Станислав Белковский: Для Саакашвили лучше война, чем мир

Два года минуло с тех пор, как грузинские войска вторглись на территорию Южной Осетии, обрушили на её спящую столицу - город Цхинвал - море огня. В августе 2008-го России пришлось защищать своих граждан в этой республике, а для этого провести «операцию по принуждению Грузии к миру».
Практически сразу после 5-дневных военных действий, в результате которых разгромленные и деморализованные грузинские войска в панике бежали, а президент Грузии Саакашвили перед телевизионной камерой чуть не съел свой галстук, Москва и Евросоюз, в лице президента Франции Николя Саркози, предложили официальному Тбилиси план по выходу из сложившейся ситуации.
Но грузинский лидер Михаил Саакашвили предпочел реальным делам воинственную риторику. И вот два года спустя, после 12 раундов переговоров в Женеве Тбилиси отказывается подписывать документ о неприменении силы. То же самое происходило и два года назад: незадолго до вторжения в Южную Осетию грузинская сторона отказалась подписать аналогичный документ в рамках проходивших тогда переговоров. А потом на Южную Осетию обрушились снаряды.
Впрочем, и развязывание войны, и нежелание идти на какие-либо компромиссы для ряда грузинских политиков и в первую очередь президента Саакашвили имеет решающее значение, отмечает «Голосу России» политолог Станислав Белковский:
«Для президента Грузии Михаила Саакашвили вопрос территориальной целостности и тем самым вопрос поддержания конфликта с Россией, Абхазией и Южной Осетией - это вопрос политического выживания. И здесь пойти на попятную он не может. Это для него гораздо важнее, чем, собственно, мир».
«Ясно, что после истечения срока его президентских полномочий, Саакашвили планирует остаться в политике, у власти. Может, в каком-то другом качестве. Но остаться во власти он может только на волне противостояния с Россией, на антироссийской ноте, на противостоянии с Абхазией и Южной Осетией. Поэтому никаких документов, которые бы легитимизировали нынешнее положение вещей, ни при каких условиях он подписывать не будет. Для него лучше война и сохранение власти, чем мир и постепенный отход от дел», - отмечает Станислав Белковский.
Личные амбиции Саакашвили подогревают нестабильность в целом регионе. Постоянные отказы Тбилиси подписать документ о неприменении силы рождают естественное недоверие у Цхинвала. Долго это продолжаться не может. Терпение осетин не безгранично, и несмотря на все усилия России и ЕС, переговорный процесс может просто прекратиться. Впрочем, надежда есть, считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин:
«В перспективе очень длительное, к сожалению, мучительное, но все-таки движение грузинской политической элиты к пониманию того, что без примирения с людьми, без установления доверия с народами этих республик какого-либо даже не воссоединения, а установления отношений не будет».
Вот сколько еще лет потребуется на это грузинской политической элите - сложно сказать.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.