Кони в Нартском эпосе
Кони в Нартском эпосеНартские сказания – героический эпос, наполненный шумом битв и красотой национальных образов. Сказания порой передаются с такими элементами достоверности, что читателю кажется, что он слышит скрежет и удары мечей друг о друга, голоса героев, мощное ржанье нартских коней, видит клубящиеся пары из их ноздрей и комья земли, летящие из-под их копыт. Нарты совершают бесконечные походы во имя «доблести и славы», и, заметьте, никак не для завоевания чужой земли и порабощения другого народа. Для них не это главное. В одном нартском стихе читаем: «Нарты всегда правду искали, злого раскаяться заставляли, с жестоким – жестокие были, с хорошим – хорошие, с великим – великие, с малым – малые».
Действующими лицами эпоса являются не только люди, но и животные, птицы и звери (кони, собаки, волки, орлы и др.), которые и принимают иногда решающее участие в жизненной судьбе героев. Обращают на себя особое внимание легендарные кони Нартиады – потомки легендарного Авсурга, родоначальника всех коней, в момент ока проносящего по небесам всемогущего Уастырджы. Нартский конь предстает в эпосе этаким аристократом среди всех животных, он неразлучный друг нартского героя, своего хозяина, при этом для нарта он больше, чем конь. Выступает таким же сверхъестественным, как сам герой – наделен неимоверными силой и возможностями, разговаривает с человеком, дает советы. При этом конь первоначально пока испытает своего хозяина на верность в дружбе, его отвагу, он не подпускает к себе слабых и трусов.
Нартские кони играют исключительную роль, подчас решают исход как тяжелого похода, так и жаркой битвы. Они драгоценные сокровища в нартском обществе, верные друзья героя и в горе и в радости. Не зря нарты вопрошали: «Что будем делать мы, если падут наши кони? Ведь человек без коня, все равно, что птица без крыльев». Именно конь является верным спутником и в загробном мире. Как известно, только при помощи коня Сослану удалось миновать Аминона (стражника) и проникнуть в царство мертвых.
Тема коней в Нартиаде малоисследованна, как, впрочем, и сам Нартский эпос. Между тем, в сказаниях часто встречается сразу несколько имен-кличек потомков легендарного ширококрылого Авсурга. И в первую очередь это любимый конь Уырызмага – Арфан, на котором можно было подняться к небожителям. Именно отсюда и название Млечного пути Арфаны фæд (След Арфана). Пегий Арфан также нередко спасал своего прославленного седока от верной гибели, давал советы, в том числе и накануне сражений. Кроме Арфана в сказаниях упоминаются Аласа, Дурдура, Къелдура, Алыпп, Гемура, Тæран, Цагъди, Бедзенаг, Уаддым, Саулох, Хуарæ, Чесан, Цылан… Последнего Сослан, к примеру, подарил своему другу Арахцау, приемному сыну Бензенаг-алдара. Сказочный Цылан имел чудесную способность в жаркую погоду охлаждать хозяина, а в холодную – согревать (видимо аналог современного кондиционера). Мудрый Аласа, конь Уырузмага, также нередко выручал своего знатного хозяина советами (вообще стоит сказать, что самая большая конюшня была именно у почтеннейшего Уырызмага). Гемура, богатырский конь Саууая, сына Кандза, в скачках всегда приходил первым к финишу. Кулон (Хъулон) – кличка быстроногого коня-красавца Челахсартага, сына Хыза. Дурдур, верный друг, помощник и советчик, конь братьев Уырызмага и Хамыца, на котором часто ездила мудрая Сатана…
Говоря о лошадях Нартского эпоса, нельзя не вспомнить Дзындза – коня повелителей чертей. Когда нарт Сослан оказался в седьмой преисподней, черти решили испытать доблестного воина и посадили его на коня Дзындза, надеясь погубить его. Но Сослан укротил коня и выполнил поручения повелителя чертей.
Между тем, встречаются в эпосе и безымянные кони, чьи имена, к сожалению, не сохранились, не дошли до наших дней. К примеру, в сказаниях говорится о нарте Бедзенаге – приемном сыны Челехсартага, который жил чуть вдали от сородичей Нартов, но всегда приходил на помощь соплеменникам. Так у него был чудесный конь, у которого было восемь ног и четыре уха.
Нартских коней практически невозможно одолеть. Коня, как верного друга и боевого товарища, нарты всячески оберегали. Так, упоминается кольчатый кожаный панцирь, который в нужный день может прикрыть коня, в котором «против ружейной пули будет собираться сто колец, против удара меча – двести колец, а в обычный день он будет не больше рубахи». Однако наибольшую популярность в эпосе получает другая идея защиты коня: его мазали густым слоем клея и хорошенько вываливали в песке. Эта процедура, как правило, повторялась 7 раз. Также упоминается случай, когда коня, обмазав клеем, три раза вываливали в песке и три раза в гальке.
Победить нартского коня можно только путем хитрости, запугав его. И если побежден конь, то, как правило, побежден и всадник. Так Сослан, вызвав на бой маленького Тотрадза, опозорившего его до этого перед нартским людом, поддернув на острие копья и так провозив его целый день, обращается за помощью к Сатане, зная, что победить Тотрадза он не в силах, и только путем хитрости (коня и самого Сослана облачают в шубу из волчьих шкур, в гриву коня вплетают множество пестрых лоскутьев, а также сто колокольчиков со ста бубенцами, при этом необходимо обязательное нападение со спины) Сослан из рода Ахсартагката одолевает нарта-подростка Тотрадза из рода Алагата…
Понятно, что такое особое отношение к лошадям в эпосе отражает статус коня и в повседневной жизни предков осетин. В этом плане любопытны сведения «отца истории» Геродота и римского историка Аммиана Марцеллина. Последний относительно алан подчеркивал особо, что молодежь с раннего детства, сроднившись с верховой ездой, считает позором ходить пешком. Об аланах, как замечательных конниках, упоминается и в каталонской хронике Раймона Мунтемира, датируемой XIII веком. Аланы, говорится в ней, считаются какими ни на есть лучшими всадниками на Востоке. После монголо-татар и нашествия Тимура и фактического забвения на несколько веков, была потеряна и наука о лошадях, которой славились аланы. Аланы «из-за ограниченности территории и сурового климата уже не имели возможности содержать табуны лошадей, постепенно у них исчезла легендарная порода коней, которую они окрестили Авсург. Тем не менее, существует мнение, что северокавказскими аланами впоследствии была выведена иная порода лошадей, ныне широко известная под названием «кабардинской».
Подготовил А. Кочиев
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.