Как царь Дарий на скифов пошел воевать
Персидские цари завоевали полмира, покорили десятки народов, захватили сотни городов, с имеющимся в них золотом, драгоценностями, тканями. Угнали табуны чистокровных скакунов и круторогих быков, наложили дань на покоренные народы – богатства текли рекой в Персию. Но захотелось им покорить еще и степной народ – скифов, достоянием которых, в первую очередь, были беспримерная смелость и любовь к свободе.
Послушай женщину и поступи наоборот
Царь Дарий взошел на престол в 28-летнем возрасте в результате переворота, устроенного персидской знатью. Год за годом он укреплял свои личные позиции во власти, успешно расширяя границы персидского государства. Не забывал он и о семейной жизни, найдя себе в спутницы дочь еще одного великого перса, своего предшественника царя Кира по имени Атосса.
В один из вечеров Дарий отдыхал на семейном ложе и делился со своей супругой радостью от даров, поступающих в казну из завоеванных стран: от Средиземного моря до реки Ганг в Индии. Терпеливо выслушав очередной многочасовой отчет о доблести своего венценосного супруга, Атосса сделала саркастическое замечание, суть которого была в том, что не гоже молодому царю почивать на лаврах. «Царь! При всем твоем великом могуществе ты бездействуешь. Человеку молодому, как ты, властителю великих сокровищ, следует прославить себя великими подвигами, дабы персы знали, что над ними властвует муж. Пока ты еще молод, ты можешь совершить великий подвиг. Ведь с ростом тела растут и духовные силы, а когда тело начинает стареть, то с ним вместе дряхлеет и дух и уже неспособен к великим свершениям», – говорила Атоса, нежно прижимаясь к телу своего супруга. На что Дарий с энтузиазмом ответил: «Жена! Все, о чем ты говоришь, я и сам думаю совершить. Я ведь собираюсь идти на скифов».
Правда, это направление мысли царя не понравилось его супруге, она настаивала, чтобы тот завоевывал не скифские степи, а богатую Грецию, где можно было бы добыть много рабынь-гречанок, искусных в макияже и умении делать красивые женские прически. Однако Дарий, как истинный мужчина, предпочел победить воинственных скифов, а не покорять изнеженных греков.
Как бы то ни было, к 512 году до нашей эры Дарий собрал 700 тысячное войско и направился в Причерноморье, где в это время обитали европейские скифы. Сухопутную часть пути войско преодолело без проблем, но вот переправиться через реку Истр (Дунай) было непросто. Тут им на помощь пришли мастера из подвластных Дарию греческих городов. Они навели мост из соединенных друг с другом кораблей, и персы начали переправу. Три дня экспедиционный корпус переходил с одного берега на другой, и все три дня Дарий сидел на возвышенности на троне и наблюдал, как пехота и конница, с многочисленным обозом, пыля, уходят в глубь скифских земель.
Персидское огромное войско ползло широкой нескончаемой волной по скифской степи. Еще не видели бескрайние степные просторы, буйные травы, полноводные реки такого нашествия людей. Размеренно шагала, глотая пыль, пехота, не спеша передвигалась конница, скрипели телеги, ржали лошади, ревели быки и ослы, кричали погонщики. Убегали с насиженных мест звери, улетали птицы. Тревожной была степь. Великая беда надвигалась.
Партизаны древности
Вторгаясь в Скифию, Дарий не застал врасплох местное население. Вероятно, скифы неплохо организовали разведку и заранее узнали о надвигающейся угрозе. Они сознавали, что одни не смогут противостоять персидскому войску и потому собрали совет предводителей своих соседей тавров, агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов, гелонов, будинов и савроматов. Последние трое племен согласились участвовать в отпоре персам, а остальные уклонились, считая, что война их не затронет.
Тут надо отметить, что скифы может и не обладали пышностью быта персов и философскими воззрениями греков, но военными тактиками были непревзойденными. Понимая, что в прямом столкновении с персидским войском у них нет шансов, они избрали партизанскую тактику. Снявшись с мест проживания, скифы стали отступать в глубь страны, а после и на территории племен, которые отказались их поддерживать. Персидская армия, преследуя отступавших скифов, вторгалась на земли упомянутых выше отказников. Поэтому и этим племенам пришлось волей-неволей участвовать в битвах.
Каждый раз, когда отряды персов отправлялись добывать продовольствие, скифы нападали на них. Нередко вступали они в сражение и с персидской конницей, не раз обращая ее в бегство и преследуя до самого лагеря. Потом они поворачивали назад и снова уходили в степи.
Единственное, что создавало трудности для летучих отрядов скифов, так это ослы из состава персидской армии. Когда скифы нападали на вражеские обозы, ослы начинали в страхе реветь. Их крик пугал не привыкших к таким звукам лошадей скифов, и те порой отказывались идти вперед.
Скифы впервые применили тактику выжженной земли. На всем пути движения персидской армии степь поджигалась, дома и постройки пылали, колодцы засыпались землей. Провиант находить становилось все сложнее, в день по несколько раз происходили нападения скифов, армия падала духом и таяла с каждым днем.
Однако решающей битвы так и не происходило. Скифы блестяще справились с разработанным ими планом действий против превосходящего в силе противника – они диктовали ему такие условия, при которых преимущество в численности нельзя реализовать в открытых крупных сражениях. Тактика скифов сравнима с сожжением Москвы в 1812 г. и действиями против немецких войск в 1941 году.
Утомленный Дарий послал к скифскому предводителю Идантирсу парламентариев с обращением: либо покориться как рабам, либо принять открытую битву. На что последний предложил венценосному персу просто найти могилы предков скифов и осквернить их, и тогда тот узнает весь гнев его народа. И добавил: «А за то, что ты предложил нам рабство, ты еще будешь плакать!». Совсем как говорят и сегодня осетины: «Дæ сæр кæуинаг фæуыдзæнис!».
…Второй эпизод относится к заключительному этапу войны. Вот как он изложен у историка древности Геродота: «Дарий, наконец, очутился в безвыходном положении, и предводители скифов, узнав об этом, послали вестника, принесшего в дар царю птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы спрашивали принесшего дары о значении подарков. Он сказал, что ему было приказано только, отдав дары, как можно скорее удалиться. Он предложил, чтобы персы, если они мудры, сами поняли, что означают эти дары. Персы стали совещаться. Дарий высказал мнение, что скифы отдают и самих себя, и землю, и воду. Он предположил это на том основании, что мышь живет в земле, лягушка – в воде, птица более всего походит на лошадь; стрелы же означают, что скифы отдают свою военную мощь. Вот какое мнение было высказано Дарием. Этому мнению противостояло мнение советника царя Гобрия... Он предположил, что эти дары означают: «Если только вы, персы, не улетите в небо, обратившись в птиц, не укроетесь в земле, став мышами, или не прыгнете в болото, обратившись в лягушек, вы не вернетесь назад, поражаемые вот этими стрелами».
Дарий капут!
Два месяца продолжался бесплодный поход Дария по скифским степям. Наконец, и скифам надоело все время отступать, и они решили дать решающее сражение. Тем более, что и войско персов значительно поредело и утратило свежесть.
Для Дария наступил столь долго ожидаемый момент. В непосредственной близости от его лагеря пешие и конные скифы стали выстраиваться в боевой порядок. Казалось, настал час решающего сражения. В это время через ряды скифов пронесся заяц. Тотчас скифы нарушили свой строй и с громкими криками и шумом понеслись за зайцем. Недоумевающий Дарий спросил окружающих о причинах тревоги и шума в рядах неприятеля. Когда ему донесли, что виновником всего явился заяц, он задумался, а потом сказал: «Эти люди смотрят на нас с полным пренебрежением, заяц оказался для них важнее, чем тысячи неприятельских воинов, наше положение представляется мне сейчас таким, что следует серьезно обдумать, каким образом обеспечить возвращение на родину».
…Битва так и не состоялась. Ночью персы, оставив в лагере раненых и больных, спешно стали отступать и не остановились до самой переправы через Истр. Еще раньше туда прибыли скифы и потребовали от греческих мастеров разрушить мост через водную преграду. Греки не рискнули отклонить требование скифов, так как было ясно, что хозяева степи не остановятся перед тем, чтобы силой заставить их выполнить свое требование. Поэтому для вида они разобрали часть моста, прилегавшую к скифскому берегу, на протяжении полета стрелы и заверили скифов, что разберут и остальную часть.
Так как Дария с его войсками все еще не было, скифы снялись с места и отправились его разыскивать. Дария спасло то, что скифы искали его преимущественно у дорог, вблизи которых были хорошие пастбища для лошадей. Скифы были уверены, что Дарий выберет именно этот путь для возвращения к Дунаю. В действительности же персы шли обратно по своим, прежде проложенным следам, через выжженные степи. Ночью подошли они к переправе. Когда выяснилось, что прилегающая к берегу часть моста разобрана, в войске распространилась паника. Каждую минуту можно было ожидать нападения скифов.
В свите Дария находился один египтянин, обладавший исключительно громким голосом. По приказанию царя он вышел к реке и позвал начальника греков. Те, услышав его голос, подплыли на кораблях к берегу и быстро навели мост.
Персы успокоились лишь когда очутились на другом берегу. Так, великий персидский царь Дарий, завоевавший полмира, был повержен скифами, фактически без основного боя. Более того, данный поход мог закончиться еще плачевнее. А ведь ничего могло бы и не произойти, и Дарий остался бы в истории человечества непобежденным завоевателем, если бы попросту послушав свою жену Атоссу, поступил бы, судя по народной мудрости, с точностью до наоборот, продолжив почивать на лаврах, наслаждаться роскошью и не думать о землях вольнолюбивых скифов…
Подготовил Коцты Х.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.