«Золотой орел» и «белоснежный барс» – к истории возникновения первого государственного герба Республики Южная Осетия
Символ суверенитета Южной Осетии представлял собой круг, в верхней части которого на голубом фоне изображена золотая чаша с восходящими из нее солнечным диском и лучами в виде осетинского орнамента, диск представлен в виде бело-красно-желтого национального флага; центральной фигурой герба является горный орел золотистого цвета с поднятыми кверху крыльями; на груди орла изображен круг в виде щита, разделенный на три равные части солярным знаком вечного движения, представленные также в бело-красно-желтом цветах, внутренняя часть круга-щита обрамлена узором осетинского орнамента; в правой конечности орла изображена бронзовая секира-топор, в левой – дубовая ветка с листьями и плодами, три колоса пшеницы и вьющаяся ветка хмеля с листьями и плодами; круг обрамлен каймой с узором из осетинского орнамента, на внутреннем кольце которого, на белом фоне помещена разграниченная двумя маленькими солярными знаками надпись на двух языках – осетинском (латинская графика) и русском: «Республика Южная Осетия».
При создании государственного герба было необходимо соблюдать все общепринятые требования геральдики, науки о гербах. Поэтому если отражать в гербе идеологию осетинского народа, то по мнению его создателей, был предпочтителен именно орел. Орел – центральная фигура герба-олицетворение свободы и независимости. Этот символ всех индоевропейских (арийских) народов широко представлен в осетинском нартском эпосе, фольклоре, национальном орнаменте. Фигурки орла встречаются в погребениях кобанского и тлийского могильников.
Все построение герба основано на трехфункциональности скифо-осетинского мировоззрения, традиционно выделяющемся этим на общеиндоевропейском идеологическом полотне. Здесь три цвета – это три функциональных символа, все изобразительные композиции подчинены принципу триединства.
Герб и флаг традиционно взаимосвязаны друг с другом. Флаг – это цветовой код, герб же графическая расшифровка цветов. Белый цвет – олицетворяет чистоту, мудрость. Традиционно у осетинского народа этот цвет означал сакральные (связанные с религией – прим. ред.) понятия. Так жрецы всегда носили белое одеяние. Красный цвет – символ мужества, воинской доблести. Желто-золотистый цвет – связан с образом плодородия, изобилия, благоденствия, объединенное у осетинского народа понятием – «фарн».
Непосредственно в основе конструирования герба лежала скифская легенда, записанная древнегреческим историком Геродотом. По этой легенде скифам были дарованы три предмета, упавшие с неба; золотая чаша, секира, плуг с ярмом. Здесь мы опять видим присутствие трехфункционального мышления. Чаша – сакральный символ, секира – принадлежность воина, плуг с ярмом – главные орудия труда земледельца. Эти же предметы – символы отображены стилизованно на гербе.
Чаша как ритуальный предмет и символ широко бытует в Нартском эпосе под названием святой чаши «Уацамонга», олицетворяя силу духа, чистоту помыслов. В гербе она находится в его верхней части, замыкая художественную конструкцию. Боевое оружие, которое держит в когтях орел, отличается от собственно скифской секиры. Это боевой топор, являющийся точной копией кобанского топора, одного из многих найденных в тлийском могильнике на территории Южной Осетии.
Особенности геральдики требуют предельно возможный уровень стилизации изображения. Плуг с ярмом – это слишком громоздкая изобразительная конструкция для герба. Поэтому был избран другой вариант отображения этих предметов, вернее их функций. Прежде всего это три ячменных колоса, с которыми связано представление о хлебе насущном. Но функция «фарна» отнюдь не исчерпывается только понятием изобилия. Поэтому было введено изображениеветок дуба дерева, олицетворяющего в арийской идеологии мировое древо жизни. И, наконец, хмель, растение издревлеиспользуемое при религиозных культах. Таким образом, колосья ячменя, ветки дуба и хмель – более полное, по мнению авторов, художественное отображение функций «фарна», чем плуг и ярмо.
На груди орла изображен щит, один из видов скифского оборонительного оружия. Поле щита разделено на три равные части солярным (символом солнца) знаком. Все вместе – это олицетворение вечного движения, бесконечного во времени и пространстве.
Разработчики герба с орлом, конечно же, прекрасно знали о существовании старинного изображения барса. Но они посчитали, что это было просто изображением на боевом штандарте знатного осетинского рода Царазонов.
Вместе с тем, барс был связан отнюдь не только с династией осетинского царского рода Царазонов. У иранских народов, к которым, в частности, причислены и осетины, барс издавна воплощал образ, идеи мужественности, силы, благородства. Например, герой иранского, а вернее скифского происхождения Рустам из персидского эпоса «Шах Наме» облачался в одежду из барсовой шкуры и наделялся эпитетом «палан-пуш». Что означает «облаченный в барсовую шкуру». Не случайно и Шота Руставели, изображая осетинского героя, наделил его в качестве неотъемлемого атрибута одеянием из шкуры барса.
Изображение барса было одним из излюбленных образов скифского звериного стиля и, видимо, не случайно головной убор «кулаха» восточноскифского (сакского) царя, погребенного в кургане Иссык (Казахстан) был украшен золотыми бляшками с изображением барса на горных вершинах. Не удивительно, что и у осетин много веков спустя этот же образ занимал почетное место. На гербе Осетии, приведенном у грузинского царевича-географа Вахушта Вагратиони (начало 18 века) фигурирует тот же геральдический символ, что и на головном уборе скифского царя: барс на горных вершинах.
Поэтому со временем, в мае 1999 года белоснежный барс сменил на государственном гербе золотого орла, став не только национальным символом, но и символом общности двух частей Осетии.
Подготовил Коцты Х.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.