Восточная Алания. Никто не забыт, ничто не забыто
Проблему игнорировать не получится
Беседуя на эту тему с журналистом газеты, историком и политологом Дэвидом Ноаком, глава юго-осетинского МИД отметил, что проблема исторической Восточной Осетии (Тырсыгом, Кобийская котловина, Гудское ущелье), которая по сегодняшний день находится под грузинским контролем, давняя и с каждым годом усложняется. «Это больной вопрос для всей Осетии. Восточная часть Осетии была, без волеизъявления осетинского народа, незаконно отторгнута большевиками в ходе создания Юго-Осетинской автономии», – отметил министр. Кроме того, Д. Медоев привел небольшую справку, рассказав, что протяженность ущелья Тырсыгом составляет 30 км. В нем до недавнего времени было 13 осетинских сел, в которых отчасти или полностью сохранилось 25 башен и замков, 15 святилищ. Наряду с Тырсыгом осетины жили и в соседнем Гудском ущелье, в котором было 11 сел, а также в Кобинской котловине, насчитывающей 9 сел. Некогда многолюдные селения ныне лежат в развалинах, осетинское население полностью выдавлено из этих мест. Это наглядный пример того, о чем мечтали грузинские власти в отношении Южной Осетии, которую хотели превратить в «чистое поле». Глава МИД также отметил, что Восточная Осетия, оказавшись вне границ автономии, а затем и государственности Южной Осетии, стала легкой добычей для грузинской экспансии. Сегодня для выходцев из этих осетинских сел, их родина стала недоступным зарубежьем. «Есть четкая позиция высшего руководства Республики, лично Президента Республики, всего осетинского народа, и она состоит в том, что, рано или поздно, эти земли будут возвращены в Осетию и на них будут жить осетины!», – был категоричен глава юго-осетинского МИД.
Дипломаты Южной Осетии, рассказал Д.Медоев, не раз поднимали проблемы выходцев из Казбегского района на различных международных встречах, в том числе и на Женевских дискуссиях, и будут дальше отстаивать право осетин на исторические земли предков и поднимать данный вопрос на всех уровнях и во всех форматах.
В своем интервью руководитель министерства иностранных дел Южной Осетии коснулся многих тем – о достижениях и проблемах Республики, процессе ее международного признания, сотрудничестве с Российской Федерацией – но именно постулаты о Восточной Осетии вызвали нервную реакцию в соседней Грузии.
Первым высказался представитель МИД Грузии Владимир Константиниди, говоря об интервью, он делал умилительные заявления. Оказывается, что газета «Новая Германия» «не пользуется каким-либо особым авторитетом или рейтингом в Германии, а сам Дэвид Ноак является пророссийским журналистом и периодически публикует такие статьи». Он же призвал не обращать серьезного внимания на это интервью и воздерживаться от его осуждения. «Публикация по своему содержанию менее всего заслуживает широкого тиражирования и чрезмерного внимания, в том числе и в нашем медиапространстве», – сказал представитель МИД Грузии.
Но его слова отнюдь не отражали степени того беспокойства, которое в соседней стране вызвало очередное реанимированное осетинами темы утраченных национальных территорий. Несмотря на призывы В. Константиниди игнорировать слова юго-осетинского министра, в обсуждение включились все заинтересованные стороны. Правда, по причине отсутствия понимания ситуации, комментарии были какие-то отвлеченные.
Так, государственный министр по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили сперва заявила, что интервью Д.Медоева «невозможно серьезно комментировать», и тут же ударилась в пространные рассуждения по поводу положений, высказанных главой юго-осетинского МИД. Правда, ее выступление больше напоминало набор словесных клише, чем аргументы. «Исходя из существующего на сегодня положения, можно сделать однозначные выводы, что все это направлено против людей, тогда как наша мирная политика, наши шаги служат нуждам этих людей. В этом у нас есть полная международная поддержка, и я убеждена, что, несмотря на такие провокации, эти шаги со временем будут укреплены твердой поддержкой», – выдала набор абстрактных фраз грузинский министр. Чистый оксюморон!
Еще один пример словесного абстракционизма представил вице-спикер парламента Грузии и член фракции «Европейская Грузия» Серги Капанадзе. «Этот вопрос является частью повестки дня Москвы, и его уже годами озвучивает Цхинвальский марионеточный режим», – заявил парламентарий, комментируя заявление министра иностранных дел Южной Осетии Дмитрия Медоева. При этом грузинский политик сделал интересное уточнение, которое подтверждает, что в вопросе территорий не все однозначно даже на грузинской стороне. «Этим разговорам о землях способствовали представители власти Грузии, когда начали говорить о каких-то картах, которые якобы есть у режима Цхинвали. Эти карты не имеют никакой легитимации. На них якобы изображены границы т.н. Южной Осетии», – пытался нивелировать существование проблем территориального размежевания Осетии и Грузии вице-спикер грузинского парламента.
Не остались безучастны и западные друзья Грузии. Посол ЕС в этой стране Карл Харцелл откликнулся на заявление министра иностранных дел Южной Осетии, в котором Дмитрий Медоев назвал ущелье Тырсыгом Восточной Осетией. «Позиция ЕС относительно оккупированных регионов Грузии однозначная и четкая. Мы поддерживаем суверенитет и территориальную целостность Грузии, и продолжаем стоять на этой позиции», – озвучил очередную мантру западный представитель.
Что интересно, в пику заявлению Д.Медоева власти Грузии неожиданно объявили об ускоренном развитии туристической инфраструктуры в регионе. «Село Коби и ущелье Трусо (Тырсыгом) станут новыми центрами притяжения для туристов», – заявила министр регионального развития и инфраструктуры Майя Цкитишвили на экономической конференции «Грузия и мир в 2019 году», которая в эти дни проходила в Тбилиси. Здесь будут построены гостиницы, парковки, зоны отдыха, канатные дороги... Получается, для активизации туристической сферы Грузии достаточно уже одного заявления юго-осетинского министра J.
Актуализация темы
Отрадно, что тема утерянных во времени осетинских территорий не только озвучена на высоком уровне, но и стала предметом острых дискуссий на пространстве вокруг Осетии. Справедливости ради необходимо отметить, что вопрос Восточной Осетии (Восточной Алании), куда входят ущелья Тырсыгом и Гудское вместе с Кобской котловиной наша газета поднимает издавна и с завидной настойчивостью. Ну а после войны августа 2008-го, она и вовсе для «Республики» становится приоритетной. Одна из первых развернутых публикаций о национальных территориях, непостижимым образом оказавшихся в составе Грузии, вышла в свет в июле 2011 года. С тех пор тема периодически актуализировалась. И мы рады, что наши публикации не остались без внимания.
Собственно говоря, на них обратили внимание уже в самом начале нашей перманентной информационной акции. Но с негативным оттенком. Даже юго-осетинские власти были порой недовольны нашей настойчивостью, полагая, что такие публикации могут создать дополнительную напряженность в отношениях с Грузией. Это уже потом проблема Восточной Осетии стала трендом.
В том же 2011 году во время предвыборной кампании по выборам Президента Южной Осетии проходили диспуты в прямом телевизионном эфире. Тогда, кстати, наша газета предложила кандидатам в президенты и их доверенным лицам обсудить вопрос возвращения исконных осетинских земель ущелий Тырсыгом, Гудыком и Кобской котловины. Но, к сожалению, тогда эта идея не нашла поддержку. Более того, представитель штаба одного из кандидатов в президенты вообще высмеял данную проблему...
Вопрос будущего ущелий Тырсыгом, Гудыком и Кобской котловины с каждым годом становится актуальнее, и уже выходит на международный уровень. Теперь грузинские власти не только не признают право на эти территории за осетинами, но даже закрыли въезд туда осетинскому населению. Более того, чтобы как-то оправдать это попрание права человека на место проживания, власти в Тбилиси придумали конспирологическую версию. Было заявлено, что группа проживавших ранее в ущелье осетин, получила задание пересечь де-факто границу с Грузией со стороны поселка Ленингор (РЮО) и направиться к бывшему месту жительства в Тырсыгом. По мнению авторов этой версии, их задача – вызвать на помощь представителей российских силовых структур, если их возвращению будут чинить препятствия. Таким образом, проблема территорий вышла за рамки простой дискуссии.
Безусловно, данный регион очень важен для Осетии. Во-первых, ущелье Тырсыгом имеет, прежде всего, стратегическое значение, граничит с Южной и Северной Осетией. Это ущелье один из очагов формирования осетинского народа. Здесь расположена одна из важных святынь Осетии, одна из легендарных слез Бога – святилище «Таранджелос». Напомним, что святилища Реком, Мыкалгабыр и Таранджелос являются триипостасью традиционной религии осетин. Только в Тырсыгоме в 13 селениях проживали представители 70 фамилий. Отсюда родом Герой Советского Союза С.Коблов, Герои Социалистического труда А.Абаев, Б.Четоев и В.Кокаев, академик Т.Берозов и др. Гудское ущелье (Хъуды ком) расположено в верховьях р.Арагви и всегда считалось частью Осетии. Отсюда родом классик осетинской литературы С.Гадиев. Здесь же формировалась одна из ветвей грузинских феодалов, которую основали представители осетинского царского рода Сидамоновы –арагвские эриставы. Не меньшей известностью у осетин пользовалась и Кобская котловина, откуда родом осетинский ученый языковед Васо Абаев...
Все эти территории, хотя и были разделены горными отрогами, составляли одно сообщество, объединенное общностью языка, культуры и обычаев. Однако сегодня грузинские власти вообще отказывают осетинам в праве проживания, например, в ущелье Тырсыгом. Они договорились до того, что осетины, оказывается, вообще не жили в ущелье, а, якобы, только пригоняли сюда пасти скот на лето. Получается, в таком случае пастухи строили здесь башни и святилища на летний сезон?.. Словом, очередная грузинская нелепость.Между тем на территории Восточной Алании немало археологических памятников. В частности, на правом берегу р. Суацис, протекающей по ущелью, обнаруженонадгробие с аланской надписью 1326 года. Да и вообще, здесьвся топонимика имеетосетинское происхождение: реки, горы, ущелья...И нет ни одного грузинского памятника археологии старше прошлого столетия.
Данная важная часть этнической территории Осетии в свое время стала подарком советской власти большевистской Грузии. Ведь до 1922 года ущелья Тырсыгом, Кудыком, и Кобийская котловина считались территорией именно Южной Осетии. Например, в документе об административном делении Южной Осетии в число 20 районных и сельских объединений юга Осетии входил и Кобский район. Однако уже в 1922 году в границы вновь образованной Юго-Осетинской Автономной области не вошли ни Тырсыгом, ни Коб. Вне территории Осетии остались и места расселения осетин в соседнем им Душетском районе Грузии, которые рукой советских картографов в Тбилиси оказались в пределах грузинского района.
В те годы все попытки представителей севера и юга Осетии вернуть исторические земли в состав пусть и союзной Осетии не приводили к успеху. Ну, а после того, как в 1936-1938 гг. большевики расправились с представителями национальных движений, интеллигенцией, поднимать этот вопрос многие десятилетия уже никто не решался.
…Проблема Восточной Осетии-Алании – это общенациональная проблема. И каждый из нас должен внести посильный вклад в возвращение частицы нашей Родины. В этом направлении работает и наша газета. И мы не ограничиваемся только планомерными публикациями, не давая забыть о восточной части Алании и держа данную проблему для общества на карандаше. Так, в преддверии проведения 10-го Всеосетинского съезда, который проходил в Цхинвале, именно руководство нашей газеты, входящее в оргкомитет, стало инициатором выделения темы территорий Восточной Алании отдельным вопросом, а также участия в форуме отдельной делегацией выходцев именно из ущелья Тырсыгом. Таким образом, десятилетия спустя, впервые Восточная Алания была представлена на общенациональном съезде своими делегатами.
И последнее. Почему Грузия так реагирует на тему Тырсыгома. Дело не столько в территориях – в Тбилиси прекрасно знают, что они никогда не были грузинскими. Просто единственная наземная артерия, связывающая Грузию с Россией, стратегическая т.н. Военно-Грузинская дорога, проходит именно через территорию Восточной Алании, а что значит для Грузии потеря этого транспортного коридора, думается, объяснять не надо…
С.Остаев
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.