Очередная попытка разобщить аланский народ духовно
В начале было слово
Действительно слова Р.Габараева, высказанные в адрес конкретных участников церковного действа нельзя оправдать. Слово имеет свойство примирять, но оно же разжигает вражду. Что и произошло в этой конкретной ситуации. В православной общине как будто ждали этой демонстрации Р.Габараева – в интернете от имени ее членов было размещено обращение (без подписей). Приведем его текст.
«Мы, православные граждане Осетии, с большим возмущением восприняли богохульные высказывания члена Молодежного Парламента Республики Северная Осетия-Алания Романа Габараева, опубликованные на его странице в социальной сети Фейсбук после проведения во Владикавказе традиционного крестного хода в день памяти царственных страстотерпцев 17 июля. Регулярные оскорбления в адрес православных христиан в осетинском сегменте интернета не являются новостью. Атака на православное духовенство и верующих идет по возрастающей все последние годы. Однако впервые в столь кощунственной форме свое мнение о святынях и торжествах Русской Православной Церкви публично высказал представитель околовластной структуры. По причине религиозной ненависти он призвал изгнать из Осетии всех исповедующих православие. Возникает вопрос, по какому принципу сегодня в молодежный Парламент отбираются люди, призванные защищать интересы граждан Осетии. Или православные не являются частью осетинского народа? Однако, долготерпение имеет пределы, если дело касается защиты веры и Родины. Мы, православные жители Алании заявляем, что в течение нескольких последних лет в Республике с молчаливого одобрения властей происходит жесткое давление на Православную Церковь и православных христиан. По сути, осуществляется рейдерский захват древнего христианского наследия на идеологическом и материальном уровне. Более того, мы считаем, что дискриминация в отношении христиан связана с идейными установками руководства Республики Северная Осетия-Алания, которые оно формально прикрывает заявлениями о важности празднования 1100-летия крещения Алании».
При этом авторы этого обращения возлагают ответственность за якобы удручающее положение христиан в Осетии на действующую власть и пишут: «При попустительстве нынешней власти в контенте СМИ стало возможно неуважительное отношение и уничижительное толкование христианской части истории алан-осетин, тогда как все древние письменные источники свидетельствует, что расцвет Аланского царства приходится именно на эпоху христианизации Алании. Мы также с большой тревогой наблюдаем за фактами оскорбительного отношения к великим сынам Осетии в связи с их принадлежностью к православно-христианс-кой деноминации».
Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид также сделал комментарий в эфире местного телевидения: «Я считаю недопустимым, чтобы на нашей осетинской земле кто-либо имел возможность оскорблять по религиозному и национальному признаку… Обращаюсь к широкой общественности и тем людям, которые пытаются раскачать ситуацию, пока я правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии, пока я возглавляю эту кафедру, я не дам разорвать духовную и государственную пуповину, которая связывает наше великое Отечество Россию с нашей малой родиной Осетией, и более того, я не допущу, чтобы Осетию вталкивали в каменный век язычества…».
Надо ли говорить, что многие жители Осетии, в свою очередь, данные слова Леонида в привязке язычества к каменному веку посчитали оскорблением осетин, исповедующих традиционные верования, сравнение их с невеждами и дикарями. Люди в этой связи задавали вопрос: почему архиепископ Леонид считает недопустимым оскорбления кого-либо по религиозному признаку, но при этом считает допустимым самому оскорблять религиозные воззрения осетин, придерживающихся традиционной веры?
Возможно, что ситуация с Обращением и не получила бы развитие, если бы не это выступление архиепископа Леонида с его «каменным веком». В осетинском социуме произошел эмоциональный взрыв, причем по обе стороны незримой линии. В соцсетях появились призывы подать на архиепископа Леонида в суд и начать сбор подписей за его отставку. В Фейсбук и других соцсетях осетины, исповедующие традиционную монотеистическую веру, запустили флешмоб с хештегом: «Мы нарты – дети гор, из камня, железа и огня». Кроме того, архиепископу Леониду ставят в вину его пассивную позицию в связи с политической антироссийской и антиосетинской деятельностью Грузинской православной церкви,выпустившей специальное коммюнике, по которому обвинила Россию и лично Президента Путина в том, что он неправильно интерпретирует факты по геноциду осетин в 1920 году. Указывается, что вместо защиты интересов России и Осетии РПЦ в лице архиепископа Леонида обвинила… самих осетин по какой-то анонимке, в лучших традициях 1937 года, о притеснениях православных в Осетии. Некоторые даже не преминули вспомнить и мирскую фамилию архиепископа Леонида – Горбачев, увязывая его деятельность с разрушительными последствиями руководства СССР его однофамильца Михаила Горбачева. Одним словом, маховик с обеих сторон начал набирать обороты.
Само обращение было названо фальсификацией фактов, но поскольку оно анонимно, как говорится, тут не с кого спрашивать. В отличие от того же виновника скандала Р. Габараева, по которому дело было передано в суд по статье 20.3.1 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
При этом в целом высказывается убежденность, что вряд ли те, кто запустил это обращение-анонимку, не понимали, что они делали и намеренно, сознательно шли на конфронтацию с приверженцами традиционных верований. Народ понимал, что это чистой воды провокация, поэтому многие в тех же соцсетях призывали не поддаваться на нее, понимая, что спокойная Осетия в кавказском регионе очень многим попросту не нужна.
Круги от камня, брошенного в воду
Одними из первых, кто откликнулся на обращение православной общины РСО-Алании были представители молодежного отделения «Стыр Ныхас». В специальном заявлении было сказано: «Мы считаем, что любой человек, который делит осетин по конфессиональному, территориальному или идеологическому принципу – враг нашего народа. Мы считаем, что на территории Осетии не допустимы гонения как на христиан, мусульман, так и на представителей традиционной веры осетин. В первую очередь все должны помнить, что мы один народ и наше будущее зависит только от нас. Если же нас удастся разделить ради сиюминутных политических выгод, что, как мы видим, пытаются сделать в последние годы, будущее осетинского народа довольно печальное».
В данной ситуации Глава РСО-Ала-нииВячеслав Битароввстретился с представителями религиозных конфессий и общественных организаций республики. Главный вопрос повестки – состояние межконфессиональных отношений в Северной Осетии. В мероприятии приняли участие представители мусульманской общины и религиозной организации традиционных верований осетин «Верхняя Осетия» («Уаллагир»), настоятель Армянской апостольной церкви им. Григория Просветителя... Архиепископа Леонида, к сожалению, на нем не было. Открывая встречу, В.Битаров отметил, что Северная Осетия всегда славилась взвешенным и мудрым подходом к национальной политике, уважением разных конфессий и взглядов и что ее территория объединяет около ста национальностей.«Взаимопонимание и взаимопомощь помогали нам преодолевать все трудности на разных этапах многовековой истории. Мы и дальше будем работать над созданием комфортных условий для представителей разных народов и вероисповеданий, проживающих на территории Северной Осетии». При этом глава Республики с сожалением отметил отсутствие архиепископа Владикавказского Леонида, у которого была «важная и неотложная встреча».
В ходе диалога стороны обратили внимание и на письмо, которое на неделе появилось в социальных сетях. Анонимные авторы сообщили о якобы дискриминации православных христиан Северной Осетии и давлении на церковь. Участники совещания выразили уверенность, что данное письмо – это очередная провокация, а его авторы пытаются дестабилизировать обстановку в республике. «Обращение, которое было размещено в социальных сетях, не несет в себе ничего кроме надуманных и тенденциозных обвинений. К счастью, внушительная часть наших граждан не поддалась на нее. Но виновные должны ответить по всей строгости закона. Если у кого-то есть проблемы, то я предлагаю их обсуждать и решать за одним столом в открытом диалоге,– подчеркнул руководитель «Стыр Ныхас» Руслан Кучиев.
Собравшиеся были единодушны в том, что между народами, проживающими в Республике, никогда не возникало разногласий. А люди, разжигающие межнациональную и межрелигиозную рознь, должны понести наказание в рамках законодательства.
В продолжении ситуации 25 июля в эфире ГТРК «Алания» был показан видео-сюжет об общественном резонансе, который вызвало то самое анонимное обращение «православной общественности». Ряд пунктов, указанных в этой анонимке, как, к примеру, искажение календаря народных праздников, где, якобы даты «намеренно оторваны от церковного календаря», были опровергнуты упоминавшимися в ней представителями «Стыр Ныхас». Было нивелировано и утверждение о том, что в Осетии намеренно переименовываются памятники христианства – эту дезинформацию опровергла председатель Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания Эмилия Агаева. Нелогичны были и другие претензии, как, скажем, сетование авторов Обращения на то, что в составе «Стыр Ныхаса» на любых уровнях отсутствуют… представители Епархии или что происходит «игнорирование православной тематики в Плане мероприятий празднования 1100-летия крещения Алании» и утверждение о том, что в Комитет входят только светские лица, хотя туда входит, к примеру, и Архиепископ Леонид, к которому собственно обращена петиция.
Вместе с тем, многие обратили внимание на связь в анонимке «притеснения на православие» с именем действующего руководителя Северной Осетии В.Битарова. В тексте Обращения прямо указывается, что «дискриминация православной части общества происходит в течение последних трех лет», т.е. в период руководства Республикой В.Битаровым. В этой связи отмечается, что составители этого «воззвания» преследуют политические цели – сместить с должности Битарова, и их никоим образом не волнуют вопросы православной церкви, они просто использовали часть верующих в своих корыстных целях.
Все мы молимся Богу!
Если несколько абстрагироваться от ситуации на севере Осетии и взять Южную Осетию, то внашей Республике действует соответствующее конституционное положение о том, что традиционные осетинские верования и православие являются одной из основ национального самосознания осетинского народа. Но и здесь в последние годы эта идиллия носит только внешний характер.
Понятно, что православие в РЮО является не только средством отправления религиозного культа, но и формой обретения общего духовного пространства с Россией. На это всегда указывали руководители страны во время встреч с высшими иерархами Русской православной церкви(РПЦ). Но наряду с существованием добрых отношений, есть и серьезная проблема. Причина осторожного отношения в Республике к РПЦ в первую очередь – это упорное продолжение ассоциирования нашей страны с канонической территорией Грузинской православной церкви. Все помнят, как многократные прошения о принятии возрожденной древней Аланской Епархии под омофор РПЦ были отклонены на основании недопустимости несогласованного вмешательства одной поместной церкви во внутренние дела другой. И если эта позиция в те годы полностью совпадалас позицией официальной Москвы, которая официально придерживалась территориальной целостности Грузии, то с тех пор статус-кво поменялся, однако РПЦ все еще непреклонно. В итоге на сегодня в Республике христианство представлено местной Аланской Епархией, РПЦ и даже представительством грузинской православной церкви (увы и ах!). Этот симбиоз дополняется также различными сектами. Но самая весомая часть общества представлена приверженцами традиционной национальной веры, к которым нетерпимость в последнее время также стало проявляться все четче.
Кстати, нашу газету, которая порой затрагивает религиозные вопросы в Республике, часто безосновательно обвиняют в односторонней поддержке традиционных верований, хотя мы неоднократно писали именно о проблемах и нуждах православия в Южной Осетии. И настойчиво заявляем о том, что христианство в жизни нашего народа имеет больший временной охват, чем 1100 лет.
Небольшой исторический экскурс. Первое знакомство алан с христианством история связывает с именем одного из ближайших учеников Христа – святого апостола Андрея Первозванного. ЭтоI век. Многим позже, когда только вIVвеке вГрузии начинает проповедовать св. Нина, она,держа путь через Аланию, отметила, что ее жители уже были знакомы с верой. Более того, существование Аланской Епархии в трудах писателей средних веков Иоанна Зонара и Феодора Вальсамона относится ими ко времени Халкидонского собора (451 г.). А в месяцеслове византийского императора Василия (VIII век) указывается, что в Аланской Епархии «…более половины века есть свой епископ и притом епископ не первый». Для чего на севере Осетии выбросили минимум 600 лет и ввели в заблуждение главу российского государства, непонятно до сих пор.
Однако вернёмся в день нынешний. Традиционные верования на данный момент, в отличие от христианства, представлены в системе государства формально и переживают фактически процесс возрождения. Подобная картина идентична и на севере Алании. И этот процесс понятен. Зародившаяся в древности традиционная вера, основанная на монотеизме, затем с распространением христианства в Алании синтезировалась частично с православием и сохранилась в таком уникальном гармоничном формате до наших дней и исповедуется большинством населения Осетии. При этом этот межконфессиональный симбиоз не мешает осетинам принимать православное крещение и посещать национальные дзуары. Однако конфликтная основа стала закладываться радикально настроенными верующими с обеих сторон, как некоторыми христианами, пытающимися навязать православие и на месте древних осетинских святилищ построить церкви, так и со стороны так называемых традиционалистов, которые считают такие попытки грубым вмешательством в духовную жизнь Осетии и сопротивляются этим процессам на бытовом уровне.
В нашей Республике различия между «традиционалистами» и православной общиной пока не носят конфронтационного характера, но градус напряженности здесь тоже уже присутствует. И связано это, как и на севере, с некоторыми наступательными шагами православной Церкви. Одним из подобных камней преткновения является, к примеру, святилище Джер. Помнится, не так давно представителем Аланской Епархии было даже заявлено, что голова св. Георгия по поверьям, находится у основания этого древнего национального святилища (!). А несколькими годами ранее был совершён поход по высокогорным ущельям юга Алании, где в древних национальных святилищах сознательно ставились христианские иконы...
Любопытно, что еще совсем недавно обе религии спокойно соседствовали друг с другом и, в какой-то мере, даже дополняли общность картины. Но в последние годы по неведомой указке идиллия мирного сосуществования стала сознательно нарушаться. Нарушаться, в том числе и извне. Была выведена даже формула, согласно которой сторонники православия за единство с Россией, а последователи традиционных верований, оказывается, стремятся от России обособиться... Не будем отрицать, что возрождение интереса к народным традициям – это одна из форм поиска национальной идентичности, и в этом нет ничего плохого, но этот процесс осетины, что на юге, что на севере Алании, видят исключительно в рамках российской общности.
Для нашего малочисленного народа разобщенность может поставить нас на грань исчезновения. Поэтому общая цель – это необходимая гармонизация отношений между православием и традиционными верованиями с учетом этнокультурных особенностей осетин. Надо перестать Церкви как на севере, так и на юге «перетягивать одеяло». Приверженцы национальной веры никогда не были врагами ни христианства, ни другой религии. Заметьте, что предки осетин даже при завоевании других народов (а в древности это были обширные земли от Африки до Британских островов) никогда никому не навязывали свою веру. Прививали культуру, язык, но не веру. Потому что вера – это личное, национальное. Она не для инородцев. В отличие от того же христианства, которое веками огнем и мечом именно насаждали по всему миру. Поэтому принципы инкультурации, взятые РПЦ на вооружение, приведут только к отторжению и осложнению ситуации. Как это уже происходит на севере Осетии. Тем более, что свою разъединяющую роль в общество вносят и различные религиозные секты. Надо понимать, что стабильность в нашем обществе зависит не только от консенсуса на политическом пространстве страны, но во многом и от гармонии в религиозной сфере. А это очень чувствительная материя, ради сохранения которой надо трудиться нам всем.
ПодготовилС.Остаев
О народной вере осетин
В последние годы в отношении традиционных верований осетин периодически, в особенности в социальных сетях, происходят безосновательные нападки. И возникшая в последние дни ситуация на севере Алании в этом плане не случайна. При этом, если брать нашу Республику, критики традиционных верований почему-то допускают при этом работу на территории РЮО грузинской церкви, различных сект… Между тем, народная вера осетин и христианство на нашей земле столетиями мирно существовали, порой, как это не парадоксально, даже дополняя друг друга. Однако подобная идиллия кому-то явно мешает. Спокойствие в Осетии не дает покоя. При этом стоит отметить, что в отличие от христианства, которое столетиями различным народам навязывалось огнем и мечом, аланы-осетины, несмотря на завоеванную обширную территорию «от Африки до Туманного Альбиона», не распространяли никогда свою веру. Культуру, язык – да. Но не веру, потому что она только для своего народа.
Чтобы пояснить разницу мы предлагаем вниманию читателей материал, написанный еще в начале прошлого века известным осетинским писателем, публицистом, переводчиком, офицером русской армии, участником русско-японской и первой мировой войн, кавалером медалей и орденов царской России Сосланом Темирхановым. Напомним, что С. Темирханов также является автором книги «Иры истори» («История Осетии»), написанной на осетинском языке (1913 год), в которой автор освещает историческое прошлое осетинского народа, распространение по Европе наших предков, высокую культуру народа и его падение в связи с бесконечными войнами. Темирханов также является автором очерка о герое осетинского народа средних веков Ос-Богатыре, который вышел отдельной книгой.
«Хотя осетины официально числятся христианами и мусульманами, они до сих пор держатся религии своих предков, согласно которой верят в Единого Бога, Творца Мира, в существование души и загробного мира, и в мир духов, подчиненных Богу. Эта религия осетин не знает ни храмов, ни идолов, ни священнического сословия, ни священных книг. Взамен священных книг она имеет мифологию, полную безыскусственной поэзии, но возбуждающей ту святую искру, которая поднимает человека, освещает и греет его душу, заставляет его стремиться к добру и свету, дает ему мужество и силы безбоязненно бороться со злом и пороком, вдохновляет его к самопожертвованию для блага ближних.
Взамен искусственного храма народной вере служит храмом Вселенная, прекрасная и необъятная, призывающая человека ввысь к прекрасному и бесконечному. Вот почему осетины совершают свои религиозные празднества на лоне природы, на горе или в роще, под открытым небом. Взамен священника здесь выступает старейший семьи или рода, собрания или общества. Он не является носителем каких-либо таинств, не называет себя посредником между Богом и людьми, а лишь является выразителем общих чувств и верований.
Веруя в Бога, Творца Мира, осетины, однако, жертвоприношения делают только покровителям-духам, полагая, что от их вмешательства зависит достижение поставленных целей. Не вытекает ли это из наблюдения, что неразумно низводить Бога на степень пристрастного существа, способного из-за жертвоприношений исполнять просьбы, носящие большей частью эгоистический характер; направленные в ущерб другим. Иное дело обращаться к покровителям, духам, обладающим страстями…
Осетины никогда не говорят о сущности Бога, не изображают его и ничего не утверждают как доподлинно Богом сказанное, но зато часто слышишь у них, как, укоряя бессовестного, говорят: «Бойся Бога, имей совесть». Не говорят ли они этим, что есть «нечто высшее», которому должен подчиняться человек, что это «нечто высшее» проявляется через совесть, которая, как мы знаем, представляет совокупность лучших понятий, унаследованных от предков, или воспринятых самим человеком...
Глубоко веруя в бессмертие души, осетины полагают, что живущие на земле тесно, хотя и не видимо, связаны с отошедшими в загробный мир. Культ усопших носит у осетин глубоко религиозный характер. Умерший, как дух, жив и не прерывает связи с живущими на земле. Умершие постоянно вспоминаются на домашних жертвоприношениях, и, таким образом, потомки проникаются духом предков. Благодаря этому и отцы видят в детях те побеги от себя, которые явятся их продолжением на земле и будут вспоминать их на домашних жертвоприношениях. Вот почему старшие и в особенности старики бережно относятся к детям, к их воспитанию, и, хотя и лелеют детей, но не балуют их, и не позволяют себе в присутствии детей слова и поступки, которые могли бы уронить их в глазах детей. После и эти, возмужав, окружают родителей и стариков особым почетом, а с престарелых родителей снимают всякую заботу, освобождая их от труда.
Таким образом, благодаря культу предков, осетин в детстве пользуется особенно бережным отношением старших поколений, затем, возмужав, принимает на себя всю заботу о семье и о родителях и, наконец, на старости лет пользуется покоем, окруженный вниманием и почетом.
Все религиозные празднества осетин служат развитию солидарной общественности и представляют из себя общественные трапезы на религиозной подкладке. За общим трапезным столом садятся все на равную ногу и последний бедняк, и первый богач, и знатный, и простой и во имя покровителей-духов, вкушая хлеб и яства, проводят трапезу в собеседовании о светлых духах-дзуарах, о мифических предках нартах и о подвигах народных героев, а также об общественных и национальных делах. Все это создает атмосферу общего подъема и содействует взаимному пониманию и духу единения.
Благодаря этому люди различных общественных положений составляют одно широкое общество, встречаются как равные, бывают друг у друга, и пиршества и увеселения проводят вместе. Это общение поднимает умственный кругозор бедных и необразованных осетин, незнакомых с жизнью культурных центров, а интеллигенции не позволяют оторваться от народа и превратиться в узкий замкнутый круг. Этим же общением вызывается взаимопомощь, сильно развитая у осетин, и уважение человеческой личности, терпимость к другим, и как следствие всего этого выдержка и такт во взаимоотношениях и общественная дисциплина. Дух религиозности проникает в обычаи осетин и потому одно уже исполнение их облагораживает отношения людей и придает им стройность и красоту.
Вообще религия осетин дает законы нравственности и учит трудолюбию, мужеству, выдержке и самопожертвованию. Эта религия – та сила, которая поддерживала несокрушимость духа осетин в их титанической борьбе со стихийными бедствиями гор и их бесплодием, а также и засильем врагов, не дававших им возможности свободно вздохнуть.
Так велико и благотворно влияние осетинской религии, и не удивительно, что при таком могущественном влиянии родной религии, осетины не могли поддаться влиянию чуждых религий, несмотря на то, что иноземные завоеватели всей мощьюсвоего государственного аппарата поддерживали свою религию, понимая хорошо, что только привитием ее могут окончательно завоевать осетин.
Ни православие византийское и грузинское, насаждаемые в средние века, ни мусульманство, приносимое с Востока и Севера, ни православие русское, насаждаемое полицейскими мерами, не укоренились в Осетии, и осетины по сию пору продолжают исповедовать веру своих предков... От того-то осетины не восставали и не восстают против смехотворной работы пришельцев, насильственно насаждавших свою религию. Пусть они строят храмы и насылают священников, именем Божьим проповедующих самые нелепые несуразности, но это осетинам не мешает видеть во Вселенной нерукотворный храм Божий, а в своей мифологии наилучшего руководителя и вдохновителя.
Глубоко религиозное мировоззрение осетин, унаследованное ими от предков, не позволяло привиться к ним чуждым религиям. Это и спасло осетин от губительного влияния официальной церкви, стремящегося пленить и растлить душу покоренных. А на какие гнусные действия способны были служители русского православия и их друзья русификаторы, это видно из истории насаждения православия в Осетии.
По окончательном покорении осетин, царское правительство по плану святейшего Синода наслало в Осетию миссионеров, которые, не имея успеха в проповедовании православия, стали подарками приманивать детей и бедняков и явившихся к ним приписывали к православию. Дети, заинтересованные подарками, являлись массами, без ведома родителей, а бедняки, охотники легкой наживы, являлись по несколько раз, называя себя чужими именами. Помимо этого, миссионеры вносили в списки окрещенных и много таких людей, которые к ним вовсе не являлись. Все, таким образом, показанные окрещенными их дети стали считаться царским правительством православными, и оно настроило им церкви и поставило священников. Но осетины эти, не считая себя православными, не посещали церквей и не обращали внимания на священников.
Тогда правительство, через полицейские органы, стало насильственно принуждать их к посещению церквей и к исполнению православных обрядов, за уклонение от которых стали подвергать преследованиям, доходящим до лишения свободы и до разлучения мужа с женой (не обвенчанные), хотя у них были и дети, стали распадаться семейства и разоряться хозяйства, но осетины все по-прежнему продолжали бойкот православной церкви, не посещая ее, и не исполняя ее обрядов.
Когда правительство увидело, что его репрессии мало помогают делу распространения православия в Осетии, решило перейти к мерам воспитательного характера, и с этой целью стало покрывать Осетию сетью церковноприходских школ и открыло в Ардоне осетинское духовное училище...
Итак, сами факты говорят за то, что в жизни осетин их родная религия является могущественным фактором, охраняющим их от всех враждебных и растлевающих влияний. В ней, в этой религии все сокровенные верования осетина, составляющие основу его мировоззрения, которое невозможно убить никаким насилием. Она, эта религия осетин, глубоко религиозна, так как побуждает стремиться к добру и свету и бороться со злом и мраком».
(печатается в сокращении)
1922 год
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.