Идеологические аспекты восстановления и развития экономики Республики Южная Осетия (Часть 1)
Аза Тибилова, доцент кафедры экономики и предпринимательства
ЮОГУ им. А.А.Тибилова
Миссия экономики, как известно, вытекает из человеческих потребностей и интересов. И поэтому экономика по определению не может быть нейтральной. Она несет в себе большой идеологический заряд, включает в себя политические и морально - нравственные принципы. Решение сложнейших экономических проблем невозможно без учета исторического развития, обычаев и традиций, традиционной веры, культуры народа, без любви к стране и ее гражданам.
Идеология определяет поведение людей в политической и экономической сферах. В политической сфере она является критерием справедливости того или иного государственного порядка и складывающейся системы властных отношений, выражает укоренившиеся в обществе представления о том, какие формы и цели действий должны быть доминирующими для обеспечения выживания и развития общества. В экономической сфере базовая национальная идея и основанная на ней идеология служат главным критерием принятия решений по развитию реального сектора экономики и социальной сферы.
Как человек не является человеком без осознанного смысла жизни, так и нация не может быть успешной и исторически устойчивой без национальной идеи. Что же такое национальная идея? Это смысл жизни народа и страны, без которого ни общество, ни государство исторически нежизнеспособны.
По Ожегову - «Идеология - это система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, общество. Идея - это сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности. Это - основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь. Это - намерение, план».
Создание и поддержание национального идеологического пространства - это сложная и важная задача. Но выбор государственных целей должен осуществляться на уровне идеологической самоидентификации народа. Необходимо противостоять тому, что авторы глобализации и нового мирового порядка продолжают предельно интенсивным образом идеологическую демилитаризацию мира для создания всемирного царства своих рабов. При этом глубина идеологического воздействия распространяется на фундаментальные основы миропонимания народов.
Ощущаются попытки тотального разрушения самой системы их мировоззрения с целью разрушения национального самосознания как одного из главных очагов сопротивления. За последние два десятка лет работники «невидимого фронта» непрерывно подтачивают некогда монолитное здание миропонимания народов. Все ценностные и сущностные опоры традиционных национальных представлений подвержены идеологической агрессии: понимание истории, отношение к государству, к семье, культура, традиционная вера, воспитание, образование, взаимоотношения людей, отношение к труду, гражданскому долгу и т.д. Создается впечатление, что поставлена задача превратить в пыль традиционное миропонимание и гражданское самосознание народов, в т.ч. осетинского.
Принято считать, что в любом государстве имеются три независимые ветви власти: законодательная, судебная и исполнительная. Четвертой - называют СМИ. Однако на самом деле высшей властью, обособившейся в качестве самостоятельной, является духовная власть.
Удивительно бездействие государственной власти, пускающей на самотек процессы духовной жизни народа, тем самым фактически отказывающейся от влияния в духовной сфере, т.е. от власти над умами и душами людей. Долгие годы власть имущие в осетинском государстве были озабочены главным образом проблемами материального свойства, хотя процессы духовно - нравственной жизни людей имеют гораздо более важное значение, чем изменения в сфере материальной.
Два десятилетия власть в Южной Осетии игнорирует процессы духовной жизни общества. Практически ничего не противопоставляется надвигающимся извне духовно-нравственным проблемам, меняющим сознание многих людей, когда насаждается, что главное - это деньги, успех, достигаемый любой ценой, что допустимо убить, украсть, лгать, дать или получить взятку, не вернуть долг, употреблять алкоголь и наркотики, поднять руку на женщину. Внешние идеологические угрозы целенаправленно стирают границы между добром и злом.
Два десятка лет в Южной Осетии усиленно насаждаются фальшивые, скопированные западные идеологические установки не только в области экономики, но и в области мировоззрения. Словно древнейший осетинский народ лишен самобытной национальной культуры и традиции, словно не имеет собственной фундаментальной системы ценностей. Бесполезно в наше время пытаться победить чуждые идеи одними запретами, административными мерами. С враждебными идеями можно бороться только собственными идеями, с невежеством - только просвещением. Из нашей древнейшей истории известно, что многочисленные захватчики, стремившиеся покорить наш народ, для достижения своих намерений пытались прежде всего достичь духовного подчинения, уничтожить и подавить нашу национальную культуру и традиции. В 14 в. процветающая и богатейшая страна Алания погибла не потому, что враги превосходили аланский народ воинской доблестью или оружием. Поражению великой страны способствовала духовная ослабленность и разобщенность, внутренние раздоры, неспособность консолидировать силы даже перед смертельной угрозой наступления внешних врагов. Против общего врага аланские княжества пытались воевать каждый в отдельности. От этого поражения аланский народ не оправился до сих пор. Понесенные потери были невосполнимы и касались не только убитых, но и огромных масштабов миграции. Значительная часть алан ушла в Венгрию, но на чужой земле не сумела сохраниться как народ. Еще более прискорбным стало переселение аланских воинов с семьями в Монголию и Китай. Многие из них занимали престижное положение, были богаты и влиятельны, но также не сохранились как народ. Аланы, покинувшие свою Родину, просто растворились среди других народов. И лишь небольшая часть алан, наших предков, не прекращая национально-освободительную борьбу, сумела отступить высоко в родные горы и выжить, сохранив свободу и независимость. В тяжелейших условиях жизнь целого народа находилась в прямой зависимости от силы его духа. И если мы до сих пор сумели сохраниться как народ, то только благодаря тому, что многочисленные агрессоры не смогли сломить великий дух народа.
Как известно, в свое время и Советский Союз был уничтожен путем массированной идеологической атаки, хотя советское общество было на порядок выше западного. В начале 90-х годов постсоветское общество после резкого сброса традиционных социально-мировоззренческих ценностей оказалось в зоне идеологического вакуума, превратившись в беззащитную, аморфную социальную массу, неспособную к адекватному историческому самосознанию, самоопределению и действию. Произошла ее тотальная информационная оккупация западно-ориентированными силами, взявшими управление стратегическими «перестроечными» процессами в свои руки. СМИ до предела демонизировали и дискредитировали образ страны и социализма в общественном сознании. У великой державы на момент исторического перехода не оказалось никакой твердой идеологической опоры, чтобы на ее основе сплотить общество, мобилизовать нацию к осознанному историческому действию. Совсем недавно в разработанном западными покровителями Грузии плане уничтожения осетинского народа «Чистое поле» предписывалось уничтожить в первую очередь объекты национальной культуры - Дом - музей В.Абаева, Университет, Старый город, телевидение и др. В 1989г. война с Грузией началась с ее очередного намерения лишить осетинский народ его родного языка.
После обрушения советской системы ценностей в течение двух десятков лет в осетинском государстве отсутствует официальная национальная идеология, несмотря на то, что сами граждане твердо придерживаются ее основных положений. И именно она способна объединить нацию и обеспечить достойную жизнь гражданам в новых исторических условиях.
Только благодаря невиданному запасу прочности национального духа, сохранившегося на генетическом уровне, осетинскому народу удалось преодолеть тяжелейшие испытания - девятнадцатилетнюю войну с Грузией, ингушскую агрессию, Бесланскую трагедию, природные стихии и т.д. Анализ этих трагедий должен обозначить проблемы нации и пути выхода из кризисной ситуации.
Национальная идеология призвана выполнять следующие основные функции: убеждать в достоверности определенной идеи; быть программой действий; организовывать и мобилизовывать людей на ее реализацию; идейно воспитывать; вырабатывать идеологический иммунитет; быть духовно-нравственным критерием. Только в случае реализации этих функций, идеология содействует достижению практических результатов.
Каким же требованиям должна отвечать национальная идеология? Прежде всего, она должна содержать высшие цели и задачи осетинского народа, отражать духовную самобытность, своеобразие и уникальность его традиций, формировавшихся на протяжении многих тысячелетий. Независимо от разнообразия взглядов и жизненных позиций, стремлений и надежд различных социальных групп, убеждений каждого человека, национальная идеология призвана объединить всех вокруг единой национальной идеи, обеспечить приоритет высших интересов и целей народа и государства. Национальная идея, исходя из высших духовных и общечеловеческих ценностей, должна стать источником силы в благородном деле воспитания молодого поколения в духе патриотизма, верности Фыдыбаестае. Она должна связать воедино славное прошлое, героическое настоящее и успешное будущее осетинского народа.
История Осетии сегодня замерла, остановилась в ожидании утверждения новой формулировки национальной идеи, и этот немой вопрос истории обращен непосредственно к интеллигенции. И если осетинская интеллигенция утвердит адекватное историческое решение, то политики будут вынуждены с ним согласиться. Утвердившаяся идеология получит продолжение в планах и реалиях переустройства действительности.
Мы же предлагаем, исходя из сложившейся критической ситуации вымирания осетинского народа в Южной Осетии, а вместе с ним и его древнейшей культуры, языка и традиционной веры, следующую формулировку главной цели и национальной идеи: сохранение осетинского языка, его жизненного пространства, традиционной веры, культуры и языка. И на это должны быть направлены все народные силы, талант, интеллектуальный и весь другой имеющийся потенциал. Предлагаемая идея вытекает из национальных интересов осетинского народа и выражает эти интересы. Она призвана стать основой и началом деятельности органов государственной власти. Исходя из главной цели, следует принимать все значимые решения.
Æнæгъдау
После августовской войны 2008 г. вместе с гуманитарной помощью в Южную Осетию протащили чужие смертельно опасные идеи. В ходе восстановительных работ вместе с гуманитарными деньгами в Республику пришло такое новое понятие, как «откат», что фактически означает легализованное бессовестное воровство финансовой помощи, предназначенной для обездоленных людей, пострадавших во время войны, для восстановления разрушенного народного хозяйства. Коррупция - æнæгъдау - вот корень всех наших прошлых и нынешних бед. Беспредельный цинизм, жестокость, эгоизм и наглость заезжих чиновников стоили многих жизней наших граждан в течение трех послевоенных лет. Мертвой хваткой вцепившиеся в гуманитарную финансовую помощь чиновники, подрядчики, менеджеры, бизнесмены и прочий криминальный сброд стали настоящим бедствием для измученного войной народа Южной Осетии. Мало того, они вознамерились помимо гуманитарных денег разграбить и природные ресурсы страны. И сегодня многие в Южной Осетии задаются вопросом, зачем надо было соглашаться принимать на таких убийственных, унижающих человеческое достоинство, условиях гуманитарную помощь? Ведь в идеологии осетинского народа такого понятия, как обмен свободы на деньги нет, т.к. это противоречит менталитету и национальной сущности народа. Причина - потеря прежних ценностных ориентиров, Æгъдау.
До 2004 г. Южная Осетия кормила себя сама. Затем в стране стала усиленно насаждаться идея отрицания собственных сил, мнение, что гуманитарная помощь - это единственный источник существования народа РЮО. Очевидно, по этой же причине после августовской войны 2008г. не был подсчитан огромный материальный и моральный ущерб, нанесенный народу Южной Осетии, и не были предъявлены требования о его возмещении агрессору - Грузии. Однако давно известно, что ни одно успешное государство в мире не достигло материального благосостояния и цивилизованного образа жизни за счет гуманитарной помощи, иностранных инвестиций или международных кредитов. Все это приводит лишь к зависимости и самым негативным последствиям. Наши предки были единоличными хозяевами своей страны и своей судьбы. Многие завоеватели, в т.ч. Александр Македонский, персидский царь Дарий и др. пытались воевать с ними, но никому не удалось их покорить. Свободолюбие, бесстрашие и сила духа сделали их непобедимыми. Царь Дарий завещал своим потомкам никогда в будущем не воевать со скифами, т.к. «они любят свободу больше, чем золото, и их невозможно купить или запугать». Благодаря этому свойству скифы имели и безграничную свободу и много золота. Никогда осетины прежде не ходили с протянутой рукой, даже в более трудных ситуациях. Бескорыстная помощь пострадавшим и нуждающимся в осетинском обществе оказывалась всегда самими осетинами и называется она, как известно, ЗИУ. Любая экономическая идея или решение исходят из соответствующей идеологии. В противоположность гуманитарной помощи, предполагающей зависимость и покорность, Æгъдау предполагает ЗИУ - благородное дело, помощь бескорыстную, не ради власти и денег.
Глубоким противоречием Æгъдау, национальной сущности народа Южной Осетии стало и то, что править аланским государством стали невежественные люди, не являющиеся гражданами страны и ничего общего не имеющие с осетинским народом. Нигде на Земле такое не практикуется. И это создало Республике новые международные проблемы, закономерно вызвало в мире вопросы относительно состоятельности нашей, выстраданной и завоеванной в 19-летней войне ценой огромных жертв и разрушений, свободы и государственности. Может ли их иметь народ, который не управляет своей страной самостоятельно?
Южная Осетия всегда имела большие традиции в области строительства, здесь много высокопрофессиональных инженеров и рабочих в этой области. Приезжие строительные организации нанесли невосполнимый ущерб экологии Южной Осетии. Для снижения себестоимости строительных работ они использовали самые дешевые, некачественные и экологически опасные стройматериалы. Не иначе как æнæгъдау нельзя расценивать проект проведения канализации и его спуска в чистую горную реку Лиахву в центре города с последующим загрязнением не только самой реки, но и городского озера. Завезенные извне работники низкой квалификации заняли рабочие места местного населения. В стране надолго утвердилась массовая безработица. Американцы тоже думали, что завозят чернокожих африканцев для выполнения неквалифицированной «черной» работы, пока один из них не занял самую главную руководящую должность в стране - Президента США.
Если и дальше будет продолжаться бесконтрольная миграция иностранных работников в Южную Осетию, то коренной осетинский народ, находящийся в состоянии демографической катастрофы, просто исчезнет и станет последним позорным поколением, на котором прекратится история великого народа.
Наш народ вымирает, потому что живет не по своим правилам, идет не по своему пути. Многие наши беды последних лет объясняются тем, что осетинский народ, заставляют жить не своей, а чужой жизнью, противоречащей его национальной сущности. Приходится питаться продуктами и носить одежду чужого производства; жить в домах, построенных чужими строителями по чужим технологиям; получать зарплату и пенсии из Государственного бюджета, сформированного, в основном, из чужих средств; жить и работать по законам другого государства, находящегося в совершенно других условиях; говорить и вести делопроизводство не на своем родном языке; поклоняться чужим богам и т.д. Так, подавление деятельности отечественных производителей, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, других производств в течение последних лет привело к тому, что на местном потребительском рынке почти вся имеющаяся продукция - импортного производства. Экспорт сведен к нулю. Хотя в стране имеются все условия для успешного развития сельского хозяйства, обеспечения продовольственной и экономической безопасности в целом. Однако в последние годы Республика стала местом сбыта чужой, как правило, некачественной продукции. И это привело к значительному росту заболеваемости населения, привыкшего потреблять экологически чистые продукты, и не способного переварить продовольствие с содержанием гормонов, нитратов, генов скорпионов и черепах. Человек, как известно, должен потреблять, в основном, те продукты, которые выращены на его родной земле. Так как через них он получает не только витамины и микроэлементы, но и особую энергию, связанную с его Родиной, культурой, жизненной силой предков.
Другим традиционным элементом национальной идеологии является уважение к старшим. Осетины всегда придерживались почтительного отношения к старикам и заботились о них. Однако за последние годы заезжие чиновники установили им пенсии, размеры которых не совместимы с жизнью. К концу 2011г. средняя пенсия в Республике составляла 1585 руб. при прожиточном минимуме около 8000руб., т.е. в 5 раз меньше. Таким образом, старики обрекались на вымирание. И за последние 5 лет численность пенсионеров в Республике сократилась в 2 раза.
Всем известно, что осетины - прирожденные воины. Девятнадцать лет несколько десятков тысяч осетин выстояли в вооруженной борьбе с пятимиллионной Грузией. И в то же время все последние годы югоосетинской армией руководят чужие прикомандированные извне министры, которые практически уничтожили то, что было создано героями Осетии - Хубулом, Парпатом и многими другими воинами. Осетины всегда считали святым уважение к памяти погибших героев. Но как соотнести это с тем, что мы позволили расформировать созданную ими и спасшую нас армию - победительницу? Героическую армию распустили, словно и не было нескольких поколений защитников Южной Осетии, благодаря которым целый народ остался жить. Как известно, армия - обязательный атрибут независимого государства, гарант ее безопасности. Сможет ли осетинский народ в дальнейшем защитить себя и свое государство, не имея своих вооруженных сил? Однозначно, нет. Если бы не героическая борьба осетинских военных, других защитников Южной Осетии в августе 2008г. за каждую улицу, за каждый дом, в подвалах которых затаились женщины, старики, дети, то до подхода российской армии грузины убили бы в Цхинвале и селах всех, включая 20 тысяч человек гражданского населения, более 500 российских миротворцев и 70 журналистов. Нет денег на содержание собственной армии? Не в деньгах дело. Какие деньги были в 1992г. у тех, кто создавал с нуля югоосетинскую армию? Но ведь давно известно: кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Герои Осетии обменяли свои жизни на свободу своего народа, оставили нам Родину, честь и силу духа, образцы поведения настоящих осетин. Наш долг - сохранить это в памяти народной. Необходимо создать Музей боевой славы. Приходится сожалеть о том, что ни одного из подбитых на улицах Цхинвала грузинских танков не оставили для истории в качестве экспоната для воспитательных целей подрастающего поколения.
Еще одна опасность, которая может оказать на нас негативное влияние, - стремление фальсифицировать историю осетинского народа, лишить нас славного прошлого и настоящего. Победить любой народ можно, лишь выиграв вначале идеологическую битву за идеалы и веру людей, а затем уничтожив их историю. И тогда беспамятный народ способен принять любую идеологию, ведущую к погибели. Сегодня предпринимаются попытки искажения даже тех исторических событий, очевидцами и участниками которых является нынешнее поколение осетин. Народу - победителю пытаются навязать ущербную роль беспомощной жертвы. В многочисленных публикациях о войне 2008г. отсутствует всякое упоминание о подвиге осетинского народа, выстоявшего в борьбе против многократно превосходящих сил грузинских агрессоров и их союзников. Чего стоит одно только лживое интервью генерала, которого осетинский комбат лично вытащил с поля боя и тем самым спас от смерти или позорного плена. 19-летняя национально - освободительная война осетинского народа с фашистской Грузией породила массовый героизм многих тысяч защитников Южной Осетии. Но как же поразителен тот факт, что на всей территории страны нет ни одного, достойного их подвига, памятника героям Осетии! Не им, это нужно нам, живущим. В стране, где каждый первый может считаться героем, практически ничего не указывает на это. Нет ни одного достойного музея. Гости Республики не видят ничего, чтобы понять, какую великую историю и культуру имеет югоосетинский народ и потому достоин всяческого уважения. И поэтому многие из них ведут себя столь надменно, пытаются игнорировать и унижать коренной народ. У них складывается иллюзия, что местное население им чем - то уступает и поэтому ему можно насаждать позицию, что от него ничего не зависит. Чувства стыда и скорби вызывают небольшие, несоизмеримые с подвигами защитников Южной Осетии черные плиты, погрязшие в пыли раскуроченных улиц, установленные близкими на местах гибели героев. А ведь каждый из них заслужил как минимум нашу благодарность и память, которая должна сохраниться в названиях улиц, картинах, песнях и книгах, в памятниках, к которым должны приходить люди.
Цхинвал - город - герой, город воинской славы. Южная Осетия - страна - победитель. А 12 августа - это День Победы в национально - освободительной войне над грузинскими фашистами 1989-2008г.г. Осетинский народ - исторически, никогда и никем не покоренный, народ - победитель. В нечеловеческих условиях сохранивший человеческое достоинство народ не может ставить ничтожные цели и дальше проживать в недостойных условиях. Когда Бог предложил нартам на выбор вечную жизнь или вечную славу, они без колебания предпочли скорую гибель со славой вечному, но бесславному прозябанию…Униженные разрухой и бедностью люди растрачивают состояние победы и радости, единственно в котором можно творить великие дела… В.И.Абаев писал: «Бог создал нартов для веселой и беззаботной жизни. Презрение к смерти как-то очень естественно и просто сочеталось у «детей Солнца» с любовью к жизни и ее радостям…Нет ни одного указания на то, чтобы нарты падали духом или изменяли своим привычкам…Быть лучшим всегда и во всем - такова была идея фикс виднейших нартов». Нарты - народ, близкий к Богу и любимый им. Чтобы выжить, в осетинском народе должны проснуться нарты. От наших предков исходит несокрушимая воля к жизни, оптимизм, ощущение счастья и удали. У них не было уныния. Они считали, что нет ничего невозможного. Состояние радости и созидания, настрой на успех, силу духа могут сформировать наши талантливые деятели культуры и науки, спорта. Без ложной скромности можно сказать, что их произведения и открытия, успехи соответствуют лучшим мировым достижениям и могут способствовать международному признанию Южной Осетии. И поэтому надо научиться ценить и всячески поддерживать своих талантливых деятелей культуры, науки, спорта. Если бы они были у других народов, они бы подняли их до небес. И 8 августа 2008 г. в Южную Осетию ехали воевать не боевики, а художники, врачи, музыканты, спортсмены, ученые. «Величие страны определяется не размерами ее территории, а характером и духом ее народа», - утверждал Дж.Адамс, президент США.
Язык - главный фактор национальной идентификации. В.И.Абаев писал: «Энергетика языка настолько велика, что она питает людей». Дух народа содержится в его языке, т.к. в нем находится способность мыслить. Это его сила. Пока осетины поют на осетинском языке, никакой враг их не осилит. Пока живет язык - жив и народ. И поэтому осетинам крайне важно сохранить свой язык, занесенный ЮНЕСКО в список исчезающих. Через свой древнейший язык осетины связаны со своими предками. А без этого народ засохнет, как дерево без корней. В свое время поэт Расул Гамзатов сказал так: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть…». Но сегодня в школах Южной Осетии на изучение осетинского языка и литературы отводится в два с половиной раза меньше времени, чем на изучение других языков. На изучение истории Осетии отводится времени в 5раз меньше, чем на изучение истории других стран, а географии Осетии - в 9раз меньше, чем изучается география других стран. Кроме того, навязанная система образования в отличие от знаменитой советской школы не отвечает своему предназначению и воспитывает в человеке потребителя и жертву. Все это можно изменить, если в школах начнут преподавать детям Æгъдау, Нартские сказания, бесценные труды В.Абаева и произведения других осетинских авторов. Необходимо ввести в школах духовно - нравственное воспитание, приучать учащихся к нашим нормам поведения. Все дети должны быть обучены танцевать сакральный танец СИМД и петь героические песни, Государственный Гимн Республики Южная Осетия. Если сегодня не поддержать тех, кто способен создать национальные учебные пособия по таким важнейшим предметам, как Национальные традиции осетин, Современная история Осетии, География Осетии, Национальная экономика Южной Осетии и т. д., мы потеряем свою национальную идентичность и перестанем существовать как народ. А местных авторов, ученых, писателей, поэтов, осталось совсем немного, и их нельзя завезти ниоткуда.
Осетины всегда ощущали себя самодостаточной нацией. И для этого у них есть все основания в их истории и культуре. Наши предки считали своим святым долгом участвовать в решении вопросов государственной важности. Ныхас - так называлось место, где собирались самые достойные и авторитетные личности, представители народа для обсуждения судьбоносных дел. Сегодня же мы имеем чуждую, скопированную партийную систему формирования Парламента РЮО. Она не оправдала себя не только потому, что вместо консолидации разделяет немногочисленный народ на непримиримые группы - партии, но и потому, что по партийным спискам в законодательный орган часто проходят люди, не имеющие государственного мышления, знаний и уважения народа. Их неспособность к законотворческой деятельности привела к тому, что было принято решение, согласно которому при отсутствии собственных законов нужно руководствоваться законами другого государства, находящегося совершенно в других условиях. И это привело к правовому хаосу и беззаконию. Здесь необходимо напомнить всем о нашем самом главном документе - Акте провозглашения независимости Республики Южная Осетия от 29 мая 1992г., который провозглашал наряду с независимостью Южной Осетии и созданием самостоятельного государства Республики Южная Осетия и то, что «…Отныне на территории Южной Осетии имеют силу исключительно Конституция и законы Южной Осетии». Отказ же от собственных законов, правил жизни на деле означает отказ от своей независимости, свободы и государственности. А это в свою очередь ведет к окончательному вымиранию осетинского народа в Южной Осетии. Решение национальных проблем посильно только личностям, которые могут в комплексе охватить взглядом все - и политику, и экономику, и идеологию, и культуру. Поэтому сложившуюся ситуацию необходимо менять в корне. Необходимо вернуться к тому, что у нас уже было и эффективно работало - к Государственному Ныхасу РЮО. Он формировался путем выбора каждого народного представителя в отдельности. И именно поэтому это собрание интеллектуально развитых и патриотично настроенных личностей, сумело принять единственно правильные исторические решения в переломный момент распада СССР. Они сумели также создать безупречные политико-правовые основания независимости Республики Южная Осетия. И не было никакой необходимости, затем копировать идеи западного парламентаризма. Ведь Ныхас - это совершеннейшая демократическая форма правления. В сегодняшней ситуации, когда речь идет о физическом выживании последних 30 тысяч осетин в Южной Осетии, также должны быть востребованы имеющиеся интеллектуально и духовно развитые, сильные личности, способные разработать и реализовать пути спасения родного народа.
Между тем, последние десять лет в стране усиленно насаждался миф об отсутствии собственных специалистов, что привело к их замене на коррумпированных и некомпетентных гастарбайтеров. Подобное унижение, глубоко противоречащее ÆГЪДАУ, чудовищное насилие над чувством собственного достоинства народа обошлись Южной Осетии очень дорого. В мирное время ежегодно умирает почти столько же людей, сколько во время боевых действий. Через четыре года после победы в 19-летней войне над грузинскими агрессорами страна по-прежнему находится в руинах, уровень жизни людей - неприемлемый, многие продолжают жить в сараях, подвалах, гаражах. Ощущается острый недостаток питьевой воды, жилья, условий здравоохранения и т.д. И результатом всего этого стали недопустимо высокий уровень смертности в стране, демографическая катастрофа. Кадры по-прежнему решают все. И надо, наконец, после полученных горьких уроков истории понять, что никто другой, кроме самих осетин, никогда не решит их проблем. Не имеющие Æгъдау руководители, не знающие истории и менталитета народа, по определению не способны на созидательные процессы. С 2002г. все министры экономики РЮО, не считая предпоследнего министра - студента, были «импортные», как и их всевозможные, мало похожие на настоящие, так называемые программы, стратегии и концепции экономического развития Южной Осетии. И именно этим объясняется нынешнее бедственное социально - экономическое положение страны. Десять лет жизнь доказывает, что завоз «корифеев» от экономики исключает всякие позитивные перспективы для страны и народа. Временщики не понимают происходящего, не ставят целей спасения народа , не знают, что вообще делать, у них отсутствуют точки соприкосновения с людьми и доброе отношение к ним. Реализация их финансовых интересов сводится к проведению бесконечных разрушительных экспериментов над многострадальной экономикой РЮО. Десять лет руководители социально - экономической сферы страны демонстрируют свою некомпетентность в недоброкачественных документах, на экономических форумах, встречах, всевозможных совещаниях. Тем самым они формируют незаслуженный имидж страны дураков. И это формирует соответствующее отношение к нам, больно бьет по авторитету и репутации Южной Осетии и ее народа, наносит стране огромный ущерб.
Государственное управление и бизнес отделены друг от друга Законом. И поэтому руководители государства, социально-экономической сферы должны заниматься не зарабатыванием денег, а проблемой спасения осетинского народа.
Последние годы предпринимаются попытки установления научно необоснованных ориентиров в экономике, которые не поддерживаются населением РЮО, противоречат интересам людей и государства и совершенно неприемлемы. Так, нас пытаются убедить, что в современной экономике «свободный саморегулирующийся рынок все расставит по своим местам». То, что это не имеет под собой никаких оснований, красноречиво подтвердили как разразившийся мировой финансово - экономический кризис, так и используемые для его преодоления средства и методы, главными из которых стали активное вмешательство в экономическую сферу и помощь частным компаниям со стороны государства. Как справедливо отмечает профессор М.Н.Марченко, «рыночные механизмы как «регуляторы» преимущественно экономического развития не могут успешно действовать сами по себе, а должны органически сочетаться с дееспособной государственной властью, с сильными национальными государственно - правовыми институтами». Т.е. для успешного функционирования рыночной экономики необходимы сильное правительство и общественные институты. Между тем, западная рыночная экономика вся плановая, регулируемая и управляемая. При капитализме, тем более без сильного регулирующего воздействия со стороны государства, социальная справедливость в принципе недостижима. Поэтому государственная власть призвана корректировать провалы и ограниченность рынка, а также предпринимать серьезные усилия, направленные на воплощение принципа социальной справедливости в жизнь.
С этим связана непосредственным образом морально-нравственная легитимность самой власти. Людей пытаются уверить, что рыночные отношения, когда все продается и покупается, это навсегда. И нужно приспособиться к ним, в т.ч. к их наихудшим установлениям, стандартам и образам, забыв собственные традиции и открытия в экономике. Доведенный до абсурда прагматизм все привязывает только к полезности. Однако именно модель общества потребления завела в тупик мировую экономику. Финансовый кризис начался в головах людей.
Последние годы происходило умышленное банкротство промышленных и др. предприятий Южной Осетии с целью их последующей приватизации, подобной той, что была в России в 90-х годах. Прочно насаждалось и утвердилось глубоко ущербное мнение «Южная Осетия - аграрная страна». Хотя это совершенно не соответствует действительности. Почти за все предвоенные годы по сравнению с сельским хозяйством промышленность Южной Осетии выпускала намного больше продукции, формировала половину всех доходов бюджета Республики и создавала тысячи рабочих мест. Продукция югоосетинских заводов и фабрик экспортировалась далеко за ее пределы. А Завод «Электровибромашина» вообще был монополистом в СССР, его продукция экспортировалась в несколько десятков зарубежных стран, которые до сих пор предлагают сотрудничество. Проводившаяся на основе названной выше идеи политика уничтожения промышленности РЮО нанесла огромный ущерб всей экономике и социальной сфере страны. Надо, наконец, осознать, что поскольку потребности человека касаются всех отраслей экономики, то и развивать их надо по возможности все.
Что касается непосредственно приватизации, то здесь есть смысл изучить результаты приватизации собственности в России. Ясно одно: если большая Россия все же выжила после хищнической приватизации, то Южной Осетии это не удастся. Приватизация, передел государственной общенародной собственности, несомненно, вызовет дестабилизацию в стране, спровоцирует насилие, как это было в 90-х годах в России. Однозначно, не время проводить столь пагубные радикальные экономические преобразования в ситуации, когда многострадальный народ Южной Осетии продолжает находиться в тяжелейших условиях и борется за простое физическое выживание. Сегодня население Южной Осетии не имеет таких денег, чтобы хоть что-нибудь приобрести в процессе приватизации. Поэтому вся общенародная собственность будет скуплена иностранными гражданами через подставных лиц. Аморально отдавать другим то, за что заплачено человеческими жизнями, что так обильно полито кровью и потом защитников Южной Осетии и что они могут задействовать сами, поставить на службу своей стране. Приватизация земли Южной Осетии, которая запрещена всенародно принятой Конституцией РЮО, приватизация заводов и фабрик, другой общенародной собственности на самом деле означает гораздо больше - продажу жизненного пространства осетинского народа. И если за деньги будет это продано, значит все жертвы за свободу Южной Осетии были напрасными. За красивыми словами «иностранные инвесторы», «приватизация» и т.п. кроется реальная угроза передачи общенародной собственности в чужие руки. А тот, кто владеет собственностью, тот и является реальным хозяином в стране.
Развитие экономики всегда осуществляется в интересах собственника. Поэтому важно, кто является собственником предприятий, земли, движимого и недвижимого имущества. Единственной целью иностранных инвесторов, собственников является получение максимальной прибыли. При этом создается реальная угроза экологии страны. Прикрываясь «экономической эффективностью», в слабых странах разворачивают опасные и вредные производства. Риски подобного развития событий в Южной Осетии достаточно велики. Æнæгъдау, безнравственно продавать общенародную собственность, землю, обильно политую кровью и потом защитников Южной Осетии. Как отмечают российские ученые, ни одна из декларированных приоритетных целей приватизации так и не была достигнута. Она не решила задачу повышения эффективности производства. Не была решена проблема привлечения инвестиций. Акции стратегически важных предприятий оказались скуплены иностранными фирмами. Нередко была прекращена их производственная деятельность и утрачена уникальная технологическая база. Не была создана конкурентная среда на рынке. Была сделана ставка на приоритетную реализацию политического тезиса о необратимости проводимых экономических преобразований - достижение так называемой точки невозврата к прежнему строю. Отсюда поразившие весь мир масштабы, темпы приватизации в России, степень насилия при ее проведении, а также убогие доходы от продажи объектов государственной собственности. Крайне низкой была признана и социальная эффективность приватизации. Законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства. Не была достигнута и одна из главных декларативных целей на начальном этапе приватизации - формирование широкого слоя эффективных частных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие своих предприятий, накопление и обновление производственного потенциала. По оценкам экспертов Мирового банка, в России, где самый высокий в мире уровень концентрации частной собственности, формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития и опорой политической стабильности - не состоялось. Были созданы соответствующие условия и механизмы радикального передела собственности и незаконного присвоения доходов от использования государственного имущества. Государственная собственность оказалась наименее управляемой и наиболее беззащитной, открытой для различного рода злоупотреблений. Приватизация в России не способствовала усилению социальной защищенности работников приватизируемых предприятий и развитию объектов социальной инфраструктуры, а, напротив, ускорила разрушение этих объектов. Средства от приватизации на развитие объектов социальной инфраструктуры практически не поступали. Предприятия и местные власти отказывались от их содержания. Поэтому объекты социальной сферы приобретались в массовом порядке по заниженным ценам предпринимательскими структурами в целях последующего их перепрофилирования. Однако главным негативным социальным последствием приватизации оказался рост имущественного расслоения в обществе. Россия раскололась на две страны - «демократическую» Россию богатых и Россию бедных. И эта пропасть становится бездной. Не менее негативными оказались последствия приватизации для наемных работников: рост безработицы, бесправие на производстве, деградация рабочей силы в профессиональном, физическом и нравственном плане и т.п. Негативные последствия приватизации были приумножены действиями правительств «демократической» России, которые превратили ее в страну преимущественно сырьевой, а не современной индустриальной экономики.
Не знающие сущности экономики Южной Осетии также пытаются придать ей природно-сырьевую направленность. Стремление «сделать деньги» не останавливается даже тем колоссальным ущербом, который наносится экологии страны, жизненному пространству осетинского народа. Экологически крайне опасные, чрезвычайно дорогостоящие и энергоемкие, часто связанные с необходимостью завоза сырья и иностранных работников проекты типа производств по выращиванию кристаллов кремния, синтетических материалов, лекарств и пищевых добавок, микрочипов, добычи и переработки сырья убыточного Кваисинского рудоуправления, вывоза питьевой воды, «освоения» шахт «Югосталька» и др., характеризуются сомнительной социально- экономической эффективностью и угрожают превращению малоземельной Южной Осетии в зону экологического бедствия. Поразительно и непонимание того, что, не имея достаточной силы защитить свои природные богатства, нельзя рекламировать их на весь мир и притягивать агрессоров. Жизнь показала, как уничтожаются целые народы ради того, чтобы завладеть их природными ресурсами. С той же целью по всему периметру обложили Россию НАТОвскими военными базами, единственным сдерживающим фактором которых является ядерный потенциал РФ.
Самым большим дефицитом становится в мире питьевая вода. Каждый четвертый житель на Земле не имеет ее. По мнению специалистов за питьевую воду в ближайшем будущем могут начаться настоящие войны. И совершенно непонятна логика тех, кто говорит об экспорте питьевой воды Южной Осетии. Ведь сам народ Республики испытывает огромные проблемы в обеспечении питьевой водой. В Цхинвале вода подается всего несколько часов в сутки, и то выше первого этажа не поднимается. Особенно страдают без воды сельские жители. Зачем продавать за деньги то, чего самим не хватает? Зачем разрушать за сомнительные деньги свою экологию и заводить неуправляемые процессы, которые могут вообще снести народ? Разве это не безнравственно и не классифицируется как Æнæгъдау? Не лучше ли привлечь, наконец, к управлению экономикой страны тех, кто действительно знает, что делать во благо народа и страны?
Главной национальной чертой наших успешных предков было чувство собственного достоинства. Они решали свою судьбу сами и не ставили свое благополучие в зависимость от других. Духовная культура предков осетин рассматривала потерю чести и достоинства как потерю права на жизнь, т.к. это делало ее невыносимой. Суть достоинства - в осознании своего права быть неповторимым и права относиться к собственной личности с чувством самоуважения. Достоинство считалось доспехом, охраняющим личность. И для того, чтобы иметь честь и достоинство, человек должен убить в себе раба - внутреннее существо, ради выгоды и хорошего отношения к себе идущего на разного рода унижения и сделки с совестью. Это касается и сообщества людей, униженных бедностью и бесправием. И если не сохранять чувства гражданского достоинства, то состояние социального унижения, сопровождаемого массовыми стрессами и депрессиями, деградацией, погубит народ. В ноябре 2011г. осетинский народ вышел на центральную площадь Цхинвала с главным лозунгом «Мы - народ, а не быдло!». Наши предки никогда не были рабами и никогда ни перед кем не прогибались. До недавних пор мы умели не склонять головы перед высокопоставленными чиновниками и добиваться успеха. Когда грузинские фашисты в лютые морозы девяностых годов отключили Южной Осетии электроэнергию, страна погрузилась в холод и мрак, каждый день умирали люди. В Цхинвале помнят, как пришло спасение, как решил проблему электроснабжения Республики с высокопоставленным бездушным чиновником по фамилии Бревнов - Хубул.
Æгъдау
В 1922 г. воин и посвященный Сослан Темырханты писал: «Если бы знали мы, кем были наши предки и какие великие дела они совершали, мы бы с гордостью носили имя ИРОН и не допускали ничего недостойного».
«Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои»- утверждал известный художник, философ Николай Рерих.
Сегодня же надо проникнуться тем, что пишет одна из наших современниц: «…сейчас, когда идеологическая агрессия против осетинского народа достигла угрожающей силы, настало время, когда необходимо вернуться к своим истокам. Надо идти назад - в будущее. Потому что именно там, в далёком прошлом были зашифрованы глубочайшие знания арийских народов, предков осетин, о гармонии человека и мироздания, о том, что человек имеет целью своего пребывания на Земле - совершенствование, эволюцию своей духовной сути. Именно глубокие знания о законах космоса лежали в основе всего жизненного уклада и миропонимания осетин. Нормой жизни были почитание старших, взаимопомощь, уважение к женщине, гостеприимство. Больше всего осетин дорожил своей честью и достоинством. Ему неведомы были понятия лжи и продажности. Священный порядок Æгъдау незапамятных времен диктовал этикет сдержанности во всём: человек постоянно должен был держать под контролем свои действия, эмоции, следить за осанкой, речью, поступками и даже мыслями; нельзя было объедаться, вести себя развязно, большим позором считалась невоздержанность в употреблении спиртных напитков. Каждому члену общества определялось соответствующее место в иерархической ступени. Было уважение к старшему, младшему, женщине, гостю. И это было не случайно. Осетины, как и многие другие народы, знали о существовании во Вселенной трёх уровней сил, действующих на человека: высшая, божественная - уац (Уастырджи, Уацилла), дау (дауджытæ) - материальные пристрастия, привязанности; уайу (уæйгуытæ) - низменные пристрастия. Чтобы быть под защитой высших сил и не подпасть под влияние низших - не стать жертвой низких страстей, эмоций, материальных привязанностей, - надо было, чтобы всегда Дух руководил телом, а не тело - Духом. Пьянство, наркомания, злоба, ненависть, зависть, прочие низменные чувства - все это, естественно, человек делает по наущению темных сил, а значит против воли Божьей - высшей, светлой энергии - к которой только и должен стремиться человек. Поэтому вернуть ÆГЪДАУ в первозданном виде - это путь к спасению нации.
К сожалению, священных писаний и письменных источников, свидетельствующих об этих знаниях, осетины не сохранили. Но истина, известная им о тайнах Мироздания была когда-то ими зашифрована в виде религиозных символов, обычаев, традиций, обрядов, а также в великом памятнике устного народного творчества осетин «Нартском эпосе». Через многие тысячелетия осетинский народ сумел пронести почти без изменений эти таинственные символы, заложенные в ритуалах поклонения высшим силам.
Поэтому, когда мы сегодня говорим о том, что осетины обязаны сохранить свой язык, свою веру, свои обычаи, речь идет о знаниях, унаследованных осетинами от своих праотцев - древних Ариев, Нартов, которые наши ближайшие предки до прошлого века сумели сохранить, как великую книгу, которую берегли, как святыню, и не умея её прочитать сами - завещали нам в её первозданном виде. К огромному нашему сожалению, эта первозданность очень быстро, в течение последних 30 лет, стала теряться. Поэтому так необходимо сегодня как можно скорее осознать суть этой величайшей, непростительной потери и опомниться, пока ещё не поздно, пока ещё живы хранители нашей великой святыни - Æгъдау, - наши старики, родившиеся в горах, заставшие там настоящую осетинскую жизнь, с соблюдением всех заповедей, традиций и ритуалов. Анализ этих традиций и обычаев говорит о том, что в них нет ничего случайного. В каждом из них зашифрован определённый смысл. И не просто смысл, а великие космические законы.
Наши предки умели достойно жить в ладу и гармонии с Мирозданием, населённым различными по направлению (т.е. Света и Тьмы) силами, а небожители не только в сказаниях и легендах, но и в реальной жизни испокон веков оказывали осетинам помощь, охраняя их в самые тяжёлые времена. И именно горы, в которых строились святилища (причём не по прихоти самих людей, а только «лишь если Бог то место Знаком освятил»), неоднократно спасали нацию от коварных и бесчисленных врагов. Спасали, потому что народ, свято хранил древнюю божественную традицию и благодаря этому был чист в мыслях, словах и действиях, а тем самым - достоин покровительства Высших, Светлых сил. В миропонимании осетин всё было взаимосвязано: поклонение Богу, обычная каждодневная жизнь, праздники, обряды, морально-этические, нравственные нормы. Вся их жизнь была основана на прочном и надёжном фундаменте вековых законов и традиций, называемых - ирон æгъдау. А они, благодаря зашифрованным в них ведическим знаниям, требующим от человека определённого поведения, соблюдения нравственных, этических норм, сохранения строгих правил поклонения Богу - вели человека по единственно верному пути: к эволюции духа. То есть, быть настоящим осетином - означало быть духовно развитой, благородной личностью. Духовная, нравственная культура и народная мудрость осетин всегда были на высоте. К тому же, народ всегда был талантлив во всём. Попробуйте сегодня представить наше поколение загнанным в горы. Как бы мы смогли там выжить? А тогда они не просто жили, а жили достойно, как подобает сильным Духом. Они создавали великолепные образцы материальной культуры: посуду, утварь, одежду. Прекрасно было развито устное народное творчество: ведь пронести сквозь бесчисленные века, сохранить «Нартский Эпос», сказки, легенды, песни, танцы, музыку - это было под силу только великому народу.
Превосходство достижений современной цивилизации никто не станет оспаривать. Другое дело - тот всё более углубляющийся и расширяющийся в прямо пропорциональной зависимости - отрыв цивилизации от уровня культуры. В то время как они (цивилизация и культура) по космическим законам должны развиваться только в гармонии. А сегодня наш народ, всегда отличавшийся стремлением к знаниям, ко всему новому, будучи разносторонне одарённым и талантливым, - слишком преуспел в своём устремлении быть первыми. А так как сегодня, когда он живёт уже не уединённо, в горах, а в окружении разных народов, и быть первым по требованию современной цивилизации означает совершенно неприглядный и бесконечно далёкий от наших идеалов образец современных граждан планеты Земля (погрязших во всех пороках и грехах), - то желание не отставать ни в чём, привело наших сограждан к совершенно немыслимым и недопустимым для звания ирона итогам.
К тому же, на священную землю Ирыстона устремились тысячи различных миссионеров, представителей других религий, сектантских групп, усиленно зазывающих, завлекающих к себе наших сограждан, нещадно зомбирующих и кодирующих их - тем самым навсегда отрывая осетин от своей родной культуры. И попавшие в их сети осетины, отвернувшиеся от религии предков, предпочтя великому наследию арийской доктрины, заключённой в осетинском Æгъдау, какие-то сомнительные заповеди, весьма далёкие от Истины, или в лучшем случае, - данные Богом, но другим народам, разве не являются они Изменниками?!
Как же не стонать нашей священной земле, как же не возмущаться нашей природе, как же не сердиться Богу на людей, так непохожих уже на детей Солнца - Нартов, которых они были призваны охранять! Многие восклицают: «Никто не молится больше осетин!» Да, мы не забыли, что нам завещано нашими предками молиться над тремя пирогами. Но при этом мы забыли самое главное! Как молиться и чем молиться! Не пьяный, бездуховный, грешный народ собирался у святилищ, а светлые, чистые Дзуары Лæгтæ возносили молитвы.
Самое страшное сегодня - не осознать свои ошибки и не пытаться их исправить. Народ, которому было так много дано, который с незапамятных времён шёл по белу свету, распространяя свет божьих заповедей и законов, нёсший народам мира культуру (скифы, сарматы, аланы) сегодня, ходит по золоту своей высокой культуры, а собирает фантики чужой псевдо - культуры и чужого менталитета. Это самая настоящая трагедия, что некоторые люди, носящие осетинские фамилии, стали смотреть на мир лишь через призму денег и власти и вообще забыли, что такое Æгъдау.
Силы зла ведут человечество к гибели и, прежде всего, через целенаправленное растление народа, через навязывание низких, порочных страстей, лишение высоких идеалов. Всё это делается для того, чтобы человек забыл о своей божественной сути, забыл о своём высоком предназначении и жил лишь материальными пристрастиями, ничем не отличающими его от уровня жизни животного.
Надо и сегодня вместо чтения пустых и заведомо растлевающих газет читать полезную литературу и искать пути к Истине, к осознанию смысла жизни, которым сегодня перестали учить и в школе. Что же касается наших предков, то они, хоть и не умели читать, но свято верили в свою идеологию, религию, в обычаи, которые помогали им быть высоконравственным, высококультурным и мудрым народом. Они, не умея расшифровать тайный смысл обычаев, бережно исполняли их, были им свято преданы, и тем самым сумели сохранить себя как удивительный народ.
Сегодня, когда неудержимая сила генетической тяги всё больше привлекает осетин к святым местам, и народ вдохновенно устремляется к тому, что привязывает его к родному этносу,- необходимо, чтобы он при этом ощущал великое назначение исполняемых им ритуалов и осознавал божественный смысл этих обычаев, чтобы предотвратить нарушение их незыблемых законов. Потому что нам, осетинам, сегодня, как никогда, необходимо возвращение к своим корням для осознанного и священного исполнения заветов предков. Чтобы, пока не стало слишком поздно, помочь себе возродиться, как потомкам некогда великого народа!»
Государственная власть не должна быть безучастна к процессам духовной жизни общества. Ведь прогресс самым непосредственным образом связан с изменениями самого человека, его сознания и духовно - нравственного состояния. Власть над умами и душами людей возможна лишь при наличии целостной системы концептуально оформленных взглядов и идей, выражающих интересы народа. Иными словами, необходимо официально утвердить на государственном уровне национальную идеологию, которая есть и беспрекословно поддерживается всем осетинским народом. А для того, чтобы она эффективно работала, государственная идеология должна быть научно обоснованной, четко сформулированной и понятной. Она должна быть обеспечена необходимым комплексом мер по ее пропаганде и реализации. Иными словами, необходимо утвердить в обществе в полном объеме Æгъдау. Несомненно, должно быть создано государственное ведомство духовной власти, в котором можно было бы собрать национальную элиту, чтобы провести научный анализ, разработать и реализовать соответствующую нормативно-правовую базу и Программу по национальной идеологии с конкретными мероприятиями, ресурсами и запланированными результатами. Это и позволит сохранить на земле Ирыстона Ирондзинад, Æгъдау и самих Иронов.
Есть смысл закрепить положение о том, что все принимаемые значимые решения должны проходить экспертизу в этом ведомстве на предмет соответствия аегъдау. И то, что специалисты отнесут к Æнæгъдау, должно быть немедленно отвергнуто.
Сегодня, когда нас хотят покорить на духовном уровне, нужны нестандартные научно обоснованные методы борьбы. Нужны бойцы - идеологи, интеллигенция, деятели культуры. И нужно финансирование. Если государство будет жалеть денег на это, мы проиграем свою главную войну и будем уничтожены как народ и морально, и физически.
Очевидно, следует предусмотреть проведение различных мероприятий образовательного характера. Любой желающий должен иметь возможность изучить в полном объеме ирон аегъдау, осетинские песни и танцы, обычаи, традиции, осетинский язык и делопроизводство, нормы поведения, осетинскую кухню и т.д. Чиновники любого уровня должны сдать экзамен по осетинскому языку.
Строгие законы наших предков прошли испытания временем. Дух народа сосредоточился в его моральном кодексе чести - Æгъдау. Единственным критерием оценки действия человека для наших предков было - Æгъдау или Æнæгъдау. Все, что противоречит агъдау и не соответствует ему, есть Æнæгъдау. Третьего не дано. Никаких допустимых компромиссов с совестью у осетин не было.
Спасение осетинского народа кроется в возвращении к своей национальной сущности, к неистребимой силе своих корней.
Восстановление в осетинском обществе в полном объеме таких непереводимых понятий, как Æгъдау, Лæгдзинад, Æфсæрм способно обозначить пути возрождения и процветания народа. Сакральное понятие Æгъдау подразумевает неписанные законы и знания о нравственных нормах поведения людей, моральных устоях общества, его передачу из поколения в поколение. В основе Æгъдау лежат жесткая дисциплина и порядок. АЕгъдау охватывает все сферы и уровни человеческого бытия и сознания. Следование АЕгъдау побуждает к ответственности за прошлое, настоящее и будущее, к реализации в земной жизни высокого предназначения человека - фыдаелты фарн.
Аегъдау противостоит АЕгъдау, олицетворение беспорядка, хаоса. И если
АЕгъдау ведет к свету и жизни, то АЕгъдау - к мраку и смерти. Долгие годы южные осетины подвергаются идеологическому воздействию, которое навязывает им чуждые ориентиры и ценности, правила жизни, глубоко противоречащие их собственной сущности. В стремлении к «цивилизации», «глобализации», «демократизации» отрицается выверенная веками истинная идеология народа. Возрождение традиционной арийской идеологии стряхнет с народа - победителя накрывшие его непривычные чувства безысходности, состояния жертвы, навязанные ложные установки. В нынешнем глобализованном мире за место под экономическим солнцем нужно бороться. Других путей достижения комфортной жизни не существует.
Линия фронта сегодня проходит в умах и душах людей. И с тупикового пути, парализующего волю народа, надо сойти. Народу - победителю придется изжить ложные мифы и установки, синдром вечно обязанного, отстраненного от принятия судьбоносных решений, навязанную терпимость, доверчивость, послушание. Придется осознать свою значимость в глобальных мировых процессах, ярко подтвержденную в августе 2008года. Придется, чтобы не стать последним позорным поколением, на котором может прекратиться история народа.
Доведенный до грани физического исчезновения осетинский народ в Южной Осетии может выжить только при условии, что выстоит духовно. Поэтому утверждение собственной национальной идеологии сегодня необходимо, как воздух. Без нее народ и государство теряют ориентиры на своем пути. Стать хозяином своей жизни - это прежде всего, стать хозяином своих чувств, мыслей и слов. Известно же, что если где-то возникает идеологический вакуум, там начинает править чуждая и разрушительная идеология. А отсутствие собственного мнения, подчинение чужой воле или идее гораздо страшнее, чем любая экономическая или политическая зависимость. В человеческом обществе не может быть идеологического вакуума. Если же он возникнет, его место обязательно заполнят и будут оказывать свое разрушительное влияние различные чуждые идеологические течения. Нельзя допустить возникновения пустот в сфере идеологии. Особенно в настоящее время, когда во всех областях человеческой деятельности, в том числе и информационной, происходит процесс глобализации, стремительное проникновение любой информации, не признающей практически никаких границ. Идеологические полигоны обладают большей силой, чем ядерные. Но если военное, экономическое, политическое давление ощущается сразу, то распознать идеологическое давление и его последствия очень трудно. Если в такой обстановке народ не будет обладать собственным мнением, твердыми убеждениями, накопленным жизненным опытом, сформировавшимся мировоззрением и крепкой волей, то он не сможет противостоять воздействию чуждых идеологий. Если у людей не будет собственной независимой и свободной идеологии, достойной и ясно видимой конкретной цели, такое общество потерпит крах.
Природа не терпит пустоты. В полной мере это применимо и к духовной жизни общества. Нежелание и неспособность власти реагировать на изменения в этой сфере, направлять, регулировать и контролировать процессы духовного развития неизбежно ведет к тому, что эту роль стремятся взять на себя другие, как правило, антинародные силы.
Интеллигенция
Утверждение национальной идеологии - это вопрос государственной важности, и поэтому это миссия тех, кто сегодня в Южной Осетии озабочен проблемами высшего смысла и высших целей, высшего долга. В современной национальной борьбе за выживание на первое место объективно выдвигаются интеллектуально развитые личности, пассионарии. От них требуется дать отпор агрессии стратегического противника на духовные твердыни нации. Главные реальные адекватные действия должна предпринять интеллектуальная часть нации - интеллигенция. Сегодня спасти нацию могут лишь последователи Александра Тибилова, Рутена Гаглоева, многих других кристально честных и благородных, истинных осетинских интеллигентов, не пожалевших своих жизней во благо родного народа. Эффективны действия той интеллигенции, которая не отделяет свою судьбу от судьбы Родины, искренне переживает за то, что сегодня происходит в жизни страны, борется за ее будущее.
Поскольку «оружие массового поражения» невидимого врага направлено на идейные основы национального самосознания, интеллигенция, как интеллектуальная совесть нации, должна встать в первых рядах защитников Фыдыбаста. В этом сегодня ее главное национальное призвание и историческая ответственность. Необходима ее всеобщая мобилизация на защиту основ национального самосознания, на выработку адекватной идеологической стратегии. Главное - что у людей в головах. Национальная интеллигенция, обладающая соответствующим мировоззренческим аппаратом - знаниями, интеллектом, духовностью и совестью, культурой, должна оценить прошлое и осознать настоящее, сформировать новый исторический образ будущего осетинского народа, определить его в слове.
Занята ли этим нынешняя осетинская интеллигенция? Апатия и пассивное следование за обстоятельствами, созданными антинациональными силами, подыгрывание власти, бездействие в конкретной зоне гражданской ответственности интеллигенции, в сфере национальной идеологии, сегодня недопустимы. А для реализации своего предназначения необходимо обеспечить патриотично настроенной интеллигенции всемерную поддержку и максимально возможное ее участие в управлении обществом и государством.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.