперва иностранцев Клапрота и Пфа-фа, затем братьев Шанаевых и, наконец, В.Ф. Миллера не выявили и затем не стали собирать сказания с последующей публикацией их и научной обработкой.
Значение нартовского эпоса как источника по этногенезу осетин невероятно велико, ибо «героический эпос больше чем любой другой жанр фольклора связан с историческими судьбами народа. В этой связи уместно процитировать и Горького: «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории» (Токазов).
Битва за аланское наследие. Осетины, ингуши, карачаевцы
Поводом к новому витку дискуссии послужило открытие в Ингушетии въездной арки в город Магас, которая получила более чем символическое название «Аланские ворота». Данное событие не осталось незамеченным в Северном Осетии.
Первый шаг осетин
Мы уже писали ранее о ходе давней дискуссии между тремя народностями Северного Кавказа о том, кому принадлежит аланское наследие – осетинам, ингушам или карачаево-балкарцам.
Напомним, что средневековое царство Алания существовало на Кавказе с начала I тысячелетия до середины XIV века, пока не пало под нашествием монголов. История его возникновения и расцвета занимает умы не только ученых, но и огромного количества общественников, блогеров и активистов Кавказа.
Поскольку считаться наследниками одного из древнейших и могущественных государств Кавказа хочется многим. Оттого, сразу три народа Кавказа – осетины, карачаево-балкарцы и ингуши претендуют на то, чтобы считаться потомками легендарного царства.щает ресурс.
Бюст Иссы Плиева появится в этом году на Поклонной горе в Москве
Это первый скульптурный портрет нашего земляка, который установят в «Зале Славы» Центрального музея Великой Отечественной войны - одного из самых значимых для страны выставочных комплексов. Он увековечивает память о настоящем героизме наших предков в период войны с фашистской Германией и является основной частью мемориального комплекса Победы на Поклонной горе.
Главным объектом мемориального комплекса является «Зал Славы», где принимают военные присяги и посвящают в суворовцы, а также проходят другие торжественные мероприятия. Здесь на белых мраморных плитах высечены имена почти 12 тысяч героев Советского Союза и России, среди них и представители Северной Осетии. Но ни одного Героя Советского Союза из нашей республики еще не отливали в бронзе для Центрального музея Великой Отечественной войны. Исса Плиев станет первым.
В середине декабря минувшего года на Поклонной горе состоялась церемония по передаче Советом генералов Республики Казахстан бюста своего земляка, дважды Героя Советского Союза, летчика-штурмовика, генерал-майора авиации Талгата Бегельдинова.
Восточно-европейские руны оказались близки к осетинскому языку
В докладе была представлена расшифровка и перевод рунических надписей памятников, найденных на территории Восточной Европы – от Днепра и Кавказа до Поволжья. Прочтение этих надписей привело к неожиданным заключениям относительно языка бытового и официального письма живших на этой территории народов. Расшифровка выявила их близость к дигорскому варианту праосетинского языка и лишь отчасти — к нахским языкам, сообщает сайт генофонд.рф.
Как объяснил О.А. Мудрак, число рунических знаков ограничено, и они просты по форме, из-за того, что руника используется для письма на очень неудобном носителе – на камне. Как правило, везде присутствуют крестики, черточки, кружочки и т.д. Поэтому на первый взгляд все виды руники похожи друг на друга, хотя относятся к разным языкам.
Исходя из данных расшифровки, исследователь впервые показал, что в основной массе памятников язык восточно-европейской руники является наиболее близким к осетинскому с ярко выраженными чертами дигорского диалекта как в фонетике и грамматике, так и в лексике.
Южная Осетия. Год за годом (1980 г.)
В начале года был принят бюджет Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО) на 1980 год в размере 19 млн. 921 тыс. рублей. В нем были расписаны расходы и доходы, а также разделение бюджетных трат по г.Цхинвал и районам автономной области.
В январе на прилавках книжных магазинов появился новый роман Н.Джусойты «Сырдоны цæссыгтæ», сборник произведений А.Наниевой «Уды хай» и И.Плиева «Фыды уæзæг», историческое исследование И.Цховребова «Ленин и Осетия» и др. Необходимо отметить, что цхинвальская типография в эти годы стала печатать дефицитную художественную литературу, спрос на которую был ажиотажный: «Три мушкетера», «Графиня де Монсоро», «Айвенго» и др. Большая часть тиража вывозилась за пределы Южной Осетии.