Правда и ложь августа 2008-го
Понятно, что традиционно у Победы, в отличие от поражения, много авторов. Но ведь все должно иметь меру и конец. Первые послевоенные годы – хорошо… Но уже одиннадцать лет прошло, а искажения правды о войне августа 2008 года все еще имеют место. К примеру, на том же «Электорат.Инфо» в статье «Их подвиг бессмертен» рассказывается о неравном бое российских бойцов против подразделения грузинской армии в черте города, где последние закрепились «на выгодной огневой позиции в пятиэтажном доме на перекрестке улиц Ленина и Хетагурова»… Опуская сам факт сражения, тот, кто это писал, он хотя бы раз был в Цхинвале?! Вы понимаете, что улица Ленина и Хетагурова нигде не пересекаются (!). Для этого необходимо снести весь Пионерский парк вместе со зданием театра...
И подобные несуразицы не новы, причем их порой выдавали даже представители высшего офицерского состава. Так, в одном из своих интервью бывший командующий 58-й армией, участник августовской войны генерал Анатолий Хрулев, поведал свою версию событий пятидневной войны. Предлагаем небольшой фрагмент. «Перед началом выдвижения БТГр я поставил командирам задачу: как можно быстрее прорваться к Цхинвалу, не давая грузинам перекрыть дорогу и закрепиться на позициях. Все заставы и блокпосты сбивать, а главное – захватить стратегический Гуфтинский мост, отбросить от него грузин, после чего одной БТГр идти в сторону Тамарашени, а второй – по Зарской дороге, к миротворцам, на деблокирование и усиление… Первая БТГр уже в 1.40 ночи (8 августа – прим. ред.) прошла Рукский тоннель и ускоренным маршем с выделением боевого разведывательного дозора пошла вниз. Они вышли к Гуфтинскому мосту в 4 часа 40 минут – как раз в тот момент, когда с той стороны моста к нему подошли грузины. И грузины нас просто тут не ждали. Они и предположить не могли, что через четыре часа после объявления войны русские войска окажутся почти под Тамарашени. Грузины вышли на мост и начали его перекрывать. Командир полка полковник Андрей Казаченко доложил, что вышел к мосту и наблюдает на нём грузин. Я поставил ему задачу – танковым взводом с ходу захватить мост, сбить грузин и отбросить от моста. И командир задачу выполнил. Он буквально смёл грузин и вынудил их начать отход...».
Вот спрашивается, зачем?! Зачем так врать? Какие грузины около этого злополучного Гуфтинского моста? Подобные героические сказки, возможно, интересны российским обывателям, но как потом товарищ генерал собирается смотреть в глаза простым осетинам. Если, конечно, собирается смотреть. И подобных «простраций» в генеральском интервью немало.
То, что историю августа 2008-го перевирает Грузия, понятно – на этого истерикана в демократическом обличии уже и на Западе открылись глаза. Но зачем перевирать факты из раза в раз самими участниками Победы. Перевирать историю священной для осетин войны за независимость, продолжавшуюся практически двадцать лет. И ведь эти поначалу единичные «факты» постепенно приобрели широкий характер. Одни их выдают, другие перепечатывают, и в итоге всемирная виртуальная сеть уже полна подобными материалами. Несколько примеров из материалов предыдущих лет. Просто вдумайтесь в написанное.
«…Командир мотострелкового батальона майор Сергей Афоничев, умело руководя подчиненным личным составом при входе в Цхинвал, с ходу выбил противника из города…».
«…Внезапно на перекрестке улиц Московская и Карла Маркса в 100 метрах от позиции, которую занимал танк младшего лейтенанта Неффа, выехал вражеский танк Т-72. Его сопровождало более 20 пехотинцев, вооруженные гранатометами и стрелковым оружием… Прямой наводкой врезали наши танкисты в борт вражеской машине и уничтожили ее с первого попадания. А выстрелом из танка осколочно-фугасным снарядом было уничтожено более 10 военнослужащих противника…».
«...Мотострелковый полк под командованием подполковника Колотовкина вышел на указанный рубеж, занял круговую оборону Цхинвала (!) и не дал возможности осуществить маневр грузинским вооруженным силам…».
И так далее и без зазрения совести. Не мало рассказов и «о штурме Цхинвала», и о «танковых дуэлях на улицах города», «круговой обороне города» и еще многие подробности. Даже бой, в котором защищая российских журналистов и своих сослуживцев, погиб майор Денис Ветчинов, был назван переломным, решающим в пятидневной войне…
Между тем, два (!) раза грузинские формирования входили в Цхинвал и оба раза были выбиты из города исключительно силами осетинской самообороны. Безусловно, третью атаку грузинских формирований мы бы, по всей видимости, не выдержали, и российская помощь подоспела как нельзя кстати, хотя ее и ждали многим раньше. Но долгожданная помощь однозначно входила в чистый от грузинской нечисти город. Так зачем и кому понадобилось нивелировать доблесть и отвагу защитников Цхинвала? Кто, в очередной раз, искажая исторические реалии, пытается вбить клин между Южной Осетией и Россией? В приведенных выше материалах если и шла речь об юго-осетинском ополчении, о защитниках Цхинвала, то, как бы между прочим, подобно сочетанию «и другие народы нам помогали».
Между тем, вскоре после войны, герой России Сулим Ямадаев, командир батальона «Восток», сыгравшего свою существенную роль в принуждении Грузии к миру, в интервью на вопрос о роли чеченского батальона в общей победе без лишнего пафоса прямо заявил: «Главную роль в отражении первых, наиболее серьезных атак грузинских войск сыграли осетинские ополченцы. «Восток» прибыл в Осетию тогда, когда Цхинвал был уже практически свободен от грузинских войск. Вне сомнения, чеченские бойцы сделали свое дело – сам факт их появления наводил панику в рядах врага. Но приписывать победу одному только «Востоку» – по крайней мере, несправедливо по отношению к осетинам».
Да и российские журналисты, находящиеся эти пять дней в Цхинвале в своих интервью-воспоминаниях особо отмечали роль, отвагу и героизм осетинских бойцов. Руслан Гусаров (НТВ): «Если бы не яростное сопротивление ополченцев, 8-го августа для нас бы вообще не было…»; Евгений Поддубный (ТВЦ): «Осетинские бойцы дрались за свою землю как звери…»; Александр Кундухов: «Роль местных ополченцев трудно переоценить. Это был героизм, смешанный с чудом»; Сергей Узаков (ИТАР-ТАСС): «Не будь этих простых осетинских ребят, которые проявили героизм, неизвестно, чем бы все это для всех нас закончилось»; Александр Сладков (РТР): «Именно осетинские ополченцы, ценой невероятных усилий и потерь, отстояли город». Это только заголовки интервью журналистов. И эта история очень близкого прошлого, ее еще можно даже пощупать. Поэтому, думается, российским чиновникам от информации необходимо разобраться с данным безобразием. Тем более в преддверии очередной годовщины кровавого августа 2008-го и ожидаемых публикаций в связи с этой датой. Да и не принижать нужно героизм осетинских бойцов, а награждать российскими государственными наградами. Это была общая победа над подымающим было голову неофашизмом. К тому же Южная Осетия – это воистину форпост России, и с конца 90-х Южная Осетия сражалась и отстаивала свою свободу, как говорится, за себя и за того парня. Потеря Осетии обернулась бы для Москвы со временем и потерей Северного Кавказа. Не зря после войны в кулуарах Кремля настойчиво ходило изречение, что «Россия начинается с Южной Осетии». Ну, а во всем остальном России, безусловно, БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
А. Кочиев
Фото автора
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.