Найдена, считавшаяся утерянной, партитура к первому осетинскому мюзиклу
На четыре десятилетия, которые Борис Галаев жил и творил в Цхинвале, приходятся лучшие годы расцвета музыкального искусства в Осетии. В этом временном промежутке и основание музыкальной школы, и организация хора, и духового оркестра, и оркестра музыкальных инструментов, ну и, наконец, основание Государственного ансамбля «Симд» – жемчужины национального искусства. Директор дома-музея Бориса Галаева Лиана Гаглойтэ отмечает, что до сих пор до конца не систематизировано объемное и разностороннее наследие величайшего композитора ХХ века. «Он приехал в Сталинир в конце 1931-го года после окончания Центрального музыкального техникума в Ленинграде по личному приглашению Александра Тибилова, тогдашнего заведующего отделом образования Юго-Осетинской автономной области, – рассказывает Лиана Павловна. – До этого были и другие поездки на юг, но сейчас он приехал, что называется, насовсем.
Поначалу Борис Галаев консультировал органы власти Юго-Осетии по некоторым вопросам культуры дистанционно. По его рекомендациям закладывались основы отдельных учреждений культуры, однако их деятельность невозможно было считать налаженной, как это, к примеру, произошло в случае с Музыкальной школой. Из дневника самого Бориса Александровича следует, что именно он во время своего первого приезда в Юго-Осетию в 1929-ом году рекомендовал Облоно открыть музыкальную школу. Тогда же им был подготовлен данный проект и привезен учебный план из Тбилиси. Директором школы, по рекомендации Галаева, был приглашен Сергей Ванеев...». Судя по документам из личного архива Бориса Галаева, тогда же он поехал с Ванеевым в Тбилиси и пригласил опытного скрипача Гонсиорского для работы в музыкальной школе Сталинира. Спустя два года постоянных консультаций и периодических приездов, Борису Александровичу, как, впрочем, и руководству области, в частности, Александру Тибилову, стало понятно, что дистанционное управление музыкальной сферой не дает ожидаемых результатов. Композитору предложили обосноваться в Сталинире. Здесь его ждали и сразу же поставили перед композитором конкретную задачу – начать подготовку национальных музыкальных кадров. И именно на юге Осетии полностью раскрывается талант Бориса Галаева, его организаторские способности и огромное трудолюбие.
Возвращаясь к вышеуказанной первой осетинской музыкальной драме. В эти дни, в очередной раз перебирая архив композитора, Лиана Гаглойтэ обнаружила среди прочих нотных тетрадей и рукописей весьма интересные находки. Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР (1736-1959), где на 197 странице отмечена музыкальная драма Бориса Галаева в пяти действиях. Либретто (осет.) Мухтара Шавлохова по мотивам осетинского народного эпоса о нартах. Здесь же и небольшие программки, свидетельствующие о том, что эта музыкальная драма была поставлена на сцене Юго-Осетинского Госдрамтеатра в военном 1942 году. Исполнители главных ролей – артисты театра Дмитрий Мамиев, Александра Гугкаева, Дзабидыр Дзахов, Нина Чабиева, Гаврил Таугазов и другие. В одной коробке со словарем и афишами почти восьмидесятилетней давности, директор музея обнаружила и партитуру к драме «Нарт Батрадз».
«Известно, что отдельное место в разносторонней деятельности Бориса Галати занимала работа в Госдрамтеатре, – говорит Лиана Гаглойтэ. – В 1933 году при Юго-Осетинском Государственном драматическом театре организуется академический хор, руководителем его становится Борис Галати, кроме того, с 1938 года по 1951 он был директором театра. Удивительное время, удивительно талантливые люди, которые организовали колоссальную работу под руководством гениального композитора. Именно на этот период приходится воплощение на сцене лучших образцов произведений осетинской, русской и грузинской драматургии. Вместе с художником Махарбеком Тугановым, с которым Галаева связывала большая дружба, с хореографом Зауром Бираговым они создавали уникальные театральные постановки, к которым сам Маэстро писал музыку. В 1940 году Борис Галаев пишет большую симфоническую поэму на тему гражданской войны «Бургустаны хæст», в 1942 году – музыку к драме «Нарт Батрадз», через два года «Усгур» («Жених») по пьесам Мухтара Шавлохова, после которых входит в историю осетинской музыки, как автор первой осетинской музыкальной драмы, глубокими корнями связанной с богатыми и полнокровными картинами народного эпоса и первой музыкальной комедии на родном языке.
Судя по публикациям в местной периодической печати того периода, указанные постановки, вместе со спектаклем «Чермен», становятся самыми популярными в те годы. Всего Борисом Галаевым была написана музыка более чем к 30 спектаклям. Поэтому неслучайно, что именно Борис Александрович, с его опытом написания драматической музыки, стал автором музыки и к знаковому кинофильму «Фатима» (режиссер В.Валишвили, 1958).
Директор дома-музея Бориса Галаева считает, что последние находки не единственные в своем роде и очень многое из наследия Маэстро должно найти применение в возрожденном театре. По сути, это уникальная национальная музыка, которая за продолжительный период безвременья предана забвению. «Наследие Галати – это огромный пласт, на котором наш театр может выстроить не одну потрясающую постановку, – разделяет это мнение и Залина Сапиева, заслуженная артистка РЮО, художественный руководитель мужского хора Госансамбля «Симд». – Я знакома лишь с небольшой частью наследия величайшего композитора, но даже и этого объема его работы, в которую просто необходимо вдыхать новую жизнь, достаточно, чтобы наше искусство заблестело новыми красками. Есть партитуры, которые сохранились и являются, по сути, национальным достоянием. Давно пришло время обратиться к творчеству нашего выдающегося композитора. Тем более, что в новом здании театра для этого есть все возможности».
При этом Залина Сапиева считает не совсем обязательным для реализации постановки национального мюзикла наличие музыкального театра. «Если оглядываться назад, то в 1942 году, когда театр располагал гораздо более скромными возможностями, чем сегодня, здесь ставились масштабные музыкальные постановки, – говорит Сапиева. – И «Нарт Батрадз» одна из них. И если ознакомиться с составом, задействованным в постановке, то почти все участники осетинского мюзикла – артисты Госдрамтеатра. Безусловно, к участию в музыкальной драме располагали, в первую очередь, их достаточно высокие вокальные данные. В то время для подбора актеров были свои критерии и обязательное умение петь было одним из них. Поэтому сегодня, на мой взгляд, будет несколько проблематичным набрать действующих лиц мюзикла лишь в масштабах действующей труппы. Однако это возможно будет сделать с привлечением артистов Госансамбля «Симд», музыкального училища. У нас в Республике есть и великолепные теноры, и баритоны, и сопрано есть, и меццо-сопрано... Просто нужен хороший режиссер, который сможет собрать талантливых вокалистов под одной крышей и возьмется за реализацию подобного проекта».
В руководстве Юго-Осетинского Госдрамтеатра заверяют, что обращение и к наследию Галаева, и к другим осетинским композиторам дело реальной перспективы. Сейчас театр работает над вопросом воссоздания собственного оркестра, в котором преобладающее место займут именно народные инструменты. Ну а учитывая саму приоритетность национальных постановок, которые отныне будут занимать в репертуарном плане нашего Храма Мельпомены главенствующее место, зарождается уверенность, что с возрожденной сцены национального театра вскоре вновь зазвучит живая национальная музыка. И наследие гениального Галаева будет первым объектом интереса наших театральных и музыкальных деятелей. Это особенно важно в год 130-летнего юбилея непревзойденного Маэстро. Поэтому есть надежда, что пусть и поздней осенью, но именно в юбилейный для композитора год, на сцене Юго-Осетинского Государственного драматического театра можно будет возродить первую национальную сценическую музыкальную драму – осетинский мюзикл, написанный более семидесяти лет назад самим Галаевым. Это было бы, по меньшей мере, символично.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.