Когда гора родила мышь или К вопросу рачительного расходования средств
Наиболее ярким примером непродуманного в долгосрочной перспективе вложения средств стал завоз в Республику скота калмыцкой породы. В декабре 2011 года в Южную Осетию на трейлерах привезли 911 голов крупного рогатого скота калмыцкой породы. Стоимость рогатых посланцев далекой Калмыкии составила 28,7 млн.рублей, это был товарный кредит юго-осетинским фермерам. Скот брали охотно, некоторые фермеры забрали даже по сто и более бычков и телок.
Но уже к январю следующего года обозначились серьезные проблемы. В дороге много животных заболело, начался падеж скота. Другая проблема – нехватка кормов. Дело в том, что фермеры летом заготавливали сено без учета пополнения из Калмыкии, поэтому корма быстро закончились. Не хватало и помещений для зимовки, скот пришлось держать на улице. И хотя калмыцкая порода выгуливалась в степях на открытом воздухе, морозы января 2012 года оказались губительны даже для них.
Государство срочно решило исправить это упущение – было выделено 12,6 миллионов рублей в виде беспроцентных ссуд на ремонт помещений и заготовку кормов. Понятно, что в середине зимы найти дополнительные корма было практически невозможно, как и стройматериал для строительства новых хлевов. Поэтому некоторые фермеры стали попросту забивать бычков.
Итог был безрадостный: в 2016 году, когда фермеры должны были возвращать товарный кредит из 911 голов в хозяйствах Республики оставалось только… 170 бычков. О расширении стада и о прибыли уже никто не говорил. А ведь согласно условиям кредитного договора, на выделенную кредитную сумму начислялись пени, которые фермеры в обязательном порядке должны были выплатить.
Стало очевидным, что деньги были выброшены на ветер, а фермеры оказались в финансовой кабале. В отношении всех ответственных лиц Генеральной прокуратурой Республики было возбуждено уголовное дело. Но едва ли это волновало премьер-министра В.Бровцева – инициатора завоза в Республику калмыцкого скота. Этот «калиф на час» во время своего пребывания в РЮО наломал намного больше дров и ему все сошло с рук.
Как, например, строительство молочного комплекса у селения Аунеу стоимостью более 600 млн рублей. Здесь должны были в стойлах содержаться около 500 дойных коров, однако сегодня в помещениях комплекса гуляет только ветер и бегают голодные мыши. А ведь первоначально предполагалось, что на эту сумму будут построены небольшие фермы в каждом районе РЮО, но В.Бровцев предпочел финансирование строительства молочного гиганта.
Еще один перспективный проект, не оправдавший надежд, был также связан с крупным рогатым скотом (КРС). В августе 2016 года началось строительство мясоперерабатывающего завода «Растдон», в июне 2017 года он был введен в эксплуатацию. Стоимость проекта составила около 155 млн. рублей. Предполагалось, что производство будет работать за счет забоя скота, получаемого от местных фермеров. Производственные мощности позволяли принимать до 9 тысяч голов КРС в год. Реализация проекта проходила под патронажем и участием Вадима Ванеева, главы российского агрохолдинга «Евродон».
Сложности начались уже в самом начале функционирования завода. Спер-ва выяснилось, что объемы местного сырья недостаточны для полномасштабного производства, после чего были попытки завозить мясо из Краснодара и Ставрополья. Однако, все ограничилось по большей части переработкой мяса индейки, завозимого из самого «Евродона». А время спустя проблемы возникли уже и по причине банкротства агрохолдинга. В результате производство, на котором были заняты десятки человек, было закрыто. В последний раз мясоперерабатывающий завод, находящийся к северу от Цхинвала оказался на ленте новостей в мае 2021 года, когда сгорела одна из построек на его территории.
Необходимо отметить, что неудачи сопровождали и другие проекты в области производства мясной продукции. В 2011 году для поддержки рыбоводческих хозяйств в Южную Осетию завезли мальков и взрослых особей промысловых пород рыбы из Дагестана. Рыба была закуплена двух видов: русский осетр и белуга – всего 2 тонны. Осетровые были запущены в водоем селения Ванат Цхинвальского района. Предполагалось, что здесь будет создано материнское «стадо», что позволит в дальнейшем расширить производство и начать поставлять осетровых на местный рынок. Однако, с тех пор об осетрах в торговой сети мы не слышали.
Проект «Сады Ирыстона» также не оправдал ожиданий. Этот яблоневый сад интенсивного типа был заложен в 2015 году на территории 50 га с питомником на 10 га и инфраструктурой хранения фруктов на 2 000 тонн. Стоимость проекта составляет 260 млн. руб., из них собственные средства инвестора – 60 млн. рублей. Однако насаждения яблонь по большей части засохли, так и не выйдя на ожидаемую рентабельность.
В конце 2014 года на южной окраине Цхинвала были введены в эксплуатацию сооружения биологической очистки сточных фекальных вод, стоимостью в 300 млн.рублей. Уже на стадии строительства случился факт хищения денег, несколько представителей российской организации, ответственных за строительство были задержаны и осуждены. Пришлось снова изыскивать средства, поэтому возведение объекта растянулось на долгие четыре года.
В первый же год эксплуатации возникли новые проблемы: расчетная производительность смонтированных сооружений составляет 10 тыс. кубических метров в сутки. А для Цхинвала необходимо, чтобы производительность сооружений, как минимум, составляла 15 тыс.кубометров. Кроме того, появились вопросы и с финансированием, ведь на эксплуатацию очистных сооружений, ежемесячно требуется около миллиона рублей.
Сейчас функционирование станции биологической очистки сточных фекальных вод приостановлено, правда сообщается, что работать она начнет через месяц.
Нет рапорта и о начале производства на заводе «Ирбазальт» по производству базальтового волокна. Хотя первую продукцию он должен был выпустить уже в 2019 году. Возможно, что главной проблемой остаются опасения общества относительно безвредностиэтого производства и по этой причине завод стоит. И это, пожалуй, единственный пример, когда никто и не торопит реализацию проекта.
В 2011 году в Южной Осетии было создано государственное унитарное предприятие «Комплекс перерабатывающих производств». В него должны были войти завод по переработке мяса-хладобойня, цех по первичной обработке фруктов и овощей, предприятие по производству комбикормов, молочный завод, а также логистический центр. Цена вопроса – 227 миллионов рублей. Однако, из всего комплекса заработала только линия по производству комбинированных кормов и по экструдированию зерна. Производство, так и не выйдя на проектную мощность, было приостановлено в 2015 году.
На днях руководство Минсельхоза сообщило, что намеревается снова запустить это перерабатывающее производство. В настоящее время российский специалист осматривает имеющееся оборудование, чтобы вынести вердикт – можно ли запустить это оборудование или придется приобретать новое.
В 2012 году на средства Инвестпрограммы на базе завода «Эмальпровод» было открыто производство водоэмульсионных красок и профнастила. Казалось бы, в самый разгар восстановительно-строительного бума в Республике спрос на продукцию будет высоким. Но через короткое время все производство было свернуто...
Озвученный список нереализованных за последнее десятилетие проектов читатели, наверняка, дополнят. К сожалению. Безусловно, мы могли и упустить, поскольку вливаний после августа 2008-го года было немало. И это не только мусорный полигон, который также ждет своей реанимации. Кстати, здесь вообще изначально остро стоял вопрос места реализации данного проекта, поскольку строить полигон зачем-то было решено на плодородных и орошаемых землях, что для юга Алании является не менее важным.
Нечто странное, к слову, творится и с Центральным городским парком им. В.Хубулова. Мы не будем сейчас говорить об ответственном расходовании средств на его строительство, но то, что сегодня называют парком, таковым не является в принципе. Огороженная территория, с подобием водоема и редкими сиротливыми деревьями – это карикатура на парковую зону. Особенно в сравнении с тем, что было еще в 90-х. Единственное, что заслуживает внимания, так это металлическое ажурное ограждение вдоль береговой линии.
Остается только выразить сожаление, что на выделенные Россией немалые средства не все проекты оправдали связанные с ними ожидании. А значит к каждому вопросу надо подходить вдумчиво, не наскоками, ставя во главу угла первостепенные интересы Республики. Тогда и выделяемые российские финансы с немалым количеством нулей в конце не будут уходить «в песок».
С.Остаев
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.