Кто такие аланы, и причем здесь осетины
Непобедимые воины
Римская империя за всю свою историю не раз сталкивалась с нашествием кочевых племен. Задолго до аланов границы античного мира сотрясались под копытами сарматов и гуннов. Но в отличие от своих предшественников аланы стали первым и последним «негерманским» народом, которым удалось основать значительные поселения в Западной Европе.
Долгое время они существовали рядом с империей, периодически нанося им соседские визиты. Многие римские полководцы рассказывали о них в своих воспоминаниях, описывая их как непобедимых воинов.
Потомки скифов выступили за возврат своего наследия
Такое судебное решение по коллекции скифского золота взбудоражило не только музейных специалистов, но и жителей Северной Осетии - Алании, от имени которых с публичным комментарием выступил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам – представитель от Республики Северная Осетия - Алания Александр Тотоонов, подчеркнув, что только осетин можно по праву считать наследниками скифских артефактов, и только Крым - местом их хранения:
"Решение амстердамского суда - ярчайший пример того, как в очередной раз истина оказывается зависимой от чьих-то политических интересов, а закон вольно трактуется для достижения желаемых результатов. Видимо, судья Иллиа Билдербейк пренебрегла расхожей истиной о том, что точка зрения не может зависеть только от точки сидения. Деликатно соблюдая необходимый политес перед началом судебной тяжбы тогдашний глава нашей республики Таймураз Мамсуров подчеркнул всю обоснованность нашего участия в этом процессе, так как именно мы – и скифы, и сарматы, и аланы.
Потомки Скифов посетили Неаполь Скифский
"Как взаимосвязаны скифы и Крым?" - спросите вы. Ниже приведена историческая справка, а также фото- и видеоотчет визита обучающихся в древний город.
ГТРК "ИР" "Абон" за 8 декабря 2016г.
Уæддæр чи уыд фыццаг рæнхъыты?
Уымæн æмæ абон бирæтæ дзурынц, ома, «æз дæр уым уыдтæн», «иууыл разæй æз лæууыдтæн», «гуырдзиаг колоннæйы чи баурæдта, æз дæр уыдонæй дæн» æмæ а.д. Кæй зæгъын æй хъæуы, уæд хъуыды дæр ничи кодта, ома æз дæр æрлæууон, цæмæй фидæны мæхицæй раппæлон. Афтæ зæгъæн дæр нæй, ома, цымыдис кодтой, разæй цы цæуы, уый фенынмæ. Дзырд дæр ыл нæй; уыцы уазал, уæлмит, уæлихыл цымыдисдзинады тыххæй ничи æрлæууыдаид, ирон адæм, ирон культурæ æмæ йын намыс зынаргъ куыннæ уыдаиккой, уæд.
Встанет ли на крыло малая авиация в Республике?
«Авиация нам очень нужна. Мы обсуждали вопрос о создании авиации, тема будет в работе. Порой горная дорога из Цхинвала во Владикавказ перекрывается - бывают сели, камнепады, и мы можем опоздать с оказанием помощи больным», - пояснил Леонид Тибилов.
Президент Республики отметил, что есть и другая проблема для Южной Осетии: в соседней Грузии развиты некоторые направления медицины, и периодически граждане Республики обращаются к властям с просьбой отправить их на лечение в Грузию, куда добраться быстрее, чем в Северную Осетию.
В АЛАНИЮ – БЕЗ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ «СТАНЦИЙ»
Вынесение на референдум вопроса о возвращении нашей стране ее исторического названия – Алания – может стать той идеей, которая способна сплотить общество. Необходимость этого шага практически никем не подвергается сомнению, однако обсуждение вопроса о том, как конкретно будет называться Южная Осетия после переименования, выявило заметные расхождения. На сегодняшний день предложены следующие варианты: Республика Южная Осетия-Алания, Алания, Государство Алания, Алания (Республика Южная Осетия), Республика Южная Алания, Республика Алания и другие. Наибольшие споры до сих пор вызывает вопрос о том, стоит ли вообще в названии страны сохранять слово «Осетия», имеющее «грузинское происхождение».
Декларация о Геноциде южных осетин в 1989-1992 гг.
"Парламент Республики Южная Осетия,напоминая, что Южная Осетия, как часть единой Осетии, еще в 1774 г. добровольно вошла в состав России, и лишь 27 лет спустя, в 1801 г., грузинские разоренные княжества вошли в состав России,
напоминая, что в 1920 г. народ Южной Осетии, отстаивая право на самоопределение и выступая против отторжения от Северной Осетии и России, был подвергнут геноциду со стороны Грузии, и впоследствии, вопреки его воле, в противоречие с принятой 15 ноября 1917 г. Советом Народных Комиссаров Декларацией прав народов России, предусматривающей право всех народов России на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, был включен в состав ГССР в качестве автономной области,
Круглый стол, посвящённый Дню Мужества и народного единства прошел в Цхинвале
Председатель Госкомитета Алан Тибилов приветствовал присутствующих, отметив, что 23 ноября является особенным днем для югоосетинского народа.
«Именно в этот день - 27 лет назад народ Южной Осетии встал на защиту своего Отечества, - подчеркнул Тибилов .- 23 ноября грузинские бандформирования, не сумев преодолеть сопротивление защитников города, вынуждены были вернуться обратно. Этот день стал началом укрепления единства нашего народа».
Руслан Дзаттиаты: «Цхинвал таит в себе еще много неразгаданных тайн…»
Мы от всей души поздравляем Руслана Дзаттиаты со славным юбилеем, желаем здоровья, дальнейших успехов и научных изысканий. А читателям предлагаем одно из последних его интервью, данных нашему изданию.
Казалось бы, про нашу древнюю столицу сказано уже немало. Ученые в разные годы достаточно подробно изучали исторические корни Цхинвала, и на многие основные вопросы, ответы мы вроде бы знаем. Однако довольно часто, если не сказать регулярно, на территории города обнаруживаются древние захоронения, остатки сооружений прошлых веков, подземные ходы и многое другое. На вопросы, возникающие по этому поводу, даже специалисты разных поколений часто дают противоречивые комментарии, а иногда и вовсе затрудняются ответить. При всем при этом тема эта очень интересная и объемная. Напомним, что в прошлом году, по утверждению ряда историков, нашему древнему городу Цхинвал исполнилось ни много ни мало 1760 лет. Для сравнения, в следующем году Москва будет праздновать 870 лет со дня образования.
Как переписывается история
В 2011 году в газете "Республика" (февраль №9-10) было опубликовано мое интервью под названием "Я не участвовал в работе Правительственной комиссии по топонимике по простой причине - меня туда не пригласили". До интервью я опубликовал небольшую работу по топонимии на осетинском языке. Интервью прочитал некий "профессор" Роланд Топчишвили. Оно ему не понравилось, конечно, и в газете "Квирис палитра" (№12-17 декабрь 2011 года) появилась его статья "Воры грузинской истории". Уже само название определяет характер и содержание статьи. Автору не нравится, что фамилия Баситæ чисто осетинская. Дескать, ученый Борис Калоев пишет, что "в селе Верхний Цей имеется несколько фамилий, предками которых были грузины. К их числу относятся… Басиевы, поддерживавшие до недавнего прошлого родственные связи со своими однофамильцами в Раче". Топчишвили этим гордится, а сами Баситæ себя называют этническими осетинами. А те, кто писали Басишвили, после грузинской агрессии переделали окончания своих фамилиий на осетинский лад.
Некогда Онский район был населен осетинами. Кутаисские правители не давали людям спокойно жить, их преследовали и дискриминировали. В результате Мамсуровы стали Майсурадзе, Гадиевы Гагнидзе и т.д. Много осетин до 1930 г. приезжали в Онский район поклониться святилищам своих предков, в том числе Мамсуровы, Басиевы и др. Осетины, проживавшие в с. Курта, в основном были переселенцами из Рачи (Елбакиевы, Болатаевы, Кадж(дз)аевы и др.)
«Сакральная архаика осетинского Кувда в контексте системы древних техник религиозного экстаза»
А.Л. Чибиров представил коллегам новую интерпретацию значения осетинской обрядовой церемонии Кувд в контексте системы древних техник религиозного экстаза. Со ссылкой на известных осетинских ученых-этнографов В.И. Абаев, В.С. Уарзиати исследователь проанализировал сакральное значение церемонии Кувда и рассмотрел возможные параллели в других религиях и культурах, в частности в Зороастризме.
По мнению А.Л. Чибирова, чисто внешне современное осетинское обрядовое пиршество Кувд – это отражение древнего мистического действа, один из важнейших элементов осетинской космогонии. Кувд – молитва, составляющая Кувда – обрядового пиршества, как правило, с жертвоприношением, – это видоизмененный временем магический ритуал, первичная, архаичная суть которого сохранилась в самом названии – «кувд-моление», целью которого было вхождение в «измененное состояние сознания» для получения «мистического опыта». -ekstaza
ХУБУЛОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1966-1998)
Родился 6 ноября 1966 года г.Цхинвал. В 1983г. окончил Цхинвальскую среднюю школу №9 и в этом же году поступил на физико-математический факультет ЮОГПИ. В 1984г. был призван в ряды Советской Армии. В 1986г. демобилизовался и продолжил учебу в Госпединституте.
1988-1989 гг. В. Хубулов возглавлял студенческий отряд по строительству водовода Эдис-Цхинвал. В 1990г. Валерий успешно окончил учебу. В том же году стал Президентом Молодежного центра «Фарн».
Свою трудовую деятельность В.Хубулов начал токарем на Цхинвальском заводе «Электровибромашина». В 1991г. он был избран Первым секретарем Юго-Осетинского обкома ЛКСМ и членом ЦК ВЛКСМ.
Аланский некрополь обнаружен на территории Болгарии
«Мы ведем раскопки третью неделю и восхищены результатами», - подчеркнул болгарский учёный.
Открытие совершил кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела «Средневековье» Регионального исторического музея г. Добрича Боян Тотев Иванов, под чьим руководством и ведутся раскопки.
Это второй аланский некрополь, открытый учёными на территории Республики Болгария. Первый же, расположенный в трёх километрах от первого, был обнаружен шесть лет назад также Бояном Тотевым.
Прокуратура проверяет хищение 50 миллионов строителями дома в Цхинвале
За год до этого "пятиэтажка" была сильно разрушена грузинскими танками и артиллерией. Решетки разрушенных балконов обвисли, куски бетонных плит свисают над нижними жилыми этажами. На стенах дома остаются следы оружия всех разновидностей и калибров. На верхних этажах зияют огромные дыры в стенах. Жильцы поясняют: "это из танка стреляли". В одну из боковых стен попал снаряд "Града". Одну из выгоревших квартир отремонтировали хозяева, затраты им компенсированы не были, хотя на восстановление дома в 2009 году было выделено почти 65 миллионов рублей.
Международный центр алановедения планируют создать во Владикавказе
ВЛАДИКАВКАЗ, 23 октября. /ТАСС/. Международный центр алановедения и современных геополитических исследований планируют создать во Владикавказе для сохранения и дальнейшего развития фундаментальных и прикладных исследований в данной области. Об этом в воскресенье корреспонденту ТАСС сообщила директор Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева Залина Канукова.
"Алановедение (осетиноведение) является самостоятельным, признанным направлением иранистики как мировой гуманитарной науки. Ответственность за сохранение аланского наследия ложится на современную Осетию-Аланию как единственную в современном мире продолжательницу языковой и культурной традиции скифов-сарматов-алан. Создание Международного центра алановедения и современных геополитических исследований позволит создать комплексные исследовательские программы для объединения ученых разных стран, занимающихся изучением скифо-алано-осетинской истории и культуры", - сказала Канукова, не уточнив сроков создания центра.
Чибиров Алексей: Невозможно представить Кавказ без Осетии и осетин».
Ведущие кавказоведы, иранисты, осетиноведы два дня обсуждали во Владикавказе вопросы становления российской государственности и народов Кавказа, конфессиональный и этнический факторы в их взаимоотношениях.
Миллеровские чтения традиционно проводятся Северо-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований им. Васо Абаева каждые два года. Говорит кандидат исторических наук, старший научный сотрудник СОИГСИ Алексей Чибиров: «Миллеровские чтения – это дань уважения памяти великого ученого. Здесь есть определенная традиция, преемственность той научной цели, которую поставил в свое время академик Всеволод Миллер, и тех научных доказательств, которые он решил в вопросе этногенеза осетин.
Лев Вершинин:«Бежали храбрые грузины». Неприукрашенная история Грузии часть 3
Очень скоро в городах страны появились присутствия, где заседали хмурые бюрократы-буквоеды, решавшие вопросы строго по закону, а не по понятиям, что простому народу, естественно, очень понравилось. Авторитет короны стал в полном смысле слова непререкаем, а слово Давида – законом. Вот теперь-то пришло время и для внешней политики. Ранее старавшийся особо никому о себе не напоминать, Давид начал проявлять активность, понемногу отнимая у турок занятые ими города – сперва Самшвилде, потом Рустави, потом неприступную крепость Гиши, а в начале 1118 года и Лоре, когда-то маленькое армянское царство, уничтоженное сельджуками. Операции были мелкие, не кровопролитные, мусульмане, не имея за спиной никакой поддержки, чем дальше, тем больше уходили сами, лишь услышав о скором появлении царских войск, но в моральном плане важность их трудно переоценить: царские люди понемногу учились понимать, что сельджуки не непобедимы. Однако духом единым сыт не будешь, надежных войск (дружины князей и плохо обученные ополченцы в это понятие не входили) все-таки было мало, а в том, что рано или поздно соседи попытаются взять реванш, не сомневался никто. Серьезные люди в то время армию нанимали или закупали «военных рабов», гулямов (термин «мамлюк» появится чуть позже). Однако такие программы стоили совершенно безумных денег, требуя постоянных войн, причем победных и завоевательных, на что у Давида не было ни сил, ни, похоже, желания (провоевав едва ли не всю жизнь, он, как ни странно, был, кажется, по меркам того времени довольно миролюбив).
Лев Вершинин:«Бежали храбрые грузины». Неприукрашенная история Грузии часть 2
Бесконечно жаль, что объем и тема повествования не позволяют нам хоть сколько-то подробнее остановиться на перипетиях Великой Гражданской войны Дома Омейя с потомками Аббаса, по итогам которой – после поражения и гибели Кру, хоть и великого воина, но не устоявшего против целого стада, – Халифат, собственно, перестал быть арабским. Однако по Восточной Грузии победа Дома Аббаса ударила очень сильно. Новая династия, отбросив дряхлые бедуинские традиции, возрождала старые добрые обычаи Ирана, в первую очередь, тщательно разработанную систему налогообложения, в рамках которой бесплатным оставался разве что воздух. Пусть эфемерная, неполноценная, но все-таки независимость Картли ушла в прошлое, у руля в Тбилиси встал эмир, наместник халифа; должность эрисмтавара не была упразднена, но отныне Багратиони стали чем-то вроде предводителей местного дворянства при губернаторе. Да еще и пораженными в правах, поскольку Аббасиды, в отличие от Дома Омейя, иноверцев щемили и в хвост, и в гриву. «Тутэйшим» такой расклад, конечно, не нравился, они бурчали, но очень и очень осторожно: версия грузинских историков о «восстании эрисмтавара Нерсе II» против арабов опровергается хотя бы тем фактом, что он, будучи отозван для расследования