Маленькая дата большой истории
Осетинские отряды прошли в Кударское и Рукское ущелья. Не надо забывать, что в это время в горах самое лавиноопасное время. Но желание освободить родную землю пересилило чувство опасности. Один из осетинских отрядов был переброшен даже в Казбегский район, где было большое сосредоточение меньшевистских войск. После того, как грузинские части были выбиты из поселка Казбеги, осетинские партизаны обнаружили здесь целый обоз грузин-мохевцев, которые днем раньше прибыли из Южной Осетии. В обозе был скот и домашний скарб, который мохевцы награбили в Дзауском ущелье.
В Южной Осетии в те годы проводилась жесткая этническая чистка. Из осетинских сел выселялись осетины, а на их место заселялись грузины: имеретинцы, мохевцы, гурийцы. При этом, меньшевики не пользовались особой поддержкой местных грузин. Известны случаи, когда грузины, проживающие в Южной Осетии, укрывали осетин, сохраняли их добро. И, зачастую, препятствовали грабежам и убийствам. Так, меньшевики даже постановили выслать вообще из Грузии две семьи местных грузин Васо Петриашвили и Левана Докадзе за то, что те препятствовали погромам.
Возвращение в родные места не являлось прогулкой. Враг все еще огрызался. Вот несколько воспоминаний участников освобождения Южной Осетии от оккупации грузинскими меньшевиками.
Сергей Гаглоев: «2 марта 1921 года резервный батальон, численностью до 150 человек, переправился через Бахфандагский перевал в Рукское ущелье. Батальон быстро продвинулся к селу Дзау. К нему присоединились действовавшие в этом районе партизаны. 3 марта все силы были разделены на три части: одна из них, состоявшая исключительно из повстанцев, перешла через село Цру и пошла по Ортеускому ущелью, другая по левому берегу реки Большая Лиахва вниз по течению реки, а третья, состоявшаяся в основном из красноармейцев, по правому берегу Лиахвы в Кехвскую теснину. Все части первоначально двигались, не встречая сопротивления.
Прошедшие по Ортеускому ущелью повстанцы в Ванатской долине были встречены градом пуль меньшевиков, а двигавшиеся по левому берегу Лиахвы были обстреляны в районе села Сер. После непродолжительного боя, преодолев сопротивление противника, к 4 марта все части подступили с трех сторон к Цхинвалу. Рано утром 5 марта Цхинвал был освобожден».
Тото Гаглоев: «По приказу №5 с частью отряда я перешел на юг через Дзомагский перевал. Другая часть под командованием Архипа Джиоева перешла через перевал Зикара. При переходе через снежные вершины наши бойцы проявили необычайную выносливость. Не могу не отметить в этом отношении стойкость находящейся в нашем отряде девушки, члена Компартии, Ольги Плиевой, с оружием в руках шедшей с нами в походном порядке…
На рассвете 4 марта я со своими бойцами занял село Кехви, обезоружил меньшевиков и взял до 30 винтовок с патронами. Отряд Архипа Джиоева завязал бой с меньшевистским отрядом у села Кемерта, закончившийся к вечеру поражением противника. Ночью мы установили связь с Цхинвалом и Корнисским районом, а утром на рассвете вошли в Цхинвал. Почти одновременно со стороны города Гори в Цхинвал прибыло конное подразделение Красной Армии под командой комдива Бокова».
Владимир Газзаев: «Сбор отрядов для перехода в Южную Осетию был организован у села Нар. Наш политрук Ольга Плиева была включена в состав передового отряда. В один из дней, когда она и несколько наших товарищей отдыхали на снегу возле мельницы, к ним подошла группа старушек. Одна из них обратилась с упреками к Ольге, укорив ее в том, что «шляется по горам с мальчиками». Эта старушка не могла понять, что девушка, которую она упрекает, для всех нас была как родная сестра».
Грузию от меньшевиков освобождала 11-ая Красная Армия. Грузинские воинские подразделения после незначительного сопротивления в спешке стали покидать позиции и отступать. Тифлис сдался практически без боя. Только учащиеся офицерского училища – юнкера дали бой наступающим красноармейцам в пригороде грузинской столицы. Но они хотя бы проявили мужество, в отличие от регулярных грузинских воинских подразделений, которые прославились лишь уничтожением целых сел в Южной Осетии. Но одно дело воевать с женщинами и детьми, а другое – с равным противником.
5 марта 1921 года рано утром Цхинвал был освобожден. Был избран Временный революционный комитет Южной Осетии, в состав которого вошли Бидзина Кочиев, Ольга Плиева, Тото Гаглоев и Соломон Хаханов. Вскоре к Цхинвалу со стороны г. Гори подошли кавалерийские подразделения Красной Армии.
В связи с датой освобождения Южной Осетии вызывает сожаление тот факт, что никто из правительства меньшевиков, устроивших геноцид южных осетин и после благополучно перебравшихся во Францию так и не был привлечен к суду.
Подготовил Коцты Х.
Фото архива газеты «Республика»
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.