АЛАНОФОБИЯ.
В развернутой против алан и Алании психоисторической войне аланофобами используется ряд стратегий. Первая стратегия предполагает не только физическое истребление алан, но и уничижительную трактовку их этносоциальной истории. Здесь аланы представляются обывателю полудикими племенами, несущими в себе, исключительно деструктивное начало. Вторая стратегияобусловила открытие широкого фронта по скрытому и явному присвоению главных вех героической истории алан, их культурного наследия. При этом главный упор АЛАНОФОБАМИделается на обезличивание аланской нации. В зависимости от складывающихся конкретных обстоятельств на первый план выходит либо первая, либо вторая стратегия.
Выявленные стратегии позволили конкретизировать структурную иерархию АЛАНОФОБИИ, как социально-политического явления. Данная иерархия состоит из следующих взаимосвязанных уровней: глобальный; субрегиональный; региональный; местный.
День духовного обогащения. Как в Осетии возрождают старинные традиции
Общественный деятель Юрий Бетеев мечтает вернуть былые традиции осетинского народа, он не первый год занимается этим на деле. Все началось с того, как он впервые посетил святилище Реком на севере Осетии.
Бетеев стал свидетелем того, как люди поднимаются к храму босиком, дойдя до святилища, возносят молитву, танцуют и поют. Это его настолько вдохновило, что решил возродить такие обряды и в Южной Осетии. С тех пор он занялся организацией поездки в Реком. Лет пять назад Юрий стал отмечать дзуарыбон (религиозный праздник) в духе народных осетинских традиций в своем родном селе Борджнис.
"Когда я увидел в Реком, как мужчины танцуют, поют, произносят молитвы, то решил внедрять подобное в своем селе. Впервые так устроил в 2014 году, тогда я сам был принимающей стороной (фысым). А после этого уже подтянулись и другие", - рассказывает Бетеев.
Село Борджнис расположено в пяти километрах от поселка Дзау. В конце октября фамилия Бетеевых ежегодно отмечает в селе праздник Горийы дзуарыбон. По обычаю, гости собираются на опушке леса. Одна часть из них с тремя пирогами и пивом направляется на возвышенность в лесу. Там расположено святилище, которому возносят молитвы, зажигают свечи. Первой, по традиции, бывает молитва к богу, а потом и собственно святому месту. Местные жители верят, что святилище помогает бездетным, а также оберегает от бед и напастей.
Некоторые гости, как и сам Юрий, пришли на праздник в осетинских головных уборах и в национальной одежде.
Во время застолья на суд фамилии были представлены два образца Флага Бетеевых, которые разработал Роберт Бетеев. Из них был выбран флаг с гербом Бетеевых.
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН АЛАНИИ.
Закрепление в 90-х гг. XX столетия в законодательном порядке государственных символов (флаг, герб)РЮО – Государство Алания, РСО- Алания, стало важным свидетельством единства этнической и политической культуры нашего народа. Однако, по-другому сложились события связанные с конституциированием государственного гимна Алании («Осетии»). Если в случае с флагом и гербом было принято единственно правильное и, что немаловажно, консолидированное решение, то в случае с гимном, этого сделать не удалось. Данное обстоятельство привело к отсутствию общенационального государственного гимна Алании.
СОВРЕМЕННЫЙ ОСЕТИН СПОКОЙНО БЫ СМОГ ПОГОВОРИТЬ СО СВОИМ ПРЕДКОМ СКИФОМ НА РОДНОМ ДЛЯ НЕГО ЯЗЫКЕ.
Скифо-сарматские наречия, 1979 г.
Предлагаю вашему вниманию некоторые скифские слова с переводом на русский язык.
Все они сохранились в современном осетинском языке.
Осетины, гордитесь своим древним и красивым языком!
Abra - небо, Madu - мед,
Adari - внизу,
Agar - избыток,
Agdak - обычай, Man - хотеть,
Akasa - невредимый, Mang - ложный,
Aluth - пиво, Mar- убивать, Marz - сметать
Amay - строить, Masta - гневный, ярый,
Ambust - возвеличенный, Mata - мать,
В Москве состоится выставка югоосетинского художника Вадима Каджаева
"21 октября в Музее Русского Искусства состоится церемония открытия выставки, на которой будут представлены работы известного художника. Выставка продлится неделю - до 28 октября. Вход свободный", - сообщили "Рес" в пресс-службе посольства.
Вадим КАДЖАЕВ Член Союза художников России, Заслуженный художник Республики Южная Осетия и Республики Северная Осетия-Алания Родился 28 ноября 1984 года в г.Цхинвал, Южная Осетия.
Выпускник Цхинвальского лицея искусств им. Колиева. С отличием окончил Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Трижды был награждён золотыми медалями за успехи в учебе, лучший выпускник 2009 года. Награждён почетной грамотой Министерства культуры РЮО, а также золотым знаком за достижения в области изобразительного искусства правительства ЧР. Обладатель премии «Музы Санкт-Петербурга», лауреат премии Санкт-Петербурга в номинации «Живопись».
Церемония награждения лауреатов премии имени Нафи Джусойты прошла в ЮОГУ
В Юго-Осетинском государственном университете состоялась торжественная церемония награждения лауреатов литературной премии им. Нафи Джусойты. Конкурс на соискание премии имени Нафи был приурочен "Году Коста Хетагурова в Южной Осетии".
В церемонии награждения приняли участие президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, председатель правительства Эрик Пухаев, глава администрации г. Цхинвал Алан Кочиев, члены правления фонда«Амонд», президент группы компаний «Амонд», председатель Самарского областного национально-культурного центра осетинской диаспоры «Алания» Ростик Хугаев, общественный деятель, автор энциклопедии «Осетия и осетины» Казбек Челехсаты, ректор ЮОГУ Вадим Тедеев, профессорско-преподавательский состав и студенты ЮОГУ.
Дирижер и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев намерен создать Северо-Кавказский культурный центр на своей малой родине во Владикавказе. ⠀
⠀С оркестром Мариинского театра он выступает в городе каждый год и пообещал быть еще чаще.
⠀О планах создания культурного центра во Владикавказе он говорил еще в 2003 году в день своего 50-летия. Тогда музыкант пообещал привлечь к этому архитекторов с мировыми именами и инвесторов.
⠀Проект стоимостью свыше 9 млрд рублей, разработанный знаменитым британским архитектором Норманом Фостером, был представлен на Международном инвестфоруме в Сочи в 2007 году. Тогда Северной Осетии пришлось отказаться от его реализации. Согласно новому плану создание центра должно обойтись в два раза меньше — не более 4 млрд рублей.
⠀Новый проект центра имени Валерия Гергиева разрабатывает французский архитектор Ксавье Фабр.
⠀Градус Осетии
Наперсток из золота и серебра: Хох Бекоев удостоен престижной награды «Золотой наперсток»
«Показ прошел хорошо, я участвовал на этом фестивале в третий раз. Свои коллекции представили также более 30 модельеров из Северной Осетии», - сказал агентству «Рес» Бекоев.
Он отметил, что через неделю собирается на показ моды "Подиум" в Сочи, куда также повезет эту коллекцию.
На фестивале во Владикавказе коллекции югоосетинского дизайнера занимали призовые места и раньше.
Первые среди лучших: цхинвальский колледж занял первое место на фестивале осетинских пирогов
"Для нас самих победа стала приятной неожиданностью. Звонил с приглашением директор Владикавказского колледжа, поэтому решили,что фестиваль проводится среди колледжей, средне-специальных образовательных учреждений. Оказался масштабный фестиваль с участием профессионалов из Осетии, Турции. Первое место приятно вдвойне. Действовали особые правила, оценивались не только вкусовые качества, красота выпечки, но были и особые требования к технологии, санитарным нормам и многим другим профессиональным нюансам. Кроме того, нужно было печь разновидности пирогов, которые не очень популярны на юге Осетии. Тем не менее, справились.Большая заслуга в успехе мастера нашего колледжа Валентину Келееву, которая готовила Аллу", - рассказала Бежанова.
Помимо главного конкурса - выпечки пирогов, был еще и неофициальный конкурс на лучшее оформление этнографического уголка, который был признан лучшим также у Цхинвальского многопрофильного колледжа.
«Не без способностей» Народный (к 50-летию артиста Госдрамтеатра Сослана Бибилова)
Он влюбился в театр еще в детстве. Когда его, совсем еще маленького, в Храм культуры в центре Цхинвала за руку приводили родители. Большой зрительный зал, интересные росписи на потолке, огромная люстра, сверкающая многими сотнями огней и занавес, который раскрывался перед ним, унося в какой-то мир таинственности и волшебства – театр манил и притягивал его, еще не совсем понимающего искусство, но восхищенного всем тем, что происходило там, на сцене. Классе в восьмом со свойственным его ровесникам подростковым максимализмом он уже озвучил родителям свое намерение стать артистом. «Сказать, что мое желание вызвало дома протест – не сказать ничего. И отец, и мать фактически объявили мне самую настоящую войну, пытаясь выбить, как им казалось, эту дурь из головы и направить мои мысли в более приземленное русло, – с улыбкой вспоминает Сослан. – Строительный техникум в Цхинвале, потом поступление во Владимирский политехнический институт на строительный факультет – казалось бы, вот она близость к родительским идеалам будущего для сына. Для меня же тот год, который я выдержал в названном ВУЗе, был настоящей мукой. Поэтому, закрыв первый курс, я уезжал в Цхинвал с твердой уверенностью в том, что возвращения обратно не будет».
Посвящается 1500-летию ироно-славянского мировоззрения
С учетом того, что Кавказ является зоной жизненно важных геостратегических, геоэкономических интересов многих государств и даже военно-политических блоков, повышается значимость выработки нового политического курса России на Кавказе. Актуальность скорейшего решения данного вопроса возрастает, поскольку именно на Кавказе сегодня происходит проверка зрелости государственных институтов власти Российской Федерации. Через практикуемые ею подходы к разрешению сложнейших межнациональных, межгосударственных проблем в этом регионе определяется ее политическая состоятельность.
Нужно отметить, что в истории российского Кавказа было все: и многочисленные карательные экспедиции против горских народов, стимулировавших длительную Кавказскую войну, и вынужденная эмиграция горцев Кавказа на чужбину в Турцию и другие страны, насильственная русификация, грузификация и депортация целых народов в годы советской власти, произвольное нарезание административных границ, зачастую приводящих к разделению по географическому принципу отдельных народов и уничижительное огульное выделение выходцев с Кавказа за рамки российского гражданского поля с присвоением им политических ярлыков типа – «туземец», «инородец», «лицо кавказской национальности». Старый, как мир, политический принцип, «разделяй и властвуй», стоит и сегодня в основе российской политики на Кавказе. Не отрицая его объективного содержания, в то же время надо сказать о том, что он не должен был становиться основным и главным аргументом в проводимой Россией национально-государственной политике в этом регионе.
Святость осетинской надочажной цепи
Рис. 1. Осетинская надочажная цепь (современная копия)
Дзанайты Х. Г. " Духовное мировоззрение народа Ир"
Ацы чиныг фыст æрцыди, фыдæдты ном чи нæ рох кæны æмæ ирон æгъдауыл хæст чи у, уыдонæн.
ДУХОВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАРОДА ИР
Народ ир (осетины) переступив черту, отделяющую век ХХ от ХХI века, вступил в новое тысячелетие своей многотысячелетней истории. На пройденном историческом пути он не раз подвергался тяжелым испытаниям. Здесь было все: и радость от блистательных побед и взлетов человеческой мысли, и горечь от тяжелых потрясений и утрат. Тем не менее, несмотря на потрясения, которые не раз разрывали на части единое национальное тело народа ир (ир – ас – алан), ему удалось сохранить свою национальную идентичность, отстоять сакральную часть своей священной родины. В изучении сущности данного феномена, обуславливающего преемственность поколений народа ир, и лежит основное проблемное поле представленной работы.
В Южной Осетии строят фамильное святилище и православный храм
В Знаурском районе Южной Осетии, в селе Цорбис ремонтируют фамильное святилище Тедеевых. А невдалеке началось строительство православного храма. Религиозные объекты строятся на средства главного тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева.
Святилище Тедеевых находится на холме над селом Цорбис, там же построят фамильную башню, православный храм и арку на входе к церкви Святой Троицы (Гомарт). Здесь трудятся две группы строителей.
Фамильное святилище находится посреди сельского кладбища, на котором, в основном, хоронят представителей фамилии Тедеевых, здесь нашли последнее пристанище отец и брат Дзамболата Тедеева.
Национальное самоопределение как феномен политики
Следует отметить, что одним из важнейших источников самоопределения как политического феномена применительно к этнонациональным сообществам является проблема дискриминации их коллективных и индивидуальных прав. По оценкам исследователей: «Обращаясь к этносоциальной сфере, к этническим процессам, к национальному самосознанию и национальным движениям, мы просто не можем не касаться коллективных интересов и коллективных прав, ибо сама этничность проявляется и функционирует в сфере коллективной жизни, определяется понятием «мы». И дискриминация по этническому признаку предполагает, прежде всего, нарушение групповых, коллективных прав» .
К 100-летию ВЕЛИКОГО ГОРЦА!
«Он сумел отыскать Золотой ключ к генетическому коду этноса, задав тем самым стандарты для визуальной культуры народа, продолжая славные традиции кобано-тлийского, скифо-сарматского искусства»
Это о нем – Азанбеке Васильевиче Джанаеве, выдающемся представители мирового изобразительного искусства и мировой культуры, Народном художнике РСФСР повествует коллектив авторов Института национального развития им. Царазон Ас-Багатара, Благотворительного фонда культуры им. Азанбека Джанаева и Художественнного музея им. Махарбека Туганова (З. Г. Джанаев, А. А. Джанаева, Л. Г. Фидарати, Х. Г. Дзанайты). Издание подготовлено по замыслу профессора Георгия Георгиевича Джанаева.
Кому принадлежал Пригородный район
В 1963 году руководство Северной Осетии частично изменило границы района, исключив из него часть поселков с ингушским населением и присоединив территории на левом берегу Терека. Тогда же ингуши впервые поставили вопрос о возвращении территории, но получили отказ. 4 июня 1992 года Верховный совет РФ принял закон "Об образовании Ингушской республики в составе РФ" без демаркации границ. 31 октября 1992 года в Пригородном района произошел вооруженный конфликт между ингушами и осетинами. 1 ноября Борис Ельцин ввел в зону конфликта войска, во враждующих республиках была создана временная администрация. 4 ноября столкновения прекратились. Всего с обеих сторон погибли 583 человека, 939 были ранены.
В ближайшее время в Северной Осетии появится центр народно-художественных промыслов.
Его создадут по инициативе главы республики Вячеслава Битарова. Туда войдут лучшие ремесленники республики, которые будут делиться своим опытом и развивать осетинские традиции в различных направлениях. Среди них и мастерская «Арион» - там воссоздают скифо-сарматское оружие.
Работа начинается с эскиза. Художник изучает историческую литературу и археологические находки, только после этого приступает к разработке предмета. В мастерской «Арион» не просто изготавливают оружие. Здесь занимаются возрождением скифо-сарматской культуры. Все работы максимально приближены к предметам, которыми пользовались в те времена. Даже делают их из тех же материалов: дерево, кость, оленьи и буйволиные рога и бивни мамонта. В арсенале ритуальный скифский нож, женские и мужские мечи, кольчуги и луки.
Мастерской уже больше 30-ти лет. За это время ремесленники создали больше тысячи ручных работ. Но специализируется мастерская не только на вооружении скифов.
Оружие скифов
Вячеслав Битаров: Нужно наладить работу по восстановлению объектов культурного наследия
- Когда выезжаем на встречи с жителями, в каком бы населённом пункте мы ни побывали - клуб в ненадлежащем состоянии, кроме тех, где их недавно построили и отремонтировали, - сказал Вячеслав Битаров.
В связи с этим глава республики поручил полпреду республики при президенте РФ Борису Джанаеву обсудить данный вопрос с профильным ведомством и с федеральными министерствами, чтобы изыскать возможность для возведения новых объектов культурного досуга.
Также Вячеслав Битаров отметил значимость объектов культурного наследия для республики и необходимость их включения в соответствующие программы. Северная Осетия - одна из первых республик, возглавляющая список субъектов РФ по количеству памятников культуры.