Беглый взгляд на соискателей Госпремии им. К.Хетагурова или снова честный разговор под грифом «Без обид»
История премии К.Хетагурова начинается в южной части Осетии с 1969 года, когда были учреждены две премии с денежным содержанием в 1000 рублей каждая. Но по большей части премия им.К.Хетагурова так и не стала регулярным явлением общественной жизни страны. В августе 1976 года решением властей Юго-Осетинской Автономной области эта традиция возобновилась. И уже 5 октября этого года Комиссия в составе 15 человек определила первых номинантов. Ими стали Махарбек Туганов (посмертно) за графические работы по Нартовскому эпосу и Георгий Дзугаев за роман «Сыгъзæрин суадон» («Золотой источник»). В советский период премии имени К.Хетагурова присуждались еще трижды в 1979, 1981 и в 1987 годах соответственно. Среди лауреатов: писатели Нафи Джусоев, Гафез, Хаджи-Мурат Дзуццов, Анатолий Жажиев, художники Борис Санакоев, Григорий Котаев, режиссер театра Хасан Джусоев, актеры Давид Габараев, Людмила Галаванова, Руслан Чабиев… Словом, что не имя, то достойная величина. Отбор то в советский период шел скрупулезный.
После развала СССР статус Государственной премии был вновь возобновлен в 2007 году. В этот год лауреатами премии им.К.Хетагурова стали писатели Малитон Казиев, Герсан Кодалаев, преподаватель ЮОГУ Боболка Медоева, авторский коллектив «Толкового словаря осетинского языка» во главе с Николаем Габараевым, ученый Юрий Гаглойти, композитор Анисим Джадтиев. Премия присуждалась также в 2011 и 2014 годах, ею были отмечены: ученый Рутен Кабисов (посмертно), художник Мурат Шавлохов (посмертно), журналист Батрадз Харебов, ученые Зоя Битарова, Юрий Гаглойти, Руслан Гаглойты, хореограф Мэльс Шавлохов, писатель Нафи Джусойты (см «Лауреаты премии им. К.Хетагурова», сост.П.Квезеров).
Напомним, что Государственная премия является одной из форм признания заслуг творческой личности и считается очень престижной. В настоящее время к ней прилагается и солидная денежная сумма в 250 тысяч рублей. В положении о Госпремии указывается: «Государственная премия имени Коста Хетагурова присуждается за выдающиеся творческие достижения и значительный вклад (выделено нами) в культуру Республики Южная Осетия в области литературы, искусства, публицистики, осетинской филологии и исторических наук».
В осетинском языке есть такое понятие как «аккаг» – достойный. И каждый лауреат премии должен быть достойным ее имени. Ведь лауреаты Госпремии – это фактически лицо нашего государства. Поэтому зачастую им может быть один-два победителя, как это было на заре зарождения данной престижной премии. А может и вовсе не найти своего обладателя в тот год кæд дзы аккаг нæ уыдис. В этом плане важное значение имеет и то, кого Комиссия вообще допустила до голосования.
К чему мы все это? Дело в том, что имена некоторых лауреатов премии нового времени оставили в обществе вопросы. Понятно, что все люди уважаемые, но были ли они за предложенный труд на тот момент достойны столь высокой награды, как Государственная премия? Эти вопросы, скажем, обсуждаются кулуарно в коридорах госучреждений, но открыто не озвучиваются. Два года назад наша газета в преддверии очередного подведения итогов поданных работ на соискание Госпремии им. К.Хетагурова, открыто поговорила о данной проблеме. Однако, более данный вопрос, к сожалению, никто не поднимал. Как итог, в текущем году вопросов по кандидатам на высшую премию меньше не стало. Небольшой беглый взгляд.
Среди номинантов на получение премии «Русско-осетинский энциклопедический словарь по биологии и медицине» (составитель Таймураз Кокоев). Работа выдвинута в области осетинской филологии (!). Во-первых, работу, на наш взгляд, было бы вернее выдвигать в сфере естественных наук. Кроме того, специальные термины, представленные в работе на двух языках, вряд ли можно считать выдающимся творческим достижением и значительным вкладом в осетинскую филологию при всем уважении к научной деятельности Т.Кокоева.
В области литературы выдвинуты сборник стихотворений «Дæуæн Ирыстон» («Тебе Осетия») О.Чехоевой, новеллы и повести «Чырыстийы фæдзæхст» («Заветы Христа») М.Казиева, «Ирон литературæйы истори» и «Къостайы дуне» («Мир Коста») Гацыра Плиева. И снова при всем уважении к номинантам, являются ли их представленные работы значительным вкладом? Из предложенного перечня более близкой к теме конкурса последняя работа, но опять-таки – тянет ли она на звание Госпремии, решать Комиссии.
В области искусства на премию им. К.Хетагурова выдвинут авторский коллектив создателей фильма «Ирон Вандея» («Осетинская Вандея»), посвященного геноциду южных осетин 1920 года, книга «Мæ Ирыстон» («Моя Осетия»), куда вошли осетинские эстрадные песни, романсы, партитуры известного музыканта Тимура Харебова, картина художника Вадима Бежанова «Весь мир – мой храм» и две работы художника Ушанга Козаева – картина «Власть цвета» и триптих «Мæ хур скасти Нарæй» («Мое солнце взошло в селении Нар»). Комментарии? Фильм «Ирон Вандея» действительно стал явлением в общественном осмыслении геноцида осетин, однако в профессиональном плане эта картина еще сырая. И до Госпремии пока не дотягивает. Так же как и озвученные другие номинанты. К примеру, кто скажет, что представленные на премию картины В.Бежанова и У.Козаева стали явлением в культурной жизни страны?..
Несколько необычным и даже нелогичным выглядит выдвижение на соискание Государственной премии журнала «Русское слово в Южной Осетии». Журнал попросту не является авторским произведением, в противном случае с большим основанием в номинации можно было выдвинуть все печатные СМИ страны, некоторые из которых действительно стали явлением.
В области исторических наук на соискание премии выдвинута работа сотрудника ЮОНИИ Ирины Бигулаевой «Коста Леванович Хетагуров: научная биография». Это исследование, пожалуй, единственное из нынешнего перечня, которое как раз и соответствует сущности премии, так как представляет исследование не только широкое по содержанию, но и глубокое по представлению ранее неизвестных фактов из жизни и творчества осетинского гения. В отличие от других работ, которые представляют результат текущего творчества, работа И. Бигулаевой относится к разряду специальных исследований о самом К.Хетагурове. И в этом ее особенная ценность.
…Таковы кандидаты и предложенные ими работы на соискание Госпремии им. К.Хетагурова в этом году. Надеемся, члены Комиссии будут придерживаться духа и буквы Положения о премии. Кстати, иногда думаешь, а была бы премия К.Хетагурова так же притягательна, если бы из нее убрали денежную составляющую? Не уверены. Хотя участники творческого коллектива фильма «Ирон Вандея» обещают, что если они получат денежный приз, то передадут его в фонд строительства памятника жертв геноцида 1920 года. Но это, скорее, исключение из правил, чем данность.
И еще было бы интересно узнать и состав Комиссии по присуждению премии им.К.Хетагурова, а то порой членами жюри оказываются сами номинанты или их коллеги по работе. Что может стать поводом для сомнений в объективности выбора. Кроме того, надеемся, что голосование Комиссии осуществляется не тайным способом, а открытым, как это и было принято у наших предков. Выбираем же лучших... И если их нет, или это скажем только один кандидат, то так и следует сказать.
Л.Джиоев
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.