Цхинвалу исполнилось 1760 лет. Год заканчивается и пока юбилей проходит «безмолвно»
Любая столица мира имеет дату своего основания: Москва, Санкт-Петербург, Владикавказ, Ереван, Лондон, Париж… Только Цхинвал все еще не определился со своими корнями. И это, конечно, неправильно. Цхинвал всегда отличался своей особенностью среди городов Южного Кавказа. И не только связанной с его именем мистикой, но и своим архитектурным обликом. Городская крепость с жилым комплексом, церквями, которых на небольшой территории насчитывалось около тридцати семи, цейхгаузами и подземными ходами, первой во всем Закавказье еврейской синагогой, мостом, которому более ста лет…
Считается, что Цхинвал был основан в 262-265 гг. При этом город Цхинвал не раз менял «место дислокации» по причине своего особенного месторасположения – он издревле находился на геополитическом, духовном, культурном и торговом переплетении. А потому всегда являлся объектом внимания. Цхинвал не раз уничтожали, фактически стирали с лица земли (последние сто лет лишнее тому подтверждение), но по прошествии времени он неизменно возрождался, порой чуть западнее, порой чуть севернее. Именно по этой причине в черте города во многих его уголках находят захоронения разных веков, нередко расположенных друг на друге. И именно эти его исторические «разрушительные» реалии не дали за все прошедшие века территориально разрастись городу.
Конечно же, в заявленной середине III века Цхинвал не был городом в нашем современном понимании. Возможно, это был просто укрепленный пункт с воинским гарнизоном. Здесь могли находиться и сборщики таможенных пошлин. Необходимо было, по возможности, контролировать вооруженную активность местного населения и следить за тем, чтобы торговцы, использующие перевалы на Главном Кавказском хребте, исправно оставляли пошлину на выходе своих караванов из Лиахвского ущелья. Впрочем, известно, что укрепление в Цхинвале не было первым населенным пунктом в этой местности. Люди здесь живут еще с каменного века. В археологических раскопках непосредственно вокруг Цхинвала обнаружены и следы пребывания здесь сарматов. Поэтому у историков еще много работы.
Относительно этимологии слова Цхинвал существует несколько версий: по одной, наиболее распространенной и утвержденной, название города происходит от древнеаланского синхи уал – то есть «верховное обиталище» или «обитель высшей касты жрецов» (мнение историка Алана Чочиева). Именно с этим, возможно, связано и немалое количество святилищ (церквей) в древности на данной небольшой территории. Да и легенды, доставшиеся в наследство от предков, о нахождении в Цхинвале какого-то энергетическо-мистического центра (в частности, называется чаша Грааля), а также известный интерес к Цхинвалу, проявленный позже нацистами, помешанных на сакральных истоках и интересовавшихся не только Тибетом, что называется, «в тему». Это свое древнее название Цхинвал носил вплоть до первой половины XX века. В 1934 году в честь Иосифа Сталина город на время получил наименование Сталинир. Однако в 1961 году столице было возвращено его исконное название.
Цхинвал с древних времен имеет важное стратегическое значение. Веками через него проходил путь, связывающий Закавказье и Северный Кавказ. Именно через Цхинвал пронесли тело предательски убитого соправителя Тамары царя Сослана-Давида, шедшего в свое время мимо городских укреплений с аланской конницей и копейщиками маршем на помощь Грузии. В Цхинвале, кстати, в свое время было и родовое имение семьи Иосебашвили, потомков последователя Христа Иосифа Аримафейского. Один из них раввин Елизар привез в Мцхета хитон распятого Христа, где он позже был заложен в основание храма Осетисцховели, позднее переименованный грузинами в Светисцховели. В пути из Иерусалима его охраняли аланы во главе с предводителем Лонгиозом. Цхинвал в свое время был также своеобразным пограничным пунктом в историческую область Двалети. Необходимо отметить, что составной частью формирования юго-осетинской общности, являются двалы (туал)… Словом, наш древний город Цхинвал еще многое может интересного рассказать.
Реалии жизни всегда были определяющими в формировании этнического состава населения Цхинвала. Городская жизньпредполагала в древности в городе, находящемся на таком геополитическом переплетении, прежде всего, существование торговли и ремесел. Надо ли говорить, что это направление на Южном Кавказе традиционно было в сфере интересов евреев и армян. Поэтому, помимо непосредственно коренных осетин, здесь издавна жили евреи-сефарды и армяне. Что касается грузинского населения, то оно было представлено в городе позднее и в основном преподавателями гимназии и обедневшими князьями с их челядью. Кроме того, в городе жили представители славянской национальности, занятые в технических специальностях, а также греки, азербайджанцы (тюрки). Было даже небольшое поселение аварцев-дагестанцев, называвшееся Лекис-убани (букв.квартал леков)… Что касается осетин, то они были представлены во всех сферах жизни столицы. И потому эта тема заслуживает отдельного материала и не одного.
Статус города, в нашем нынешнем понимании, Цхинвалу восстановили лишь после образования Юго-Осетинской автономной области. И происходило это послегеноцида 20-х годов и утверждения Советской власти в регионе. Именно тогда происходит очередное возрождение Цхинвала. И он из небольшого городка, где проживали торговцы, ремесленники, учителя, постепенно превращается в промышленно-культурный центр с заводами, фабриками, театром, музеем, институтом, многочисленными училищами… Осетинская интеллигенция, в порыве возрождения древней столицы, зачастую предпочитает работать и жить в Цхинвале, редко прельщаясь возможностью выезда, в том числе и в Россию, в более благоприятные условия. И это зачастую касается не только осетин юга страны. При этом Цхинвал стал тем плавильным котлом, в котором нивелировалась ущельная обособленность. Именно здесь южные осетины перестают делиться на знаурцев, дзауцев, кваисинцев, чысанцев, туальцев, кударцев, кахетинцев, боржомцев, и становятся новой генерацией. Более того, даже цхинвальские грузины зачастую обособляли себя от остальной Грузии, такая особая аура всегда была у этого осетинского города.
Сегодня Цхинвал – центр становления того, что мы называем «ирондзинад». Возможно, кому-то это заявление покажется пафосным, но вособенности после августа 2008-го года Цхинвал уже во всем мире позиционируется именно как один из символов осетинского народа, символ возрождения аланской государственности. Цхинвал – столица Государства Алания и статус этот определяется уставом и гербом. Правда, у нас еще не определен сам День города. В этом вопросе мы не раз уже предлагали сделать Днем города 20 сентября (некоторыми, к слову, он так и определяется). А государственные празднества отнести туда, где им и положено быть – на 29 мая, на День провозглашения независимости страны. Ведь даже несолидно, что у такого древнего города как Цхинвал нет своего дня... Хоть это мы можем сделать для Цхинвала в этом году?..
С.Остаев
На снимке: Цхинвал. 1887 год. Фото из свободных источников
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.