Овсы (оси) грузинских источников
В каком же отношении, по данным грузинских хроник, находятся осетины-осы к другим народностям Северного Кавказа?
Уже в период первого появления осетин «Картлис Цховреба» упоминает восточных соседей осетин - предков чеченцев и ингушей (дурдзукни) и дагестанские племена (лекни) в лице их эпонимов (Дурдзук, Лекан). В грузинских летописях предки чеченцев и ингушей известны как под именем дурдзуков, так и глигвов (от «галгай» - самоназвание ингушей) и кистов, под именем леков определенно имелись в виду дагестанцы вообще, хотя нередко отмечаются и дидойцы, а также аварцы.
Весьма интересным представляется нам этимология племенного названия дурдзук, предложенная А. Н. Генко. Он пишет, что несколько раз повторяющееся в своде грузинских летописей сочетание дурдзуков с осетинами и, в частности, любопытный рассказ Леонтия Мровели о том, как создалась современная ему этническая карта, наводит на предложение возможной этимологизации дурдзук в смысле современного осетинского дурдзыхъ «каменная яма» (т. е. ущелье, соответствующая дигорская форма дордзыхъ).
Для подтверждения такого толкования этого имени А. Н. Генко довольно убедительно, как нам кажется, приводит рассказ Леонтия Мровели о том, что когда «хазары» (скифы) совершили свой победоносный поход в Закавказье, то их царь отдал своему сыну землю, долю Кавкаса, к западу от реки Ломеки (Терека) до западной оконечности гор. Леонтий Мровели сообщает далее:
«...и поселился (там) Уобос и потомки его суть осетины и стала Осетией доля Кавказа. А. Дурдзук... пошел и расположился в расселине скалы назвал ее по имени своему Дурдзукией».
Особенно часто осетины начинают фигурировать в грузинских источниках, относящихся к III - II вв. до н. э., в эпоху первых фарнавазианов.
По сообщению «Картлис Цховреба», будущий царь Картли Фарнаваз, поднявший восстание против ставленника Понтийского царства Азо и освободивший страну от господства иноземных завоевателей, в своей борьбе за престол опирался в числе других северокавказских племен и на войско овсов. Задумав свергнуть власть Азо, Фарнаваз послал в Эгриси (Зап. Грузию) к некоему Куджи своего раба с предложением совместно выступить против Азо. Куджи, признав верховенство Фарнаваза, ответил согласием. Вслед за этим Фарнаваз и Куджи привлекли на помощь осетин и леков, которые «с большой радостью согласились оказать им помощь», так как сами стремились освободиться от дани, наложенной на них Азо. Из Эгриси союзное войско двинулось против Азо. От последнего отошли «все картвелы» и даже часть его собственного войска. Азо был вынужден бежать из Мцхета, которая была занята Фаргнавазом и его союзниками.
Хотите сэкономить и приобрести двигатель ЯМЗ Б.У.? Мы готовы вам помочь, двигатель ЯМЗ после кап. ремонта можно приорести на сайте www.agro-snab.ru
Однако борьба на этом еще не была закончена. В следующем году Азо, получив вспомогательные войска из Понта и заручившись поддержкой Селевкидов, выступил против Фарнаваза. Последний собирает войско картлийцев и обращается за помощью «к Куджи и овсам», которые вновь поддержали Фарнаваза. В награду за оказанную ему помощь Фарнаваз выдал одну из своих сестер «царю овсов», а вторую - за Куджи. Кроме того, Фарнаваз пожаловал Куджи страну между pp. Эгрис и Рион, «от моря до горы, где находятся Егриси и Сванетия, и назначил его там эриставом (правителем)».
Грузинские источники ничего не говорят об этнической принадлежности эгрисского владетеля Куджи, однако ряд косвенных данных позволяет ответить на этот вопрос. В ольвийских надписях скифо-сарматского времени встречается собственное имя Кудзайос, которое В. И. Абаев и Л. Згуста возводят к осетинскому кудз «собака», опираясь на осетинские собственные имена Кудзаг (мужское), Кудзын (женское). К этой же категории имен относится и Саукудз. Подобные уничижительные имена давались с магическими целями, чтобы сделать ребенка непривлекательным для злых духов.
Довольно часто встречается это имя у осетин и в форме Кужи, грузинским эквивалентом которого является, как нам кажется, Куджи. Так, в списке крещенных осетин XVIII в. упоминается названный Христофором Куджи. Учитывая вышесказанное, нетрудно догадаться, что к этой группе имен относится и имя эгрисского владетеля, что ясно указывает на его сарматское происхождение. Об этом, очевидно, свидетельствует и факт совместных действий Куджи и овсов на стороне Фарнаваза. Очевидно, Куджи был сарматским военачальником, находившимся в вассальной зависимости от царя Картли. В этой связи наличие имени Куджи в царском списке хроники «Мокцевай Картлисай» приобретает важное значение.
В период правления второго царя Грузии из династии Фарнавазидов Саурмага (кон. III в. - нач. II в. до н. э.) произошло вооруженное выступление эриставов против царской власти. Саурмаг вынужден был бежать в горы. Первой остановкой его была Дурдзукия, где находились его дядья по материнской линии. После этого Саурмаг обратился за помощью к омскому царю, который был «сыном сестры отца» (Саурмага) Царь овсов «с радостью пришел ему на помощь», и Саурмаг, присоединив также дурдзуков, вторгся в Картли и восстановил свою власть.
Древнегрузинские источники знают предков адыгов под именем джиков, помещая их к западу от осетин-овсов.
В рассказе о проповеди христианства в Грузии Андреем Первозванным в царствование Адерки (Митридата) в начале I в. н. э. сообщается, что:
Андрей Первозванный «вошел в страну Овсетию и достиг города, который назывался Постафором (у М. Броссэ Постафор или Босфор - Ю. Г.), где он совершил много чудес и обратил в (христианскую) веру и крестил много на родов, после чего оставил этот город и перебрался в Абхазию. Остановившись в городе Севаста, который называется Цхуми (современ. Сухуми - Ю. Г.), он проповедовал имя божье, которое многие восприняли».
Оставив там Симона Канонита вместе с другими учениками, Андрей «поднялся в Джикетию. Джики, народ этой страны, были свирепы, предавались порокам, были без веры и без религии. Они не только не стали слушать его проповедь, но даже решили убить его». Покинув эту страну, Андрей Первозванный «двинулся в Скифию».
Независимо от достоверности этого рассказа, для нас в данном случае важно то, что источник четко различает Осетию и Джикетию.
Следующее по времени упоминание овсов (осов) в грузинских источниках относится ко времени царствования в Грузии Азорка и Армазела (70-е годы I в. н. э.), когда, по данным греко-латинской историографии и армянских источников, произошло известное вторжение алан в Армению.
Цари Грузии Азорк и Армазел, решив вернуть отторгнутые армянами в царствование Фарсмана и Каоса (30-60-е гг. I в. н. э.) земли, «обратились (за помощью) к овсам и лекам. Цари овсов, два брата богатыря Базук и Абазук, выступили с войсками Овсетии; вместе с собой они привели пачаников и джиков. Пришел и царь леков и привел он с собой дурдзуков и дидойцев.
Если сравнить этот отрывок с вышецитированным сообщением Моисея Хоренского о том, что «около этого времени аланы, соединившись с горцами и привлекши на свою сторону половину Иберии, огромными массами рассыпались по нашей стране», то становится ясно, что древнегрузинские источники, так же как и Моисей Хоренский, четко отделяют овсов-алан в этническом отношении от других народностей Кавказа. При этом, «Картлис Цховреба» конкретно называет как восточных соседей овсов - дурдзуков, дидойцев, леков, так и западных - джиков и «пачаников».
В качестве соседей овсов джики упоминаются также в описании событий, связанных с эпохой Вахтанга Горгасала (450 - 510). Автор XI в Джуаншер сообщает, что когда царю было еще десять лет, произошло очередное вторжение овсов в Грузию и пленение ими сестры царя Мирандухты. Возмужав, Вахтанг Горгасал решил отомстить за это и, вторгшись в Осетию, нанес овсам поражение в Дарьяльском ущелье. Покорив овсов и «кипчаков», Вахтанг Горгасал «построил ворота Осетии, которые мы называем Дарианом» (имеется в виду Дарьяльский проход - Ю. Г.).
Вслед за этим сообщается, что Вахтанг Горгасал перешел затем в «Пачаникетию, так как тогда Пачаникети граничила с Овсетией, отделяясь от нее рекой, Джикети также находилась поблизости. Много лет после этого пачаники и джики были изгнаны турками; пачаники ушли на запад, а джики обосновались у конца (?) Абхазии». Мы видим, что и здесь Джики четко отделены от овсов. Такую же картину мы видим и в дальнейшем.
Джуаншер сообщает далее, что куропалат Гуарам (VI в.) получив от императора Юстиниана большую сумму денег для привлечения наемных войск с Северного Кавказа, «перевел овсов, дурдзуков и дидойцев. Вместе с грузинскими эриставами вступив в Азербайджан, они начали его грабить». А в рассказе о ликвидации царского института в Картли грузинские источники сообщают, что «когда кончилось царствование, в Картли усилились персы и покорили (они) Эрети и Армению. Но Картли сильнее покорили и проникли они к кавказцам, и соорудили они себе врата Овсетии, одни большие врата в собственно Овсетии, двое врат - в Двалетии, и одни - в Парчуане Дордзокетском и тех горцев поставили в качестве охраны».
Более поздние источники дают приблизительно ту же самую картину, с той лишь разницей, что расширяется круг этнических наименований, связанных с адыгами и вейнахами. Появляются названия кашагов, кабардинцев и черкесов, с одной стороны, глигвов и кистов, с другой. Грузинские источники, относящиеся к XI веку, сообщают, что воспользовавшись благоприятной обстановкой, правитель Кахетии Квирике III (1010-1029) провозгласил себя царем и «назначил своих правителей в Тианетии, Тушетии, Дидоэти, Дзурдзукетии, Глигве, Хундзахе и пр. Но против него восстал царь овсов Урдуре, который через Дзурдзукетию и страну глигвов перевалил в Тианетию и опустошил Кахетию. Квирике, собрав свои войска, напал на врага, разбил его и убил царя овсов Урдуре...».
Анонимный автор «Истории и восхваления венценосцев» сообщает, что когда отстраненный от власти царицей Тамарой Юрий Боголюбский попытался вновь вернуться в Грузию, то на его сторону перешел, в первую очередь, владетель Кларджети и Шавшети Гузан и министр царского двора (Мсахурт-ухуцеси) Вардан. Последний «отправился в Гегути. Он собрал всю Сванетию, Абхазию, Саегро, Гурию, Самокалако, Рача, Такуери до Аргвети. Присоединив санигов и кашагов, он заставил владетелей и военачальников этих стран присягнуть русскому князю...». А в «Жизни царя-царей Тамары» Басила Эзосмодзгвари (нач. XIII в.) в одном ряду перечисляются дом Ширваншахов и дарубандцы, хундзы, овсы, кашаги, карну-калакцы и трапизондцы...».
Грузинская летопись анонимного автора XIV в. (Жамтаамгцерели) сообщает, что во время вторжения в Грузию Джелал-ад-Дина царица Русудан собрала все свои войска «имеров и амеров, эров и кахов, сомхитаров, джавахетцев, месхов, таойцов, абхазов, джиков и все царства Имерии», т. е. находившиеся западнее Лихского хребта. Открыв ворота Дарьяльские, она вывела также «осов, дурдзуков и вместе с ними всех горцев».
С этим сообщением «Жамтаагмцерели» интересно сопоставить известие Рашид-ад-Дина о вторжении Джелал-ад-Дина в Грузию, относящееся приблизительно к этому же времени. Рашид-ад-Дин сообщает, что в первых месяцах 615 г. хиджры (1218-1219 гг.) Джелал-ад-Дин прибыл из Исфагана в Тебриз и направился в Грузию. «Так как румские султаны и мелики Сирии, Армении и тех пределов страшились завоевания и захвата им власти, то все они поднялись, чтобы отразить его, и собрались в одном месте с войском грузии, армян, аланов, сериров, лезгин, кипчаков..., абхазов и...». Из сопоставления этих независимых друг от друга источников узкоэтнический характер имени осов, как и идентичность их с именем алан, вырисовываются совершенно четко.
Для отношения термина «овсы-осы» грузинских источников к адыгским и вейнахским племенам важное значение имеют сведения известного грузинского историка и географа Вахушти Багратиони (XVIII в.). Вахушти Багратиони, труды которого являются вершиной грузинской средневековой историографии, суммировал ее данные в наиболее обобщенном и последовательном виде. Поэтому его сведения фактически являются концентрированным выражением традиций и взглядов древней и средневековой грузинской исторической литературы.
Касаясь древнейшего периода этнических перемещений на Кавказе, связанных с появлением на Северном Кавказе овсов, Вахушти говорит, что:
сын Тинена Дурдзукос (эпоним бацбийско-кистинских племен) «благороднейший из потомков Кавкасоса, убежал в Кавказские горы, построил город и назвал его своим именем. На этом основании восточная от Арагви часть до границ Лекети стала Дзурдзукети, а к западу от Арагви, т. е. р. Ломеки, а ныне Терека... стала называться Двалетией, именем хазарским, данным ей тем же Урбаносом...».
После воцарения первого царя Грузии Фарнаваза ему достались Дзурдзукети и Двалети, «а прочие ущелья остались опять во владении их же (т. е. овских - Ю. Г.) царей и ущелья те стали называться Осетией по имени населенных и покоривших их (овсов). Затем Дурдзукетия вновь разделилась на Дзурдзук, Кист и Глигв и наименована так или сыновьями Дзурдзука или вступившими сюда овсами же».
Следовательно, хотя Вахушти и включает географический обзор Кистетии, Дурдзуки и Глигви в главу «Описание современной Осетии или (жителей) внутреннего Кавказа» и даже говорит о проникновении туда овсов, тем не менее, он не только не распространяет на них имя овсов, но даже не называет эти районы Осетией, хотя Осетия Вахушти обнимала гораздо большую территорию, чем собственно Осетия в точном значении этого слова. Характерно в этом отношении, что к описанию Кистетии, Дзурдзукии и Глигвии Вахушти после описания Осетии в направлении с востока на запад предпосылает следующие слова:
«Теперь же мы начинаем с кавказцев, живущих к востоку от Хеви». Другими словами, Вахушти различает в центральной части Кавказа две этнически отличные друг от друга группы кавказцев - осов и кистинско-бацбийские племена (дурдзуки, кисты и глигвы)».
Что касается отношения овсов (осов) к адыгам по данным Вахушти, то полную ясность в этот вопрос вносит следующее указание грузинского географа. Рассказывая о происшедших на Северном Кавказе этнических перемещениях в результате татаро-монгольских нашествий, Вахушти пишет, что:
после похода Чингисхана Батый «разбил и опустошил Овсетию, овсы же ушли внутрь Кавказа... После же опустошения Овсетии и вступления в их (овсов) внутрь Кавказа стали называться: Осетия Черкесией или Кабардой, а находящиеся внутри Кавказа по имени вступивших сюда Овсетией...». Следовательно, после того, как овсы под натиском татаро-монголов покинули большую часть своей территории в степях Северного Кавказа, она в значительной степени оказалась в руках адыгских племен (черкесов, кабардинцев и др.). Это обстоятельство и объясняет противопоставление грузинским географом осетинского языка черкесскому, когда он говорит, что язык у осетин «древний», двальский, и ныне они говорят на собственно осетинском, так как язык черкесов другой.
Как отметил В. Н. Гамрекели, это разъяснение Вахушти было вызвано тем, что переименование Осетии в Черкесию «и изменения на Северном Кавказе, за свежестью этих событий могли вызвать в грузинском обществе двойственное понимание терминов «Осетия» и «Осетинский».
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем заключить, что древнегрузинские источники этнически совершенно четко разделяют осетин-овсов как от предков чеченцев и ингушей (дурдзуки, кисты, глигвы), так и адыгов в лице джиков, кашагов, черкесов и кабардинцев, и нигде не распространяют имя овсов на них. Поэтому лишено всяких оснований утверждение о том, что лишь в позднейшее время этноним овсы-овсети связывался «только с населением нынешней Осетии», а до этого, якобы, был «в значительной степени собирательным».
Источник:Аланы и вопросы этногенеза осетин.Ю.С.Гаглойти
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.