«От Скифии до Британских морей» или скифское наследие Великобритании
На презентации было интересно. Но наш разговор о самой книге.
Обычно тему расселения по миру скифов, предков осетин, «препарируют» узкопрофильные ученые, историки-скифологи. Иногда в этом пространстве прошлого черпают вдохновение историки-алановеды. Теперь вот настал черед и ученых-филологов.
В исследовании М.Цховребовой «От Скифии до Британских островов» представлена попытка установить отношение «скифов», упоминаемых в британских хрониках к историческим скифам как вероятным первым поселенцам Британских островов, проложившим в середине I тысячелетия до нашей эры путь на острова другим североиранским народам.
В работе выдвигается предположение об участии и киммерийцев в первоначальном заселении Британских островов. Правомерность этой гипотезы изучается автором в контексте этногеографического единства, истории и исторических контактов скифов и киммерийцев, а также на основе схождений некоторых сюжетных схем, мотивов и мифологических образов в нартских и валлийских сказаниях. Это, по убеждению М.Цховребовой, добавляет подлинности «скифам» британских хроник и восполняет страницы поздней истории двух близкородственных древнейших иранских народов. «Первые насельники Ирландии (Парталан, Немед, Туата Де Дананн, сыновья Миля), именуемые в хрониках скифами, предположительно, связаны со смешанными скифо-киммерийскими группами, в которых изначально могли превалировать киммерийцы, как элитный «подвижный конный отряд скифов» – разведчиков новых мест обитания»,– пишет в своей книге М.Цховребова. В этом положении хочется обратить внимание на имя «Туата», схоже с фамильным именем осетинской фамилии Туаевых-Туатæ.
Когда я прочитал название книги «От Скифии до Британских островов», то непроизвольно возникла ассоциация со строчками из известной песни про Гражданскую войну: «Но от тайги до Британских морей Красная Армия всех сильней». И эта аллюзия возникла неспроста. Ареал влияния скифов распространялся не только от собственно Скифии, которая была населена европейскими скифами, но и от гор и таежных просторов Алтая, где кочевали другие племена скифского мира. И в этом историко-культурном пространстве они были всех сильней.
Уже само оглавление книги дает представление о широте охвата автором темы исследования: «Легендарное прибытие скифов на "Могучий остров" и в Ибернию», «Скифы и киммерийцы в Передней и Малой Азии», «Малоазийские аллюзии в Нартском эпосе и британских хрониках», «История англо-саксов с древнейших времен до нормандского завоевания», «Северные иранцы в Галлии и Британии в раннем средневековье», «О некоторых параллелях и кельтских сагах и Нартском эпосе»… «Осетинское нас-ледие» в Великобритании давно уже является подтвержденным фактом. Но это связывали долгое время исключительно с пребыванием на туманном Альбионе сармат, которых Римская империя в качестве военного присутствия расположила у Адрианова вала.
Но позже появляются вполне обоснованные предположения о том, что до сармат, которые оказались в Англии не по своей воле, на острова прибыли, расширяющие пределы своего мира, скифы. В подтверждение этой версии и утверждение М.Цховребовой: «Между тем, хроники уверенно относят бриттов, скоттов-гаэлов, пиктов и готов к скифским племенам. Так, датируемые X в. «Хроники Длинноволосых королей Ирландии» сообщают: «Скотты, которые ныне неправильно называются гибернцами, – это скифы, пришедшие из Скифии, и оттуда они ведут свое происхождение».
Автор приводит и другие выдержки из хроник народов, населявших в древности Британские острова. «Пикты прибыли изСкифии и проникли в Албанию, которая теперь зовется Скотией... Немед прибыл вместе с четырьмя своими сыновьями из Скифии; Немед, сын Агоминия, по происхождению скиф...; ...войну, которую они с огромными потерями вели с другими отпрысками Немеда, приплывшими из Скидбии, Фейний пришел из Азии в Скифию; он умер в княжестве Скифии спустя сорок лет», – говорится в исторических преданиях пиктов, одного из народов Англии.
Необходимо отметить, что Мира Цховребова не берет на себя смелость быть первооткрывателем в вопросе освоения скифами Британских островов. Ее исследование это осмысление всего имеющегося массива данных, на основании чего она и делает свои выводы.
В своем исследовании М.Цховребова постоянно делает отсылки к Нартскому эпосу, параллели с которым она находит в британских преданиях. При этом автор считает, что важнейшим аргументом в пользу историчности британских хроник и воссозданных на их основе некоторых заключительных страниц истории киммерийцев и скифовявляются схождения древнейшего эпического материала валлийских преданий и Нартиады. «Волны киммеро-скифских мигрантов в начале железного века с севера и востока Европы несли на Британские острова свои мифы и предания, которые с приходом кельтов не могли не претерпеть значительные модификации и адаптироваться вместе с их носителями к вызовам нового времени. Поток кельтских мигрантов из Галлии, по законам эволюции, должен был потеснить первых насельников Британских островов, но, как оказалось, потомки североиранских народов сохранились и выжили, а с ними – их уникальные эпические сказания, став неотъемлемой, но вполне различимой частью гибридной, в итоге, эпической традиции кельтов», – уверена исследователь.
Этническая картина на Британских островах менялась с веками. Одни племена сменяли другие, но в пестрой мозаике этнического пейзажа яркими красками проступают четкие оттенки скифского мира. Остается только поблагодарить М.Цховребову, которая своим исследованием расширила границы осетинской Ойкумены до Туманного Альбиона.
Вместо заключения
На презентации исследования М.Цховребовой ректор ЮОГУ В.Тедеев, охарактеризовав книгу как бестселлер, отметил и присущую таким изданиям особенность – уже сегодня монография «От Скифии до Британских островов» стала библиографической редкостью. Возможно, что скоро книгу переиздадут, но уже в англоязычной версии, чтобы она стала достоянием и западного читателя. Во всяком случае о необходимости этого сказал Президент РЮО А.Бибилов, принявший участие в презентации и профинансировавший из фонда Президента издание труда М.Цховребовой.
Р.Кулумбегов
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.