Непредсказуемые последствия

- Грозит непредсказуемыми последствиями. Это первый случай в истории послевоенной Европы, когда границы будут меняться не в соответствии с международным правом и не по взаимной договорённости сторон. А по сценарию, который навязан одной из сторон конфликта, и в результате сепаратизма, который, очевидно, поддержан извне. Вот это принципиально новая ситуация. Во-первых, в Европе за последние 60 с лишним лет ни разу не менялись границы без согласия всех заинтересованных сторон. А все подобным образом изменённые границы, например, границы Северного Кипра или Нагорного Карабаха, не признаются Международным Сообществом. Во-вторых, ни разу ещё в истории послевоенной Европы не отделялась часть унитарного государства, до сих пор все случаи раздела касались федераций: Советского Союза, Югославии, Чехословакии.
Ну и наконец, ни разу не происходило развитие ситуации до того, как была выполнена предыдущая резолюция Совета Безопасности ООН. В данном случае - резолюция Совета Безопасности ООН 1244, в соответствии с которой сначала должны быть обеспечены стандарты в области прав человека, и только после этого возможен какой бы то ни было разговор о статусе. Именно эта резолюция не выполнена: стандарты в области прав человека не обеспечены, а разговор о статусе идёт полным ходом. Кроме того, ещё до провозглашения независимости, Вашингтон и ряд европейских столиц посылают внятный сигнал, что эта независимость будет признана. И в этом смысле ситуация беспрецедентна. Опыта у человечества на этот счёт нет, поэтому последствия непредсказуемы. И сколь угодно много могут нас заверять, что не будет создано прецедента, и что ситуация находится под контролем. Это разговор в пользу бедных, потому что решения будут приниматься не теми, кто эту ситуацию спровоцировал, а теми, кто этой ситуации ждёт, чтобы использовать её в собственных интересах. А ждут её не только в Европе, но и в мире в целом. И, разумеется, ею воспользуются вне зависимости от того, что на этот счёт скажет Вашингтон или Брюссель. Поэтому, в случае признания независимости Косова, я ожидаю, как минимум, резкого затруднения в переговорном процессе на всех остальных, аналогичных переговорных площадках. То есть, все вялотекущие переговоры на этот счёт моментально застопорятся, зайдут в тупик, потому что все будут ссылаться на прецедент Косова. А как максимум, и не дай бог, некоторые конфликты могут вспыхнуть вновь горячим огнём, потому что убедить людей дожидаться политического мирного, устраивающего всех решения будет предельно трудно. Пример с Косово будет перед глазами.
- А чем, на Ваш взгляд, признание независимости Косова грозит России?
- Непосредственно России это признание на данном этапе ничем не грозит, мы благополучно справились с собственными проблемами сепаратизма, поэтому Россия будет здесь совершенно точно не первой страной, на которую обрушится волна последствий этого прецедента. Хотя нельзя исключать, что в конечном итоге она может докатиться и до нас. Но ещё раз скажу, что первым своим ударом эта волна обрушится на те страны, где проблема сепаратизма жива и актуальна сейчас. И все эти страны известны, я не буду даже вам их перечислять, вы их знаете лучше меня.
- А могут ли, на Ваш взгляд, последовать какие-то санкции со стороны ЕС и США в связи с заявленной позицией России о непризнании независимости Косова.
- Если какие-то санкции и будут вводиться, то это будет откровенным международно-правовым хамством. Потому что сейчас если и вводить против кого-то санкции, то только против тех стран, которые неправовым, путём признают односторонне провозглашённую независимость Косова. Нарушением международного права будет, во-первых, одностороннее провозглашение независимости Косова, потому что само по себе оно не несёт никаких юридических последствий, о чем говорит опыт других территорий в Европе. А вот признание этого действа другими государствами уже является актом, который, во-первых, ведёт за собой международно-правовые последствия, а во-вторых, противоречит международному праву и нарушает его. И поэтому, если уж и говорить о санкциях, то в отношении именно этих государств, а никак не России, которая пытается международное право защитить и до последней буквы соблюсти.
- На Ваш взгляд, на прошедших выборах в Сербии были ли какие-то нарушения или они были законны?
- Если такие нарушения и были, то они фиксировались миссиями наблюдения. Наши наблюдатели тоже были, в том числе и от Государственной Думы. Но я пока не видел их выводов. Поэтому я совершенно точно никаких заключений на этот счёт обнародовать не намерен. Но во мне вызывает удивление, что Европейский Союз ещё вчера до полуночи, устами председательствующей Словении, поспешил дать этим выборам оценку. Я не спорю с оценкой, может быть, она совершенно правильна, скорее всего, она правильна - у меня нет оснований подвергать сомнению характер выборов в Сербии. Но я поражён тем, что эта оценка даётся до того, как свою работу завершили наблюдатели, и до того, как подведены официальные итоги. Такого рода позиция дискредитирует Институт международного наблюдения, окончательно срывая все маски и представляя этот институт в качестве инструмента политического давления. Вот российские выборы невозможно наблюдать и оценивать без присутствия БДИПЧ ОБСЕ. А сербским можно даже без наблюдения оценку дать. Вот вам классический двойной стандарт, потому что выборы оцениваются в зависимости от того, кто на них победил. И я знаю, что в случае победы Николича, выборы в Сербии были бы оценены, во-первых, спустя много времени, сквозь зубы и не столь комплиментарно, как это прозвучало от имени председательствующей Словении. Источник: www.kreml.org
[url=/]ИА ОСинформ[/url]
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.