История «Временной администрации» или пособники грузинских властей все ее на свободе
В этой тройке – Г.Гогичаев, А.Каркусов и Я.Каркусов – особый интерес представляет последний. Он в свое время являлся членом т.н. «Временной администрации», объединившей пособников властей Грузии. Чтобы понять, о чем идет речь, вернемся на двадцать лет назад.
В августе 2004 года грузинская армия в очередной раз попыталась решить вопрос Южной Осетии силой. Не удалось. Тогда М.Саакашвили и его кураторы вознамерились сделать ставку на раскол юго-осетинского общества и утверждения в Республике прогрузинского влияния. Использовались различные методы «мягкой силы», от создания специального пропагандистского рупора – телекомпании «Алания» до бесплатной раздачи населению удобрений и муки. Был и более предметный проект, предусматривающий создание параллельных прогрузинских структур власти на подконтрольных Грузии территориях РЮО. Куратором выступил глава МВД Грузии В.Мерабишвили.
Когда в Тбилиси приступили к наполнению проекта содержанием, то персоны из числа сторонников грузинских властей нашлись. Причем такие, о которых в Тбилиси даже мечтать не могли, среди них бывший глава Правительства РЮО Дмитрий Санакоев. Есть масса предположений, почему он пошел на сотрудничество: либо то, что он был завербован во время частых посещений г.Тбилиси, либо по причине долгов в казино, где он был завсегдатаем...
Иногда на руку грузинским властям играло и стечение обстоятельств. В марте 2005 года братья Джемал и Яник Каркусовы были задержаны по обвинению в распространении наркотиков, контрабанду, уклонение от уплаты налогов, торговлю оружием, военные и государственные преступления, в частности, за незаконное оставление поста во время боевого дежурства, утрату вверенного оружия и военного имущества, государственную измену, призывы к насильственному свержению конституционного строя РЮО.
Здесь особо выделяется обвинение в «оставление поста во время боевого дежурства». Дело в том, что Д.Каркусов во время грузинской агрессии 2004 года руководил обороной поста в районе с.Тлиакан, тогда его обвинили в том, что он и его подчиненные самовольно оставили рубеж обороны. Это, по мнению следствия, создало угрозу беспрепятственного продвижения грузинских подразделений в глубокий тыл обороны РЮО.
В ноябре того же года братья Каркусовы совершили побег из следственного изолятора в г.Цхинвал, и перешли на территорию Грузии. Здесь они предложили свои услуги Тбилиси. Позже к ним присоединился и третий брат, Урузмаг Каркусов.
Джемал Каркусов был важным имиджевым приобретением для грузинских спецслужб, ведь он в свое время занимал должность главы МВД РЮО. Впрочем, в 2008 году к этому «созвездию» присоединяется еще один экс-министр МВД Алан Парастаев.
Предтечей «Временной администрации» стал т.н. «Союз национального спасения Южной Осетии», который формально возглавил Владимир Санакоев. В его состав вошли также Майя Чигоева-Цабошвили (глава грузино-осетинского объединения «Ибер-Ирон»), Георгий Чигоев, упомянутые выше братья Каркусовы.
Первый их выход на политическую сцену состоялся в ноябре 2006 года. Тогда в Республике проходил референдум о независимости и очередные президентские выборы. Параллельно с ними в грузинонаселенных селах Южной Осетии были организованы «альтернативные президентские выборы» с участием членов прогрузинского «Союза национального спасения Южной Осетии».
В легитимных выборах, как и полагалось, победил Э.Кокойты, и народ Южной Осетии на референдуме высказался за независимость. В Грузии традиционно наши выборы назвали незаконными и при этом сообщили, что «народ Цхинвальского региона» выбрал себе президента Д.Санакоева. Однако, практически на второй день грузинские СМИ употреблять термин «президент» в связи с Санакоевым перестали. Очевидно, посчитав, что в Грузии может быть только один президент – М. Саакашвили. Но придать формальную легитимность Д.Санакоеву все же было необходимо. Об этом очень пекся куратор этого проекта, глава МВД Грузии Мерабишвили. И вот в апреле М.Саакашвили заявляет о намерении создать коллаборационистскую структуру, парламент Грузии подводит под эторешение правовую базу и 10 мая 2007 года распоряжениемСаакашвили была создана «Временная административно-территориальная единица на территории бывшей Юго-Осетинской автономной области», Дмитрий Санакоев был назначен ее главой с геолокацией этой структуры к северу от Цхинвала в селении Курта.
Таким образом, «избранный президент» превратился в руководителя сельской управы. С этого времени эта организация и получает неформальное название «Куртинская администрация». Должности получают и братья Каркусовы: Джемал становится главой МВД, его брат Яник, сперва руководит таможней, а после службой безопасности. Старший брат Урузмаг стал главой правительства, В.Санакоев – министром пропаганды. При этом к ним был приставлен кадровый сотрудник Департамента контрразведки МВД Грузии полковник А. Медзмариашвили.
С этого момента грузинские спецслужбы активно используют Д. Санакоева в информационных мероприятиях, ориентированных на Запад, где он выступает в качестве осетина, говорящего о необходимости нахождения юга Осетии в составе Грузии. В анклав систематически прибывают иностранные делегации союзников Грузии, которым Санакоев представляется как единственно легитимный, законно избранный юго-осетинский руководитель.
В проект «Временная администрация» вкладываются значительные средства: строятся спортивные залы, кинотеатр, плавательный бассейн, сюда проводятся природный газ и уличное освещение, строится дорога. Как-то сюда даже завезли музыкальную группу «Boney М», вытащенную из пыльных задворок европейской эстрады.
После августа 2008 года «Временная администрация» превратилась в виртуальное понятие, хотя Д.Санакоев и считался длительное время ее руководителем. Проект потерял свой смысл. Кто-то из бывших сотрудников этой структуры перебрался в Северную Осетию. Так, братья Каркусовы объявили себя сотрудниками ФСБ, внедренными в состав «Временной администрации», агентом российских спецслужб называет себя и покинувший в 2009 году Грузию пропагандист В.Санакоев. Правда, последнему эти слова припомнили позже, когда он попытался снова приехать в Тбилиси. На российско-грузинской границе у В.Санакоева отобрали грузинский паспорт и дали от ворот поворот.
В мае 2015 года Комитетом государственной безопасности РЮО была завершена работа по сбору и систематизации документальных и свидетельских материалов в отношении «Временной администрации». КГБ, передав папки с материалами расследования в Верховный суд, инициировал перед высшей судебной инстанцией процедуру признания «Временной администрации Южной Осетии» экстремистской организацией, действующей в интересах спецслужб Грузии. Верховный суд вынес такое решение.
В перечне действий членов марионеточного правительства выявлены устойчивые признаки состава преступлений, предусмотренных статьями «государственная измена», «насильственный захват власти», «публичные призывы к экстремистской деятельности», «экстремизм». Между тем Д. Санакоев передал бразды юго-осетинского представительства в Грузии своему преемнику Тамази Бестаеву, который его замещает и на Женевских дискуссиях в Швейцарии. Несколько лет назад фигурантом криминальной истории стал Я.Каркусов. В марте 2016 года он расстрелял из автомата братьев Руслана и Сослана Гогичевых, и был осужден на 15 лет.
Мы не знаем, вышел ли Я.Каркусов по УДО, но даже если он сейчас на свободе, его арест, как и арест А.Каркусова и Г.Гогичаева и их экстрадиция в Южную Осетию выглядит маловероятным. С одной стороны, за последние несколько лет в РЮО были доставлены из России с десяток граждан, совершивших преступление в РЮО, и скрывавшихся на территории РФ. С другой – есть с десяток бывших юго-осетинских чиновников, которые демонстративно игнорируют приглашение Генеральной прокуратуры Республики. Удастся ли претворить правоохранительным органам РЮО решение Верховного суда в жизнь покажет время.
С.Остаев
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.