Мифотворцы
Но Набздоров хоть что-то делал! Он был для Южной Осетии не случайным человеком. Никогда не обращали внимания - кого конкретно делегирует ОБСЕ в качестве военных наблюдателей? В 2004 году, например, это были два симпатичных венгра, полковник и капитан. Я быстро нашел с ними общий язык в прямом смысле слова (я с детства говорю по-венгерски), и выяснилось, что оба они учились в СССР в Тбилисском артиллерийском училище. Они прекрасно знали и любили Грузию, жили в Гори, и были артиллеристами, что в 2004 году было принципиальным моментом. После их «мониторинга» осетинских позиций следующим же вечером грузинские снаряды ложились значительно точнее. Полковнику собирались дать генерала и отозвать в Венгрию, а он этого страшно не хотел, поскольку в миссии ОБСЕ платят больше, чем командиру дивизии самоходок в Сегеде.
Генерал-майор Марат Кулахметов, при всем уважении, стал первым командующим миротворческими силами, назначение которого откладывалось несколько месяцев, потому что его биография «изучалась» грузинской стороной. Ранее формат не требовал этой опции. До его назначения грузинской стороной (конкретно Хаиндравой) была инициирована дискуссия о том, что хватит, мол, русских присылать, хоть это и многолетняя традиция, надо попробовать назначить командующим грузинского генерала. Хаиндрава, как опытный переговорщик, озвучил крайнюю точку зрения - позицию, на которую никто заведомо бы не согласился. А в ходе дальнейшей дискуссии и была выработана «взвешенная», «компромиссная» позиция - «обсуждение» персоны командующего. Если и дальше следовать этой логике, то следующий командующий уже будет проходить «собеседование» у Саакашвили.
Конечно, рассудительный татарин Кулахметов по личностным характеристикам «приемлимее» взрывного и искреннего белоруса Набздорова. Тот - хоть и бестолку, но все-таки периодически выводил танки из боксов. Безусловно, при Набздорове никакие траншеи и минометные точки над Мугутом не появились бы по определению. Срыл бы к чертовой матери. И ввел бы пару танков в Авневи, чтоб неповадно было дополнительные посты выставлять. Но дело не только в персоналиях. Ни для кого не секрет, что при всех командующих миротворцы подчиняются негласному приказу из Москвы: сидеть тихо, ни во что не вмешиваться. Оказать поддержку только тогда, когда дело совсем швах. Вербально это озвучивалось и в такой форме: вы там держитесь до последнего, а мы потом поможем.
Это решение глубоко политическое, а не военное. 70 русских танков нависают над Грузией вполне реальной угрозой и до сих пор остаются «фактором сдерживания». Но «неучастие» давно уже стало принципиальным, если хотите, «фирменным» стилем поведения Москвы во внешней политике. Это не забота о солдатах (в конце концов, это их работа, они за нее немалые деньги получают), это стремление как можно дальше отодвинуть «точку невозврата», за которой России придется выступить на этом поле решающим игроком. Именно этого никто и не хочет. Отсутствует политическая воля к принятию решений. Несмотря на риторику «второй холодной войны» за зубчатой стеной еще немало «опасающихся» давления США в случае совершения Россией хоть каких-то активных самостоятельных действий. А нынешний министр обороны, по должности ставящий задачи миротворцам, за время пребывания на своем посту успел только довольно успешно развалить ВВС и инкогнито побывать в питерском Нахимовском училище (зачем, кстати?). Как сказал тут в кулуарах один известный, но уже пенсионный генерал: «Лучше бы Путин на эту должность своего лабрадора Кони назначил. Не так обидно было бы...».
Еще вопрос. Почему Грузия активно пытается добиться пересмотра мандата миротворцев в Абхазии, а в Южной Осетии их формат вроде бы устраивает? Да потому что формат «трехсторонний». Наспех и без достаточного экспертного обеспечения придуманные Дагомысские соглашения еще долго будут аукаться всем. Наличие в миротворческих силах грузинского батальона открывает Тбилиси широкое поле возможностей. Уже сколько раз они обряжали в форму миротворцев черте кого и черте в каком количестве. На численность постов и гарнизонов сел они уже давно плюют с тбилисской телевышки. А карта постов составлена так неумело, что граничит с провокацией. А ведь на ней подписывались и Кулумбегов, и Тезиев.
Сейчас уже поздно пить «Багиату». Все уже отвалилось давно. Формат миротворческой операции пересматривать нельзя, поскольку тогда Тбилиси поставит вопрос о присутствии третьей страны. Кое-кто из «третьих» уже тянет руки в знак готовности. Пересмотр карты постов более возможен, но чреват уступками. Следовательно, дело только в политической воле и чисто человеческой решимости. Воля - в Москве. А решимость должна быть у командующего. Иначе миротворцы превращаются в «мифотворцев», большую пиар-акцию людей, которые сидят себе в казармах и не делают решительно ничего, дожидаясь зарплаты и повышений. А это - помимо большой политики - бесит и на чисто человеческом уровне. В 2004 году мне приходилось изобретать сложные словесные формулы, отвечая на вопрос простых цхинвальцев «когда же, наконец, Россия нам поможет?». Я работал психотерапевтом для целой улицы. Само присутствие меня и моей жены, особенно во время обстрелов, воспринималось как форма российской помощи. Заметьте, не миротворцев, а двух человекоединиц из Москвы. Общественное настроение меняется со знаком «минус». А ведь, правда, сложно смотреть как люди бездельничают.Евгений КРУТИКОВ
ИА ОСинформ
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.