Снова к вопросу строительства храма РПЦ в центре Цхинвала или …пока молчит интеллигенция
26 августа российское руководство перешагнуло через закостенелые нормы международного права и признало государственную независимость Республики Южная Осетия. Тем самым создав возможность не только для уверенной безопасности осетинского народа, но и развития его суверенитета.
К сожалению, не все российское общество поддержало это решение. Прозападное лобби, конечно же, было против, не проявила поддержки Кремлю в этом вопросе и прослойка российского истеблишмента, настроенная прогрузински… То, что Россия, к сожалению, не однородна и по сегодняшний день – думается, понимают все. А потому все это было в какой-то мере ожидаемо. Однако куда больше сожаления вызывает позиция руководства Русской православной церкви (РПЦ), в который раз, отказавшая принять южных осетин под свое покровительство. Официально и не однократно за все эти годы было заявлено, что Южная Осетия является канонической территорией Грузинской православной церкви (ГПЦ), а в заявлениях отдельных предстоятелей РПЦ юго-осетинская Аланская Епархия вообще была названа сектантской общиной.
Мы понимаем, что церковь в России, как и в любом светском обществе, отделена от государства, однако это отделение не должно носить абсолютного характера. Тем более, что в других вопросах эта разделенность сфер светской и религиозной жизни условное.
Понятно также и стремление руководства РПЦ не отрывать от себя грузинскую церковь. Сегодня в Грузии церковь это, наверное, единственная сила, которая старается поддерживать добрые отношения с Россией. Но если РПЦ не готова (исходя из церковно-конъюнктурных реалий) признать Аланскую Епархию Южной Осетии или принять ее в свой состав, значит, на наш взгляд, и для строительства серьезного храма РПЦ именно в центре города пока время не пришло. Неслучайно этот вопрос в последнее время серьезно обсуждается как в обществе, так и на интернет-площадках. И единого мнения здесь нет. Причем обсуждается не только выбранное место, но и сама целесообразность стройки. Понятно, что данный храм станет центром утверждения РПЦ в Южной Осетии и произойдет отток православных Республики под его крыло. Что, в свою очередь, приведет к разделению православной общины на приверженцев РПЦ и действующей сегодня в стране возрожденной спустя века Аланской Епархии. К тому же, однозначно не в пользу последней. Нужен ли подобный раскол в обществе, в котором и так наблюдается засилье сектантских течений? Думается, ответ очевиден. А то, что раскол в подобном случае неминуем – ясно как Божий день.
Элементарный вопрос – куда во время очередной Пасхи, другого праздника, или просто для проведения обряда крещения станут ходить люди – в неказистую в сравнении, пусть и древнюю церковь Рождества Пресвятой Богоро-дицы, расположенную на окраине города или в центр столицы, в величаво возвышающийся, богатый с золоченными куполами храм РПЦ? Известно, что осетины в массе своей не разбираются в православных догмах. И это наблюдается в веках. Осетины будут и дальше в большинстве своем ходить и в церкви, и к своим фамильным дзуарам. Отмечать как национальные праздники, так и христианские даты. Что в принципе нормально и уже устоялось в веках. Так же как понятно неизбежность фактического присутствия РПЦ в Республике, тем более, что это уже данность. Непонятно только непоколебимое желание возвести храм именно на этом месте. Напомним, что ранее на этой площадке планировалось построить здание МИД, после был предложен проект парковой зоны с бюстами осетинских писателей, видных представителей интеллигенции прошлого... В то же время у въезда в столицу Республики со стороны России уже не первый год идет строительство храма РПЦ, и было бы более рационально утвердить именно здесь новую церковь. А тут недостроив названную церковь на въезде в город, присутствует неистребимое желание во что бы то ни стало оказаться именно в центре столицы…
Самое любопытное во всей этой ситуации следующее. На этом месте, где раньше, напомним, располагалась грузинская школа, которая сгорела в начале грузино-осетинского конфликта, планы возведения православного храма были еще в 90-х годах. Но это должен был быть кафедральный собор не РПЦ, а Аланской Епархии. В его основании предполагалось уложить по одному камню, привезенному со всех православных святынь Осетии и аланских храмов за ее пределами. Согласитесь, очень интересная идея. Был разработан проект, начался даже сбор средств. Однако в грузинской прессе и прогрузинских западных СМИ был поднят такой шум, что планы строительства кафедрального собора были отложены. То было другое время, послевоенное, будущее Южной Осетии тогда еще не просматривалось, да и сама Россия тогда только утверждалась, а потому было понятно решение «заморозить» по сути всеосетинский проект. Тогда, помнится, все западники наперебой высказали осуждение «планам строительства храма на пепелище школы». Пропагандистская основа в Грузии всегда была сильна… И вот с тех пор пустырь за Республиканской библиотекой неизменно использовался под стихийный рынок.
Грузия вообще неадекватно всегда реагирует на все, что сколь либо касается Южной Осетии и России, которая, по официально звучащей разнарядке из Тбилиси, насильно захватила земли «бывшей ЮОАО, исконные территории Грузии». А тут, после неоднократно появившейся информации о планах РПЦ (читай России) строительства церкви в центре Цхинвала (на «оккупированной, читай, территории»), Грузия подозрительно и несвойственно себе, молчит. Вот, казалось бы, тема для театрального и любимого закатывания глаз... Но тишина. Почему этот полновесный серьезный аргумент, по сути, пиар-подарок, в Тбилиси не используется в пропагандистских целях. Ни властью, ни оппозицией. И что важно, сама грузинскаяцерковь молчит, хотя ведомый здесь не менялся с тех пор, когда еще Аланская Епархия в 90-х собиралась строить здесь свой вышеупомянутый кафедральный собор. Тогда пропагандистская машина заработала на все обороты с привлечением еще и Запада. Сейчас – молчок.
В нашем обществе немало людей, с недоверием относящиеся к развитию канонического общения между РПЦ и ГПЦ. И мы почти уверены, что строительство церкви в Цхинвале было согласовано с ГПЦ, ибо этого требуют правила канонической территориальности. Иными словами, разрешение на строительство храма в Цхинвале РПЦ в первую очередь получило от ГПЦ. За нашей спиной. Потому что считает эту территорию территорией Грузии. А то, что контакты между церквями Москвы и Тбилиси крепки, подтверждается многими фактами. К примеру, в прошлом году, когда в Ленингорском районе проходили военные тренинги одного из подразделений российской военной базы, настоятель монастыря ГПЦ, который до сих пор (!) функционирует в Ленингоре, обратился к патриарху Илье II, чтобы тот в свою очередь обратился к руководству РПЦ. В основе обращения была просьба ограничить эти учения, так как это… создает ощущение страха у монахинь монастыря. В итоге вопрос был улажен. Стоит ли говорить, что любое участие грузинской церкви в судьбе Южной Осетии вызывает определенную тревогу.
Кстати, почему никто в нашем обществе и руководстве не озабочен той несуразицей, что по большому счету Грузинская православная церковь до сих пор, хотя с августа 2008-го года прошло уже более семи лет, де-юре и де-факто присутствует в Южной Осетии. И этот вопрос никак не решается. По всей видимости, сама Аланская Епархия без помощи властей этот вопрос с нахождением чужеродного, да к тому же враждебного тела на территории нашей страны решить не сможет. А ведь известно, что инициатором и вдохновителем геноцидов осетинского народа, что в 20-годах прошлого века, что в новейшее время является именно Грузинская православная церковь.
В итоге на сегодня мы имеем странную картину – на канонической территории Аланской Епархии действует ГПЦ, собирается обосноваться РПЦ... Это как если в твоем доме будет кто-то еще другой хозяйничать. И не один. Хотя всем понятно, что в Республике в духовном плане должен быть один хозяин. Так же как и в политике государством правит именно Президент, а не другие политики, кто бы, как бы ни желал.
Мы понимаем, что решение строительства православного храма именно в центре столицы Республики – это отражение, в первую очередь, нашего отношения к самой России.Вопрос о строительстве храма ставился во время встреч Президента РЮО Леонида Тибилова с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Есть мнение, что налаженные отношения между руководством Республики и представителями русской церкви – это первый шаг дальнейшего признания РПЦ нас отдельной канонической территорией. И это не может не радовать. Но хотелось бы, чтобы на этом пути царило понимание интересов всех сторон. Ведь заверение, что РПЦ не будет больше называть территорию РЮО канонической территорией ГПЦ, по сути, ничего пока не меняет – поскольку не будет называть и так не считает – абсолютно разные вещи. А потому с подобными вопросами на наш взгляд, лучше не спешить, время само все расставит по своим местам. Один раз мы, скажем прямо, уже напортачили с возведением в центре города, в окружении Университета, двух школ, Дома печати, Научно-исследовательского института, футбольного поля… Тогда мнение общественности тоже не было учтено. Но оглядываясь назад, в нашу новейшую историю, примечается один неопровержимый и значимый факт – мы всегда принимали важноправильные решения, когда руководство страны опиралось именно на мнение общества. Кто бы не стоял у власти на тот момент, начиная с 1990 года. И нынешний Президент Л.Тибилов также уже не раз показывал правильность и взвешанность решений по многим вопросам, при поддержке и опоре именно на общественное мнение. Это и в вопросе строительства многоэтажного дома, и при принятии Закона, связанного с возможным завозом радиационных отходов, возвращение стране исконного названия «Алания», вместо пришлого «Осетия» и по многим другим вопросам…
В этой ситуации, честно говоря, недоумение вызывает позиция самой Аланской Епархии. Несмотря на различные христианские догмы, как не крути толерантность толерантности, все-таки, рознь. Представители АЕ ведут себя смиренно, невозмутимо, отмалчиваются. Создается такое впечатление, что здесь заботятся не о будущем Аланской Епархии, а возможно о своем, хотя это вопросы не личностные, а национальные. К примеру, я в церковь не хожу, хожу к национальным святыням, куда ходили веками мои предки. И вопрос строительства храма РПЦ в центре города меня по идее должен касаться меньше всего. Но этот вопрос не столько духовный, сколько гражданский, национальный, а учитывая еще и добрые отношения РПЦ и ГПЦ – в какой-то мере и политический. Божий дом должен возводиться в смирении и тишине. К тому же – возможно, эта мысль кому-то покажется крамольной – но, насколько известно, церковь абы где не строят. По крайней мере, в древности было так. Строили на месте, где была особая энергетика. И это должна быть явно не базарная площадь...
И последнее, что еще хотелось бы сказать. Очень плохая тенденция проявляется в чиновничьей среде в последние годы. Различные высказывания, выражение позиции по ряду вопросов многие одномоментно называют антироссийским настроем. Причем без апелляционно. Как правило, это происходит в тех случаях, когда бывает нечем возразить. Хотя все прекрасно понимают, что в Южной Осетии против России никто в принципе быть не может. Где угодно, но не в Южной Осетии. Просто не надо национальное мышление путать с политикой. Однако, скажем, наша газета с этими «обвинениями» уже сталкивалась, и не раз. Возможно, после уже неоднократно высказанного нами мнения по строительству церкви в центре столицы может добавиться еще и ярлык «сатанистской газеты» J. Такие посылы происходят не только по отношению к нам. Видимо поэтому такая прослойка нашего общества как интеллигенция, считающаяся цветом нации, и являющаяся в любом государстве одним из фундаментов страны, нервом и по сути путеводной звездой, как это было с нашей интеллигенцией начала прошлого века, непонятно молчит. Нынешнее поколение этого самого цвета зачастую пытается атрофироваться от всего, и молча наблюдать за всем происходящим. Только куда делось национальное мышление? Или его не было?..
Л.Джиоев
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.